
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 03.08.2023 г. № 03-07-07/72795
Письмо Минфина России от 03.08.2023 г. № 03-07-07/72795
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью заключает лицензионные договоры о предоставлении права пользования программами для ЭВМ (на условиях удаленного доступа). Указанные программы включены в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Лицензионным договором, кроме предоставления права пользования программой, предусмотрены оказание услуг по поддержке работоспособности программы, устранение неисправностей и сбоев в работе программы, техническая поддержка использования программы и прочее, то есть лицензионный договор содержит также элементы договора оказания услуг. При этом перечисленные услуги оказываются в целях использования программы на условиях удаленного доступа, обеспечения качества программы и являются необходимой составной частью реализации исключительных прав на программу, без предоставления указанных услуг использование программы пользователем по назначению затруднительно и может повлечь риск ненадлежащего исполнения лицензиаром своих обязательств перед пользователем программы.
Согласно пп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Является ли правомерным освобождение от налогообложения реализации исключительных прав на программы ЭВМ и баз данных по лицензионным договорам, предмет которых включает, кроме предоставления права использования программы, также оказание услуг по технической поддержке использования программы и иных связанных услуг?
24.10.2023Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 03.08.2023 г. № 03-07-07/72795
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 06.06.2023, о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению по лицензионному договору прав на использование программ для электронных вычислительных машин (далее - ЭВМ), включенных в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, и услуг по технической поддержке и иных услуг, связанных с использованием этих программ, Департамент налоговой политики сообщает, что согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций, а также консультационные услуги не оказываются.
Одновременно сообщается, что согласно подпункту 26 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг по передаче исключительных прав на программы для ЭВМ и баз данных, включенные в единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Освобождение от налога на добавленную стоимость услуг по предоставлению технической поддержки программ для ЭВМ и иных сопутствующих услуг вышеуказанным подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 Кодекса не предусмотрено. В связи с этим такие услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Вместе с тем, в случае если услуги по технической поддержке и иные услуги, непосредственно связанные с использованием программ для ЭВМ, включены в стоимость передаваемых прав на использование данных программ и выделить их стоимость из стоимости передаваемых прав не представляется возможным, стоимость таких услуг налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не формирует.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
03.08.2023
Темы: НДС  Порядок определения налоговой базы  
- 14.07.2025 Комитет ГД одобрил законопроект о налоговых льготах производителям беспилотников
- 09.07.2025 Требуется ли исчислять НДС при передаче товаров зарубежному филиалу: ответ ФНС
- 30.06.2025 Минфин уточнил: когда «упрощенщик» обязан начать платить НДС
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 04.10.2023 Командировка в Республику Беларусь: как учесть «иностранные» ГСМ?
- 25.08.2023 Как учитывается НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за счет бюджетных инвестиций, полученных в 2018 году?
- 16.07.2025
Налоговый орган
начислил пени, приходящиеся на доначисленные суммы НДС и налога на прибыль организаций, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт начисления пеней признан правомерным, установлено, что налоговым органом исключены начисления пеней в период действия моратория.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 02.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
Комментарии