Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

25.09.2023

Письмо Минфина России от 21.08.2023 г. № 03-07-08/78762

Вопрос: ООО (далее - Организация) импортировало сырьевые материалы в многооборотной таре в течение IV квартала 2021 г. и I квартала 2022 г. При ввозе сырья тара была помещена под таможенную процедуру временного ввоза без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов сроком на 365 дней (основание: п. 2 ст. 223 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза). По истечении указанного периода тара не была вывезена с территории РФ, в связи с чем таможенным органом были выпущены корректировочные таможенные декларации и начислены таможенные пошлины и НДС.

Данная многооборотная тара в течение указанного периода использовалась Организацией для хранения и перемещения сырья.

Может ли Организация учесть суммы уплаченных пошлин в качестве расходов при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций?

Есть ли у Организации право принять к вычету НДС, уплаченный таможенному органу за многооборотную тару?

23.09.2023

Письмо Минфина России от 18.08.2023 г. № 03-07-07/78610

Вопрос: В настоящее время организация является участником проекта "Сколково", что дает ей право применять льготы по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество, установленные законом.

В соответствии со ст. ст. 145.1 и 381 НК РФ право на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и налога на имущество прекращается в случае, если статус участника проекта утрачивается и (или) совокупный размер прибыли участника проекта, рассчитанный в соответствии с гл. 25 НК РФ нарастающим итогом начиная с 1-го числа года, в котором годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), полученной этим участником проекта, превысил 1 (один) млрд руб., превысил 300 млн руб., с 1-го числа налогового периода, в котором произошло превышение указанного совокупного размера прибыли.

На текущий момент организация соблюдает все установленные требования для применения льготы по налогу на добавленную стоимость и налогу на имущество. Однако дальнейшая предпринимательская деятельность организации может привести к увеличению объема выручки и, как следствие, к превышению порогового значения выручки, но не прибыли, закрепленного в п. 2 ст. 145.1 НК РФ. Таким образом, планируемый объем выручки от реализации услуг нарастающим итогом начиная с 1-го числа текущего года может превысить 1 млрд руб., при этом совокупная прибыль с 1-го числа налогового периода не превысит 300 млн руб.

Сохраняется ли право на применение льготы по налогу на добавленную стоимость в случае, если объем выручки организации составит 1 млрд руб. и более, но при этом прибыль - менее 300 млн руб.?

В случае если льгота по налогу на добавленную стоимость сохраняется при показателях выручки более 1 млрд руб. и прибыли менее 300 млн руб., возникает ли обязанность представления налоговой декларации?

Сохраняется ли право на применение льготы по налогу на имущество в случае, если объем выручки организации составит 1 млрд руб. и более, но при этом прибыль - менее 300 млн руб.?

Возникает ли обязанность представления декларации по налогу на прибыль со ставкой 0%, если объем выручки организации составит 1 млрд руб. и более, но при этом прибыль - менее 300 млн руб.?

Письмо Минфина России от 23.08.2023 г. № 03-07-09/80296

Вопрос: Организация является сельхозтоваропроизводителем - племенным репродуктором. Основной вид деятельности - выращивание и реализация племенных сельскохозяйственных животных. Организация применяет специальный налоговый режим - единый сельскохозяйственный налог. С 2009 г. на основании заявления организация освобождена от исчисления и уплаты НДС. Основным доходом является доход от реализации племенного поголовья крупного и мелкого рогатого скота, что в силу пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ не является операциями, подлежащими налогообложению по налогу на добавленную стоимость (освобождаемыми от налогообложения). В связи с этим требуется ли в случае реализации племенной продукции выставлять счет-фактуру покупателю и формировать налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, если операция по реализации племенных животных не подлежит налогообложению (пп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ)?

21.09.2023

Письмо Минфина России от 14.07.2023 г. № 03-03-06/1/65930

Вопрос: О применении пониженных ставок по налогу на прибыль участником СЭЗ в Республике Крым.

20.09.2023

Письмо Минфина России от 29.07.2023 г. № 03-07-07/71382

Вопрос: Организация является заказчиком-застройщиком, все работы выполняет генеральный подрядчик. Объект - многоквартирный дом с нежилыми помещениями, расположенными в цокольном этаже. В соответствии с Письмом Минфина России от 12.11.2020 N 03-07-15/98846, а также многими разъяснениями и определениями Верховного Суда РФ услуги застройщика, оказываемые по договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу застройщиком участнику долевого строительства объекта по договору участия в долевом строительстве в виде нежилых помещений в многоквартирном доме, не подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость на основании пп. 23.1 п. 3 ст. 149 НК РФ. Но цена договора определена в договоре как сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства и денежных средств на оплату услуг застройщика. Услуги застройщика НДС не облагаются. Облагается ли НДС сумма денежных средств на возмещение затрат на строительство (создание) объекта долевого строительства при передаче застройщиком участнику долевого строительства объекта по договору участия в долевом строительстве в виде нежилых помещений в многоквартирном доме?

19.09.2023

Письмо Минфина России от 24.07.2023 г. № 03-07-07/68951

Вопрос: В сети Интернет имеется Письмо Минфина России от 23.03.2022 N 03-07-11/22892 (далее - Письмо), в котором идет речь об освобождении от уплаты НДС при ввозе имплантатов стоматологических системы SKY Implant System (далее - Товар 1). В обосновании указано, что данный товар не подлежит обложению НДС, так как его можно классифицировать по одному из кодов ТН ВЭД ЕАЭС - 9021 29 000 3, 9021 29 000 4 и 9021 29 000 9, а также товару в регистрационном удостоверении присвоен код ОКПД 2 32.50.22.194, который включен в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень).

Организация планирует импортировать в РФ полностью идентичную по своим свойствам, материалам и функциям Товару 1 систему дентальной имплантации (далее - Товар 2). Однако на момент регистрации медицинского изделия в ОКПД 2 отсутствовал код 32.50.22.194, который был введен Изменением 44/2020 ОКПД 2, утвержденным Приказом Росстандарта от 26.05.2020, поэтому Товару 2 был присвоен наиболее подходящий код ОКПД 2, а именно 32.50.22.130 - "Зубы искусственные".

Как указано в Письме, "в введении Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности, утвержденного Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, указано, что в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Детализация на нижней ступени классификационного деления осуществляется только в тех случаях, когда производится деление категории (XX.XX.XX.XX0) продукции (услуг, работ) на несколько подкатегорий (XX.XX.XX.XXX)", а также "Примечанием 1 к Перечню установлено, что для применения раздела I "Медицинские изделия" Перечня следует руководствоваться указанными кодами единой Товарной номенклатуры внешней экономической деятельности ЕАЭС (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) с учетом ссылки на соответствующий код по классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий".

Таким образом, Товар 1 и Товар 2 относятся к одному виду 32.50.22 "Суставы искусственные; ортопедические приспособления; искусственные зубы; зуботехнические приспособления; искусственные части человеческого тела, не включенные в другие группировки". Данные изделия, в зависимости от материала изготовления, могут классифицироваться в подсубпозициях 9021 29 000 3, 9021 29 000 4 и 9021 29 000 9. Также Товар 1 и Товар 2 имеют одинаковые функции, свойства и принципы действия на организм человека. Однако исходя из норм законодательства следует, что для Товара 1 предусмотрено освобождение от уплаты НДС, а для Товара 2 такое освобождение не предусмотрено, что ставит организации, реализующие одинаковый товар, в разные условия.

При устном общении с Росздравнадзором специалисты ведомства дали понять, что вносить изменения в регистрационное удостоверение с целью указания корректного кода ОКПД 2 они не намерены, так как на момент регистрации код 32.50.22.130 соответствовал регистрируемому изделию и на данный момент отсутствуют причины для внесения изменений.

Исходя из изложенного выше у организации возникают следующие вопросы.

Может ли организация претендовать на освобождение от НДС при ввозе системы дентальной имплантации, учитывая вышеизложенную информацию?

Если ответ на первый вопрос отрицательный, то какие действия совершить, чтобы Товар 2 был освобожден от НДС при ввозе?

Может ли Минфин России на основании п. 3 ст. 8 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" направить обращение в Росздравнадзор с просьбой о внесении изменений в регистрационные удостоверения в части кода ОКПД 2 в том случае, если после регистрации медицинского изделия появился более подходящий код ОКПД 2?

Письмо Минфина России от 25.07.2023 г. № 03-07-05/69396

Вопрос: Об НДС в отношении услуг банка по свидетельствованию уполномоченным должностным лицом подлинности подписей при оформлении карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Письмо Минфина России от 26.07.2023 г. № 03-07-07/69938

Вопрос: Каков порядок определения среднемесячной начисленной заработной платы в целях применения пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ?

АО зарегистрировано на территории города Тюмени (Тюменская область). Основным видом деятельности АО является деятельность по организации общественного питания. За предшествующий год общая сумма доходов организации, определяемых в порядке, установ-ленном гл. 25 НК РФ, не превысила в совокупности два миллиарда рублей, а удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов организации составил не менее 70%. Расчеты по страховым взносам представляются в Инспекцию ФНС России по г. Тюмени.

Согласно нормам ст. 149 НК РФ установлены следующие льготы при исчислении на-лога на добавленную стоимость:

- пп. 5 п. 2 ст. 149 НК РФ: не подлежит налогообложению (освобождается от налого-обложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ: продуктов питания, непосредственно произведенных столовыми образова-тельных и медицинских организаций и реализуемых ими в указанных организациях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или организациям;

- пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2022): не подлежат нало-гообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции: оказание услуг общественного питания через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание).

При этом начиная с 01.01.2024 дополнительным условием для применения льготы по НДС согласно пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ является следующее условие: за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, среднемесячный размер вы-плат и иных вознаграждений, начисленных организацией или индивидуальным предприни-мателем в пользу физических лиц, определяемый исходя из данных расчетов по страховым взносам, должен быть не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации, в налоговые органы которого представляются ука-занные расчеты, за предыдущий календарный год по виду экономической деятельности, оп-ределяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разд. I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД 2. Информация о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации по указанному виду экономической деятельности размещается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, в единой межведомственной информационно-статистической системе, доступ к которой осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. При отсутствии указанной информации в единой межведомственной информационно-статистической системе за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение, используется аналогичная информация за первые девять месяцев указанного календарного года.

Исходя из информации органа статистики, размещенной в единой межведомственной информационно-статистической системе, сведения о размере среднемесячной начисленной заработной платы в субъекте Российской Федерации (Тюменская область), экономическую деятельность в котором осуществляет АО, приведены в следующем виде.

 

Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков    Тюменская область

    Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа)

 

При этом размер среднемесячной начисленной заработной платы по региону "Тюмен-ская область" и региону "Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного окру-га - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа)" существенно различается.

Учитывая вышеизложенное, какой именно показатель среднемесячной заработной платы следует использовать АО в целях применения пп. 38 п. 3 от. 149 НК РФ: показатель по региону "Тюменская область" или показатель по региону "Тюменская область (кроме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа)"?

18.09.2023

Письмо Минфина России от 24.07.2023 г. № 03-07-11/68863

Вопрос: Лицензиар предоставляет лицензиату на условиях простой неисключительной лицензии право использования программ для электронно-вычислительных машин (ЭВМ). Срок, на который лицензиату предоставляется право использования программы для ЭВМ, соответствует сроку действия исключительного права правообладателя на данную программу. Оплата лицензионного вознаграждения производится единовременно в размере 100% не позднее 10 дней с момента предоставления прав использования (передачи лицензии).

Как и в каком периоде отражаются для целей исчисления налога на прибыль у лицензиата расходы за предоставление лицензий и когда возникает право на вычет НДС, учитывая п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, согласно которому при признании объекта облагаемым НДС в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ необходимо принимать во внимание, что ст. 148 НК РФ исходит из более широкого понятия услуг, включая в них предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав и ряд других гражданско-правовых обязательств?

Письмо Минфина России от 25.07.2023 г. № 03-07-07/69446

Вопрос: С 01.01.2022 пп. 38 п. 3 ст. 149 НК РФ предусматривается освобождение от уплаты НДС услуг общественного питания в ресторанах, кафе, столовых и иных аналогичных объектах, а также при выездном обслуживании.

Для применения льготы у налогоплательщика за предшествующий календарный год должны быть:

- сумма доходов в совокупности менее 2 млрд руб.;

- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов не менее 70%;

- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, определяемый из РСВ, не ниже размера среднемесячной зарплаты по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" разд. I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с ОКВЭД в субъекте РФ, в налоговые органы которого сдается РСВ (условие применяется в отношении налоговых периодов начиная с 01.01.2024).

Как организации определять среднемесячную зарплату и с какими субъектами РФ организации производить сравнение среднемесячной зарплаты, если организация имеет обособленные подразделения в разных субъектах РФ (которым не открыты расчетные счета в банках и которые не производят начисления и выплаты физлицам) и сдает РСВ по месту своего нахождения в целом по организации?

Письмо Минфина России от 27.07.2023 г. № 03-07-07/70519

Вопрос: В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" общество является доверительным управляющим (далее - Д.У.) нескольких паевых инвестиционных фондов (далее - ПИФ).

В состав активов ПИФа приобретаются имущественные права из договоров участия в долевом строительстве объектов недвижимого имущества, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". После получения объектов недвижимого имущества по актам приема-передачи апартаменты, машино-места и жилые помещения отделываются, меблируются и предоставляются физическим лицам в аренду для личного использования.

С каждым арендатором общество - Д.У. ПИФа заключает договор аренды, в котором в том числе фиксируется информация о стране резидентства арендатора.

На основании п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению НДС предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Положения данного пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации.

Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяется вышеуказанная норма, установлен Приказом МИД России N 6498, Минфина России N 40н от 08.05.2007 "Об утверждении Перечня иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых, аккредитованных в Российской Федерации, применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении им в аренду помещений на территории Российской Федерации" (далее - Перечень).

При этом согласно Перечню в отношении большинства государств возможно применение освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость при предоставлении в аренду служебных (офисных) и жилых помещений без ограничений.

Поскольку апартаменты, предоставляемые в аренду обществом - Д.У. ПИФа, предназначены для личного проживания физических лиц (несмотря на то что апартаменты, в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, не относятся к жилым помещениям), а машино-места предназначены для личного использования арендаторами, верно ли, что положения п. 1 ст. 149 НК РФ распространяются на доход, получаемый обществом - Д.У. ПИФа от сдачи апартаментов и машино-мест в аренду нерезидентам, являющимся гражданами государств, перечисленных в Перечне?

08.09.2023

Письмо Минфина России от 11.07.2023 г. № 03-07-07/64495

Вопрос: В соответствии с Письмом Минфина России от 05.04.2019 N 03-07-11/23962 (далее - Письмо) при реализации составных частей медицинского изделия без наличия регистрационного удостоверения на данные составные части с указанием кодов, предусмотренных перечнем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042, освобождение от налога на добавленную стоимость не применяется.

Однако на 2023 г. сформирована стойкая судебная практика (Постановления Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.09.2022 по делу N А43-37830/2021, Арбитражного суда Московского округа от 24.08.2021 по делу N А40-242476/20-21-1651, от 21.04.2021 по делу N А40-133386/20-2-668, от 24.08.2021 N Ф05-19330/2021 по делу N А40-242476/20-21-1651, от 01.02.2021 N Ф05-24025/2020 по делу N А40-308870/2019, Определение Верховного Суда РФ от 16.01.2023 по делу N А43-37830/2021, Решения Арбитражного суда Нижегородской области от 06.12.2023 по делу N А43-35605/2022, от 27.03.2023 по делу N А43-41427/2022, от 12.04.2023 по делу N А43-41429/2022), которая говорит о том, что данное утверждение Минфина России не соответствует нормам действующего законодательства.

Однако таможенные органы по сей день ссылаются на вышеуказанное Письмо Минфина России и не желают признавать сложившуюся судебную практику, что затрудняет работу организаций, которые занимаются ввозом на территорию РФ медицинских изделий.

При ввозе отдельных самостоятельных компонентов, поименованных в регистрационном удостоверении, таможенные органы устанавливают на такой товар НДС в размере 20%, вынуждая по каждому отказу таможенного органа заявителя обращаться в суд и признавать такой отказ от освобождения от НДС незаконным.

На основании вышеизложенного, принимая во внимание сложившуюся судебную практику, возможно ли освобождение от уплаты НДС в связи с ввозом отдельных (самостоятельных) компонентов медицинского изделия, поименованных в регистрационном удостоверении и подпадающих под перечень медицинских товаров, реализация которых на территории Российской Федерации и ввоз которых на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежат обложению (освобождаются от обложения) налогом на добавленную стоимость, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042?

07.09.2023

Письмо Минфина России от 20.06.2023 г. № 03-07-07/56831

Вопрос: Может ли организация, производящая и реализующая на территории Российской Федерации продовольственные товары (пищевую продукцию) и получившая декларации о соответствии ЕАЭС, руководствоваться кодами ТН ВЭД для определения ставки НДС?

Правомерно ли при определении ставки НДС для продовольственных товаров руководствоваться позицией, изложенной в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, Письме ФНС России от 17.03.2017 N СД-4-3/4837@, Письме Минфина России от 06.05.2019 N 03-07-14/32743, согласно которой для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый на территории Российской Федерации товар соответствовал коду, определенному Правительством Российской Федерации, со ссылкой хотя бы на один из двух источников - ОКПД 2 или ТН ВЭД ЕАЭС (поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия)?

Письмо Минфина России от 14.06.2023 г. № 03-07-11/54482

Вопрос: В связи с изменениями в НК РФ предприниматели, осуществляющие розничную торговлю ювелирными изделиями, с 01.01.2023 теряют право на применение УСН.

До сих пор у контролирующих органов нет четкой позиции, имеет ли право плательщик УСН с объектом обложения "доходы" при переходе на ОСН предъявить к вычету НДС по товарам, имеющимся на остатках на 01.01.2024 (на момент перехода).

Существует позиция, что налогоплательщики с объектом обложения "доходы" не имеют права на вычет по НДС, так как норма, содержащаяся в п. 6 ст. 346.25 НК РФ, действует в случае, если налогоплательщики в соответствии с законодательством имели возможность отнести суммы НДС к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН. Таким образом, делается вывод, что указанная норма не может быть истолкована как разрешающая применить право на вычет по НДС налогоплательщику с объектом обложения "доходы". Данная норма распространяется только на налогоплательщиков с объектом обложения "доходы минус расходы". Однако в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 24.05.2021 указана прямо противоположная логика в отношении вопроса о возможности применения вычета по НДС при переходе на ОСН с УСН с объектом обложения "доходы".

Согласно Определению Суда ни гл. 21 НК РФ, ни ст. 346.25 НК РФ, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на ОСН с УСН, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения специального налогового режима по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на ОСН.

Положения п. 6 ст. 346.25 НК РФ ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями НК РФ не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг).

В процессе производства и коммерческой реализации товаров (работ, услуг) расходы поставщика по уплате налога в бюджет фактически перекладываются на покупателя, который, осуществляя, в свою очередь, реализацию полученного товара как поставщик, также получает компенсацию, но уже от последующего покупателя. Цепь переложения налога завершается тогда, когда имеет место реализация товаров (работ, услуг) их потребителю, который и несет фактическое налоговое бремя НДС. С этой целью законодателем предусмотрен механизм определения суммы налога к уплате с учетом налоговых вычетов (суммы налога, перечисленной налогоплательщиком своим поставщикам товаров (работ, услуг), которые в соответствии с п. 2 ст. 171 НК РФ уменьшают его налоговую базу по НДС). Исходя из указанных положений вычет налогоплательщиком-покупателем сумм НДС, предъявленных ему контрагентами при приобретении товаров (работ, услуг), не является факультативным элементом налогообложения. По общему правилу налогоплательщику, использующему приобретенные товары (работы, услуги) для ведения облагаемой НДС деятельности, гарантируется право вычета "входящего" налога, предъявленного контрагентами, а исключения из указанного правила должны быть предусмотрены законом. Следовательно, само по себе то обстоятельство, что спорные суммы "входящего" налога были предъявлены налогоплательщику в период применения им УСН ("доходы"), не могло служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода организации на ОСН.

Имеет ли право налогоплательщик на вычет по НДС по остаткам товара при переходе на ОСН с УСН ("доходы") при условии наличия правильно оформленных счетов-фактур от поставщиков?

06.09.2023

Письмо Минфина России от 23.06.2023 г. № 03-07-07/58595

Вопрос: Согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ операции займа в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом согласно п. 2 данной статьи НК РФ указанное положение не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, суммы комиссий за снижение процентной ставки, отсрочку платежей по займу, изменение срока погашения по графику и срока возврата займа, получаемые заимодавцем от заемщика по договору займа в денежной форме, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость заимодавцем не включаются, поскольку суммы таких комиссий по существу являются денежными средствами, связанными с оплатой услуг по предоставлению займа в денежной форме, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2021 N 03-07-07/46197.

Организация планирует внедрить дополнительную услугу льготной реструктуризации займа. Данная услуга может быть приобретена заемщиком исключительно в случае заключения договора займа, и стоимость данной услуги рассчитывается исходя из суммы займа. По условиям такой услуги в случае наступления ряда событий (например, болезнь, депортация клиента и пр.) такому клиенту по его заявлению пролонгируется срок займа, и (или) снижается процентная ставка, и (или) останавливается начисление процентов и пр. Комиссия (вознаграждение) за данную услугу будет получаться заимодавцем от заемщика непосредственно после перечисления заемщику денежных средств по договору займа путем удержания денежных средств из суммы займа или из собственных средств заемщика в кассу организации.

Освобождаются ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость суммы комиссий (вознаграждений) по описанной выше услуге льготной реструктуризации?

НДС   

Письмо Минфина России от 23.06.2023 г. № 03-07-11/58451

Вопрос: Возникают вопросы по учету расходов на услуги по утилизации отходов I и II классов опасности, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности организации.

Речь идет об отходах в виде приобретенных ранее и затем использованных люминесцентных ламп (код 47110101521: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) и аккумуляторов батарей (код 92011001532: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом).

Данный вопрос возник ввиду того, что в рамках реализации федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности" в составе национального проекта "Экология" Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 N 2684-р ФГУП определено федеральным оператором по обращению с отходами I - II классов опасности. С 1 марта 2022 г. федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов на всей территории РФ.

Был заключен договор с ФГУП об утилизации отходов I и II классов опасности. Согласно договору отходы передаются по акту приема-передачи (счет-фактура не оформляется) и платятся деньги за их утилизацию. При этом денег за эти отходы организация не получает от ФГУП.

В договоре, заключенном с ФГУП об утилизации отходов, нет ни слова о переходе права собственности на передаваемые отходы. Есть только фраза о праве собственности на вторичные отходы, которые возникнут у ФГУП после утилизации отходов. Выдержка из текста договора:

"38.1. На основании ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", гл. 14 Гражданского кодекса РФ стороны определили, что, в случае если федеральный оператор самостоятельно оказывает услуги по настоящему договору, право собственности на вторичные ресурсы (сырье, продукцию) и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг по настоящему договору, возникает у федерального оператора, если иное не установлено соглашением сторон.

В случае если для исполнения настоящего договора федеральный оператор привлекает на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности операторов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности (далее - операторы), заказчик уполномочивает настоящим договором федерального оператора предусмотреть в договоре с операторами условие о переходе права собственности на вторичные ресурсы (сырье, продукцию) и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг по настоящему договору и договору федерального оператора с операторами, от заказчика указанным операторам. В этом случае право собственности на вторичные ресурсы (сырье, продукцию) и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг, возникает у операторов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности в момент образования вторичных ресурсов (сырья, продукции) и отходов, образовавшихся в результате оказания услуг, если иное не установлено соглашением сторон.

В указанных случаях ответственность перед надзорными органами за организацию оказания услуг, включая сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, а также за действия привлеченных к оказанию услуг в рамках настоящего договора операторов в полном объеме несет федеральный оператор с момента приема отходов для целей транспортирования к настоящему договору, за исключением случаев, когда экологические и другие последствия, в том числе связанные с ненадлежащей упаковкой отходов в тару и (или) упаковку (утечка и просыпание груза в процессе транспортирования), возникли по вине заказчика".

На сайте www.profiz.ru в Справочнике эколога есть ответ на вопрос: право собственности на отходы переходит к ФГУП?

Ответ такой: типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.

Организация применяет ОСН и осуществляет только деятельность, облагаемую НДС (производство пенополистирола). Деятельность ведется только на территории РФ. Один раз в год передаются отходы на утилизацию.

За услуги по утилизации отходов перечислено ФГУП 14 000 руб., в том числе НДС 2 333,33 руб. Правомерно ли будет учесть в материальных расходах для налогообложения прибыли всю сумму оприходованных услуг в размере 14 000 руб., а в бухучете данную операцию отразить так: Дт 26 Кт 60 в сумме 14 000 руб.?

Правильно ли будет руководствоваться нормами пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ: когда приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), предъявленные поставщиками суммы НДС учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг)?

Или в расходах для налогообложения прибыли надо отразить сумму 11 666,67 руб., а в бухучете сделать проводки:

Дт 26 Кт 60 в сумме 11 666,67 руб.

Дт 19 Кт 60 в сумме 2 333,33 руб.

Дт 68.02 Кт 19 в сумме 2 333,33 руб. (взять к вычету НДС)?

04.09.2023

Письмо ФНС России от 25.08.2023 г. № СД-4-3/10874@

Вопрос: О вычете по НДС, уплаченному в декабре 2022 г. при ввозе из Китая в РФ оборудования и его реализации.

01.09.2023

Письмо Минфина России от 05.06.2023 г. № 03-03-06/1/51617

Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль сумм НДС, не предъявленных покупателю и уплаченных за счет собственных средств в соответствии с требованиями законодательства.

30.08.2023

Письмо ФНС России от 17.07.2023 г. № СД-4-3/9048@

Вопрос: О размере суммы НДС, подлежащего восстановлению при возврате подрядчиком в результате расторжения договора аванса в рублях по курсу валюты ниже курса, действующего на дату перечисления аванса.

16.08.2023

Письмо Минфина России от 27.06.2023 г. № 03-07-07/59422

Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является разработчиком платформы по повышению осведомленности пользователей в области информационной безопасности (запись в реестре произведена на основании Приказа Минцифры России от 21.07.2021 N 750), а также состоит в реестре аккредитованных ИТ-организаций.

В настоящий момент поступил запрос на поставку программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса (ПАК). Фактически это означает, что ООО должно закупить серверное оборудование, предустановить ПО и поставить его в комплекте. Так как ПО состоит в реестре отечественного ПО, то в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ ООО вправе не облагать его НДС.

Имеет ли ООО право не начислять НДС на ПО в составе ПАК при формировании коммерческого предложения для заказчика, или ему необходимо отдельно подать или отдельно сертифицировать ПО в составе ПАК для использования льгот при его поставке?

Перейти к странице:
Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок