
Письмо Минфина России от 23.06.2023 г. № 03-07-07/58595
Вопрос: Согласно пп. 15 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ операции займа в денежной форме, включая проценты по ним, освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 162 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). При этом согласно п. 2 данной статьи НК РФ указанное положение не применяется в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость.
Таким образом, суммы комиссий за снижение процентной ставки, отсрочку платежей по займу, изменение срока погашения по графику и срока возврата займа, получаемые заимодавцем от заемщика по договору займа в денежной форме, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость заимодавцем не включаются, поскольку суммы таких комиссий по существу являются денежными средствами, связанными с оплатой услуг по предоставлению займа в денежной форме, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 11.06.2021 N 03-07-07/46197.
Организация планирует внедрить дополнительную услугу льготной реструктуризации займа. Данная услуга может быть приобретена заемщиком исключительно в случае заключения договора займа, и стоимость данной услуги рассчитывается исходя из суммы займа. По условиям такой услуги в случае наступления ряда событий (например, болезнь, депортация клиента и пр.) такому клиенту по его заявлению пролонгируется срок займа, и (или) снижается процентная ставка, и (или) останавливается начисление процентов и пр. Комиссия (вознаграждение) за данную услугу будет получаться заимодавцем от заемщика непосредственно после перечисления заемщику денежных средств по договору займа путем удержания денежных средств из суммы займа или из собственных средств заемщика в кассу организации.
Освобождаются ли от налогообложения налогом на добавленную стоимость суммы комиссий (вознаграждений) по описанной выше услуге льготной реструктуризации?
Письмо Минфина России от 23.06.2023 г. № 03-07-11/58451
Вопрос: Возникают вопросы по учету расходов на услуги по утилизации отходов I и II классов опасности, образовавшихся в результате хозяйственной деятельности организации.
Речь идет об отходах в виде приобретенных ранее и затем использованных люминесцентных ламп (код 47110101521: лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) и аккумуляторов батарей (код 92011001532: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом).
Данный вопрос возник ввиду того, что в рамках реализации федерального проекта "Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности" в составе национального проекта "Экология" Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 N 2684-р ФГУП определено федеральным оператором по обращению с отходами I - II классов опасности. С 1 марта 2022 г. федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов на всей территории РФ.
Был заключен договор с ФГУП об утилизации отходов I и II классов опасности. Согласно договору отходы передаются по акту приема-передачи (счет-фактура не оформляется) и платятся деньги за их утилизацию. При этом денег за эти отходы организация не получает от ФГУП.
В договоре, заключенном с ФГУП об утилизации отходов, нет ни слова о переходе права собственности на передаваемые отходы. Есть только фраза о праве собственности на вторичные отходы, которые возникнут у ФГУП после утилизации отходов. Выдержка из текста договора:
"38.1. На основании ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", гл. 14 Гражданского кодекса РФ стороны определили, что, в случае если федеральный оператор самостоятельно оказывает услуги по настоящему договору, право собственности на вторичные ресурсы (сырье, продукцию) и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг по настоящему договору, возникает у федерального оператора, если иное не установлено соглашением сторон.
В случае если для исполнения настоящего договора федеральный оператор привлекает на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности операторов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности (далее - операторы), заказчик уполномочивает настоящим договором федерального оператора предусмотреть в договоре с операторами условие о переходе права собственности на вторичные ресурсы (сырье, продукцию) и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг по настоящему договору и договору федерального оператора с операторами, от заказчика указанным операторам. В этом случае право собственности на вторичные ресурсы (сырье, продукцию) и отходы, образовавшиеся в результате оказания услуг, возникает у операторов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности в момент образования вторичных ресурсов (сырья, продукции) и отходов, образовавшихся в результате оказания услуг, если иное не установлено соглашением сторон.
В указанных случаях ответственность перед надзорными органами за организацию оказания услуг, включая сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I и II классов опасности, а также за действия привлеченных к оказанию услуг в рамках настоящего договора операторов в полном объеме несет федеральный оператор с момента приема отходов для целей транспортирования к настоящему договору, за исключением случаев, когда экологические и другие последствия, в том числе связанные с ненадлежащей упаковкой отходов в тару и (или) упаковку (утечка и просыпание груза в процессе транспортирования), возникли по вине заказчика".
На сайте www.profiz.ru в Справочнике эколога есть ответ на вопрос: право собственности на отходы переходит к ФГУП?
Ответ такой: типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.
Организация применяет ОСН и осуществляет только деятельность, облагаемую НДС (производство пенополистирола). Деятельность ведется только на территории РФ. Один раз в год передаются отходы на утилизацию.
За услуги по утилизации отходов перечислено ФГУП 14 000 руб., в том числе НДС 2 333,33 руб. Правомерно ли будет учесть в материальных расходах для налогообложения прибыли всю сумму оприходованных услуг в размере 14 000 руб., а в бухучете данную операцию отразить так: Дт 26 Кт 60 в сумме 14 000 руб.?
Правильно ли будет руководствоваться нормами пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ: когда приобретенные товары (работы, услуги) используются для операций по производству и (или) реализации (а также передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), предъявленные поставщиками суммы НДС учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг)?
Или в расходах для налогообложения прибыли надо отразить сумму 11 666,67 руб., а в бухучете сделать проводки:
Дт 26 Кт 60 в сумме 11 666,67 руб.
Дт 19 Кт 60 в сумме 2 333,33 руб.
Дт 68.02 Кт 19 в сумме 2 333,33 руб. (взять к вычету НДС)?
Письмо ФНС России от 25.08.2023 г. № СД-4-3/10874@
Вопрос: О вычете по НДС, уплаченному в декабре 2022 г. при ввозе из Китая в РФ оборудования и его реализации.
Письмо Минфина России от 05.06.2023 г. № 03-03-06/1/51617
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль сумм НДС, не предъявленных покупателю и уплаченных за счет собственных средств в соответствии с требованиями законодательства.
Письмо ФНС России от 17.07.2023 г. № СД-4-3/9048@
Вопрос: О размере суммы НДС, подлежащего восстановлению при возврате подрядчиком в результате расторжения договора аванса в рублях по курсу валюты ниже курса, действующего на дату перечисления аванса.
Письмо Минфина России от 27.06.2023 г. № 03-07-07/59422
Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью (ООО) является разработчиком платформы по повышению осведомленности пользователей в области информационной безопасности (запись в реестре произведена на основании Приказа Минцифры России от 21.07.2021 N 750), а также состоит в реестре аккредитованных ИТ-организаций.
В настоящий момент поступил запрос на поставку программного обеспечения в составе программно-аппаратного комплекса (ПАК). Фактически это означает, что ООО должно закупить серверное оборудование, предустановить ПО и поставить его в комплекте. Так как ПО состоит в реестре отечественного ПО, то в соответствии с пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ ООО вправе не облагать его НДС.
Имеет ли ООО право не начислять НДС на ПО в составе ПАК при формировании коммерческого предложения для заказчика, или ему необходимо отдельно подать или отдельно сертифицировать ПО в составе ПАК для использования льгот при его поставке?
Письмо Минфина России от 04.07.2023 г. № 03-07-08/62096
Вопрос: ООО оказывает российским правообладателям интеллектуальной собственности юридические услуги по регистрации и охране их прав в России и за рубежом. Для осуществления юридически значимых действий в зарубежных странах возникает необходимость привлечения иностранных юридических организаций, зарегистрированных в качестве патентных поверенных в этих юрисдикциях.
В соответствии со ст. 148 НК РФ местом реализации трансграничных юридических услуг признается место регистрации получателя этих услуг и их стоимость облагается в РФ НДС по ставке 20%.
При этом в соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ обязанность налогового агента возлагалась на лицо, непосредственно уплачивающее денежные средства иностранному налогоплательщику.
ООО выполняет обязанности налогового агента, уплачивая НДС в бюджет одновременно с перечислением денежных средств иностранному лицу, и перевыставляет эти суммы своему российскому клиенту от имени иностранного лица, так как право зачесть эти суммы НДС принадлежит конечному получателю услуг.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что с 01.01.2023 абз. 3 п. 4 ст. 174 НК РФ утратил силу (Федеральный закон от 14.07.2022 N 263-ФЗ):
- сохраняется ли у ООО с 2023 г. в рассматриваемой ситуации при оплате трансграничных юридических услуг, оказываемых иностранной юридической организацией российскому правообладателю, обязанность налогового агента в порядке п. 5 ст. 161 НК РФ как участника расчетов? Или эта обязанность переходит к самому российскому получателю этих услуг;
- если обязанность сохраняется, то можно ли ООО продолжить применять старый порядок уплаты такого НДС отдельными поручениями по каждому случаю оплаты трансграничных юридических услуг по делам своих российских клиентов с указанием реквизитов этого платежа? В случае обезличенной оплаты за период у ООО не будет документа, подтверждающего перечисление НДС за конкретного клиента для подтверждения его права на зачет НДС по перевыставляемому ООО от иностранного лица счету-фактуре.
Письмо Минфина России от 12.07.2023 г. № 03-07-08/65141
Вопрос: Согласно абз. 4 п. 1 ст. 172 НК РФ при приобретении за иностранную валюту товаров (работ, услуг), имущественных прав иностранная валюта пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату принятия на учет товаров (работ, услуг), имущественных прав.
В связи с этим в целях принятия к вычету НДС при приобретении за иностранную валюту у иностранной организации услуг в электронной форме иностранная валюта пересчитывается российской организацией в рубли по курсу Банка России на дату принятия услуг на учет.
Данная позиция соответствует позиции Минфина России, выраженной в Письмах Минфина России от 28.10.2019 N 03-07-08/82723, от 30.04.2019 N 03-07-08/32529.
В свою очередь, для целей НДС днем выполнения работ (оказания услуг) признается дата подписания заказчиком акта сдачи-приемки работ (услуг) (Письма Минфина России от 14.02.2022 N 03-07-09/9894, от 08.10.2020 N 03-07-11/88016, от 01.02.2019 N 03-07-11/5795).
Таким образом, до 01.10.2022 в случае перечисления иностранным контрагентам аванса с учетом НДС в иностранной валюте, состоящим на учете в российском налоговом органе и оказывающим услуги в электронной форме, изменение курса валюты на дату подписания заказчиком акта сдачи-приемки услуг, по сравнению с курсом валюты на дату перечисления аванса, прямым образом влияет на изменение стоимости услуг как в сторону их уменьшения, так и в сторону увеличения в части изменения суммы НДС в рублевом эквиваленте.
Фактически возникает курсовая разница. При этом особого порядка по пересчету курса для электронных услуг, полученных от иностранных контрагентов, для российской организации в НК РФ не предусмотрено. Специальных положений по последующей корректировке стоимости электронных услуг, поименованных в ст. 174.2 НК РФ, из-за влияния курса в части НДС (на даты аванса и даты подписания акта сдачи-приемки услуг) в гл. 25 НК РФ также не установлено.
В связи с вышеизложенным каков порядок налогообложения курсовых разниц, возникающих до 01.10.2022 из-за изменения курса рубля к иностранной валюте в части НДС в случаях приобретения услуг в электронной форме по предоплате (авансу) у иностранных организаций, состоящих на учете в российском налоговом органе?
Письмо Минфина России от 12.07.2023 г. № 03-07-08/65051
Вопрос: В мае 2017 г. состоялась сделка купли-продажи недвижимого имущества, принадлежащего иностранной организации. Российская организация представляла при этом интересы иностранной организации по договору поручения. То есть выступила в роли представителя. Постоянного филиала или иного представительства на территории Российской Федерации иностранная организация не имела(ет).
Будет ли российская организация выступать в роли налогового агента? Кто должен уплачивать недоимку по НДС в таком случае?
Относится ли указанная ситуация к правилу, закрепленному на сайте налогового органа https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/tax_doc_news/11470526/ в статье о том, что до 1 октября обязанность налогового агента по уплате НДС при покупках у иностранного лица возникала, если последнее не состояло на учете в налоговых органах. Если же иностранное лицо состояло на учете по любому основанию, то самостоятельно уплачивало НДС в отношении реализуемых им на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг)?
Письмо Минфина России от 14.07.2023 г. № 03-07-13/1/66035
Вопрос: Организация (правообладатель) заключает договор коммерческой концессии с организацией, зарегистрированной в Республике Казахстан (пользователем). Предметом договора является предоставление правообладателем пользователю права использовать комплекс исключительных прав правообладателя на условиях неисключительной лицензии на территории Республики Казахстан. Территория использования КИП определяется договором.
Комплекс исключительных прав включает в себя: право использования товарного знака, ноу-хау, логотипа и фирменного стиля правообладателя; коммерческое обозначение; руководство по организации и менеджменту; обучение и развитие в системе правообладателя; единый сайт правообладателя; единый входящий клиентский телефонный номер правообладателя; единый домен почтового сервиса правообладателя; иную информацию, необходимую для запуска и развития бизнеса.
В качестве вознаграждения за предоставление КИП пользователь уплачивает правообладателю паушальный взнос единовременно при заключении договора, а также роялти по окончании каждого отчетного периода.
В соответствии с действующими нормами законодательства местом реализации услуг будет являться территория Республики Казахстан (п. п. 28 - 29 Протокола о взимании косвенных налогов в ЕАЭС, Приложение N 18 к Договору о ЕАЭС).
Верно ли, что суммы паушального взноса и роялти в рамках указанного договора не будут облагаться налогом на добавленную стоимость (п. 1 ст. 146 НК РФ, п. п. 28 - 29 Протокола о взимании косвенных налогов в ЕАЭС)? И в декларации по НДС доходы, полученные в рамках указанной сделки, необходимо отразить в разд. 7 декларации по налогу на добавленную стоимость по коду 1010812?
Письмо Минфина России от 19.07.2023 г. № 03-07-11/67381
Вопрос: Согласно абз. 4 пп. 1 и пп. 33 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению реализация и лизинг (с правом выкупа) медицинских изделий по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1042 (далее - Перечень), при наличии регистрационного удостоверения медицинского изделия.
В соответствии с Примечанием 1 к Перечню для целей применения разд. I Перечня следует руководствоваться указанными кодами ТН ВЭД ЕАЭС с учетом ссылки на соответствующий код по Классификатору продукции (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 при условии регистрации медицинских изделий в соответствии с правом Евразийского экономического союза или государственной регистрации медицинских изделий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Постановлением Правительства РФ от 04.07.2020 N 982 отменена обязательная сертификация ряда медицинских изделий, в связи с чем в отношении таких медицинских изделий перестали выдаваться декларации \ сертификаты соответствия, содержащие указание на коды ТН ВЭД ЕАЭС, необходимые для анализа соответствия медицинского изделия Перечню.
Правильно ли АО понимает, что в случае отсутствия сведений о коде ТН ВЭД ЕАЭС медицинского изделия, но при условии наличия регистрационного удостоверения и соответствия кода (ОКП) ОК 005-93 или (ОКПД 2) ОК 034-2014 медицинского изделия разд. I Перечня реализация и лизинг (с правом выкупа) такого медицинского изделия освобождаются от НДС согласно абз. 4 пп. 1 и пп. 33 п. 2 ст. 149 НК РФ?
Письмо Минфина от 12.05.2023 г. № 03-07-11/43299
Вопрос: В качестве одного из дополнительных видов деятельности у ИП заявлен ОКВЭД 66.19.5 - предоставление услуг по хранению ценностей, депозитарная деятельность.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 899 ГК РФ по истечении обусловленного срока хранения или срока, предоставленного хранителем для обратного получения вещи, поклажедатель обязан немедленно забрать переданную на хранение вещь.
При неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает пятьдесят тысяч рублей, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном ст. ст. 447 - 449 ГК РФ.
Сумма, вырученная от продажи вещи, передается поклажедателю за вычетом сумм, причитающихся хранителю, в том числе его расходов на продажу вещи.
Возникает ли у хранителя обязанность по уплате налога на добавленную стоимость (НДС) при реализации переданного на хранение имущества физического лица в порядке ст. 899 ГК РФ?
Правильно ли, что хранителю в данном случае НДС уплачивать не нужно, поскольку по смыслу норм гражданского законодательства о договоре хранения право собственности на предмет хранения не переходит от поклажедателя (физического лица) к хранителю? В силу этого обязанность по уплате НДС при реализации предмета хранения возникает у поклажедателя (собственника имущества), а не у хранителя. В соответствии с налоговым законодательством физические лица не являются плательщиками НДС.
Аналогичной позиции, только в отношении ломбарда, который также не приобретает право собственности на заложенную вещь, придерживался ФАС Северо-Кавказского округа в Постановлении кассационной инстанции от 27.02.2003 по делу N Ф08-479/2003-169А.
Письмо Минфина России от 17.05.2023 г. № 03-07-08/44805
Вопрос: Организация (субподрядчик) оказывает услуги по демонтажу зданий на территории г. Мариуполя (ДНР) российской организации, зарегистрированной в г. Москве в 2021 г. Работы осуществляются на основании договора госконтракта (заключен после 5 октября 2022 г. и имеет ИГК). У покупателя госконтракт с генеральным подрядчиком. В 2022 г. оказание услуг облагалось ставкой "Без НДС" и отражалось в разд. 7 налоговой декларации. Каков порядок начисления НДС в 2023 г.? Можно ли применять ставку "Без НДС", как в 2022 г.? Необходимо ли начислять НДС на предварительную оплату по договору оказания услуг, если в платежном поручении оплата "Без НДС"?
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-15/46499
Вопрос: О подтверждении организацией освобождения от НДС и учете в расходах по налогу на прибыль безвозмездной передачи товаров мобилизованным гражданам, не являющимся ее работниками.
Письмо Минфина России от 19.05.2023 г. № 03-07-08/45675
Вопрос: Публичное акционерное общество является оператором связи и оказывает услуги связи юридическим и физическим лицам.
Согласно п. 29 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 N 1342 (далее - Правила), оплата услуг телефонной связи может производиться посредством авансового платежа, отложенного платежа на срок расчетного периода либо сочетанием указанных видов платежей.
При оплате услуг телефонной связи посредством авансового платежа услуги оказываются в объеме внесенных абонентом денежных средств. В случае исчерпания аванса оказание услуг телефонной связи приостанавливается без предварительного уведомления абонента, если договором не предусмотрено применение перехода с авансового платежа на отложенный платеж.
Система оплаты услуг (авансовый платеж, отложенный платеж, "смешанная" система) отражается в заключаемых с абонентами договорах.
Организация - оператор связи предоставляет своим клиентам (абонентам), с которыми заключены договоры на оказание услуг связи с применением системы оплаты услуг "авансовый платеж", возможность пользоваться платными услугами связи на условиях отсрочки платежа за услуги, которые могут быть заказаны абонентом и оказаны абоненту с момента полного использования ранее внесенного авансового платежа. При этом предоставление указанной отсрочки платежа не предусматривает изменение предусмотренной договором с абонентом системы оплаты с авансового платежа на отложенный платеж.
Предоставление абонентам права пользоваться услугами связи на условии отсрочки платежа предусматривает следующие условия.
1. Возмездность - предоставление отсрочки платежа предусматривает взимание с абонента платы в размере фиксированного тарифа, установленного Организацией; при этом обязанность абонента уплатить плату за предоставление отсрочки платежа не зависит от факта заказа (потребления) абонентом услуг, подлежащих оказанию Организацией на условиях отсрочки платежа.
2. Срочность - отсрочка платежа предоставляется на согласованный сторонами абонентского договора срок.
3. Ограниченность - стоимость услуг связи, которые абонент вправе заказать и потребить в рамках предоставляемой отсрочки платежа, ограничена величиной, согласованной сторонами договора.
С учетом изложенного является ли предоставление Организацией отсрочки платежа (в том числе в случае, когда абонент фактически не воспользовался предоставленной отсрочкой) операцией по предоставлению абоненту коммерческого кредита, не подлежащей налогообложению (освобождаемой от налогообложения) налогом на добавленную стоимость на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ?
Письмо Минфина России от 22.05.2023 г. № 03-07-09/46349
Вопрос: Ассоциация развития ломбардов (далее - Ассоциация) является саморегулируемой некоммерческой организацией, которая оказывает профессиональную поддержку в сфере ломбардного бизнеса в различных вопросах, в том числе бухгалтерских и юридических.
Получаемые ломбардами непроцентные доходы, такие как доходы от хранения вещей и оказания консультационных и информационных услуг, облагаются НДС в полном объеме, а процентные доходы по денежным займам освобождены от обложения НДС на основании пп. 15 п. 3 ст. 149 НК РФ. Большинство ломбардов получает только процентные доходы по денежным займам, которые освобождены от обложения НДС, поэтому сдают нулевые декларации по НДС.
Однако возникают случаи, когда сумма реализации (или сумма оценки) превышает сумму задолженности клиента. В этом случае требования ломбарда к заемщику погашаются, а разница между суммой, вырученной при реализации (или суммой оценки) невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика должна быть возвращена заемщику. А если заемщик в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда и учитываются в составе внереализационных доходов (ч. 5 ст. 13 Федерального закона "О ломбардах", п. 18 ст. 250 НК РФ).
Согласно разъяснениям Минфина России данный доход, кроме этого, будет облагаться и НДС (Письмо от 25.11.2014 N 03-07-11/59769). В соответствии с п. 1 ст. 156 НК РФ налоговая база по НДС будет определяться как разница между суммами доходов, вырученных залогодержателем, и размером обеспеченного залогом требования к залогодателю, если указанная разница не возвращается залогодателю. Таким образом, сумма разницы после реализации невостребованной вещи - это сумма без учета НДС. Она и является базой для исчисления НДС. Например, при реализации невостребованного имущества образовалась положительная разница в размере 10 000,00 руб. По истечении трех лет данная кредиторская задолженность списана в доходы ломбарда, и будет начислен НДС: 10 000,00 x 20% = 2 000,00 руб.
В связи с тем что операции по начислению НДС на подобные доходы ломбардами не являются типичными, то методические и практические рекомендации по документальному оформлению и заполнению декларации до налогу на добавленную стоимость отсутствуют.
Каким документом необходимо оформить операцию по начислению НДС с доходов от списания кредиторской задолженности перед заемщиком (счет-фактура, бухгалтерская справка)?
Можно ли составить один сводный счет-фактуру (или другой документ) по таким операциям? Если да, то за какой период его можно отразить (день, месяц, квартал)?
С каким кодом операции должна отражаться запись в книге продаж при подобных операциях?
Письмо Минфина России от 23.05.2023 г. № 03-07-03/46996
Вопрос: Пунктом 7 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.05.2016 N 484, предусмотрено, что тарифы устанавливаются без учета налога на добавленную стоимость (далее - НДС).
Расходы, учитываемые в составе необходимой валовой выручки региональных операторов для целей расчета единых тарифов на услуги региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), определяются без учета НДС.
В соответствии с п. 1 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации услуг дополнительно к цене (тарифу) реализуемых услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю этих услуг сумму НДС.
Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации услуг населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма НДС включается в указанные цены (тарифы).
Региональный оператор как налоговый резидент РФ, находящийся на общей системе налогообложения, реализует услугу по обращению с ТКО по ценам (тарифам), увеличенным на сумму НДС (в размере 20 процентов). При этом форма решения органа регулирования тарифов учитывает значения тарифов с НДС (население) и без НДС (прочие потребители).
Стоит также учитывать, что согласно пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории РФ в том числе услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с действующим законодательством РФ норма, установленная указанным в настоящем абзаце пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, начинает действовать при условии, что органом исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющим государственное регулирование тарифов, утвержден предельный единый тариф на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без учета налога (принято решение об освобождении от налогообложения).
В связи с этим у региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, применяющих освобождение от налогообложения, предусмотренное вышеуказанным пп. 36 п. 2 ст. 149 НК РФ, суммы НДС, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимаются, а включаются в стоимость этих товаров (работ, услуг).
Изучение складывающейся судебной практики показывает, что при установлении единых тарифов по конструкции "с НДС" / "без НДС" у региональных операторов, которые обязаны уплачивать НДС в бюджет, из дебиторской задолженности потребителей, не относящихся к населению, исключается НДС, который при реализации услуг региональный оператор обязан предъявить к оплате покупателю услуг в соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ <*>.
--------------------------------
<*> Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25.10.2022 N Ф02-4751/2022 по делу N А33-28515/2021 (о неправомерности применения региональным оператором услуг единого тарифа, увеличенного на сумму НДС). Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 01.12.2022 N Ф06-25357/2022 по делу N А65-10680/2022 (об отсутствии основания для увеличения установленного предельного тарифа на сумму НДС).
Стандартная форма тарифного решения органа регулирования тарифов, в которой тарифы для населения указываются с НДС, а тарифы для прочих потребителей - без НДС, ошибочно трактуется судами как освобождение регионального оператора от уплаты НДС. При этом в силу налогового законодательства региональный оператор не может быть освобожден от уплаты НДС в отношении отдельной категории потребителей.
Указанная прецедентная практика создает риски формирования недополученных доходов в сумме "входного" НДС.
Учитывая изложенное, возможно ли подготовить поручение Правительства РФ Федеральной антимонопольной службе о рассмотрении и внесении в установленном порядке в Правительство РФ проекта постановления о внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"?
Письмо Минфина России от 13.06.2023 г. № 03-07-11/54244
Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 317 ГК РФ гражданско-правовым договором может быть предусмотрено, что денежное обязательство подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте.
В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.
Более того, договорами об оплате денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или условных единицах, но оплачиваемых в рублях, также могут предусматриваться условия оплаты суммы в рублях, эквивалентной сумме в иностранной валюте, увеличенной на определенный процент.
Также в силу п. 1 ст. 488 ГК РФ гражданско-правовой договор может в себе содержать условия об оплате товара через определенное время после его передачи покупателю, т.е. о так называемой постоплате или отсрочке платежа. Аналогичные условия также могут содержаться и в гражданско-правовых договорах на оказание услуг.
Счета-фактуры, в соответствии с п. 3 ст. 168 НК РФ, Письмом Минфина России от 18.10.2018 N 03-07-14/74899, выставляются в срок не позднее пяти календарных дней с даты отгрузки (реализации) товара или оказания услуг.
В соответствии с п. 7 ст. 169 НК РФ, пп. "м" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137), если цены по договору выражены в валюте, а расчеты происходят в рублях, счет-фактура оформляется в рублях.
Из п. 4 ст. 153 НК РФ и Письма Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87714 следует, что в счете-фактуре указывается стоимость услуг в рублях, определенная исходя из стоимости услуг в иностранной валюте, пересчитанной в рубли по курсу Банка России на дату оказания услуг.
В соответствии с Письмом Минфина России от 28.12.2017 N 03-07-09/87714 установлена позиция о том, что в счетах-фактурах по услугам, оказанным по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, в графе 5 счета-фактуры, в которой указывается стоимость всего количества оказанных услуг без НДС, следует указывать стоимость услуг без налога в рублях, определенную исходя из стоимости услуг без налога в условных денежных единицах, пересчитанных в рубли по курсу Банка России на дату оказания услуг.
Письмом Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75467 установлена позиция, что налоговая база по платежам с отсрочкой платежа (в самом Письме идет речь о частичной предоплате и частичной постоплате) определяется исходя из стоимости оплаченной и неоплаченной частей товара. При этом неоплаченная часть стоимости товаров (работ, услуг) пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки.
Письмом Минфина России от 21.02.2012 N 03-07-11/51 установлено, что, руководствуясь п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 153, ст. 250 и ст. 265 НК РФ, при определении налоговой базы на день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) условные денежные единицы пересчитываются в рубли по курсу Банка России без его увеличения на определенный процент.
В связи с вышеизложенным невозможно определить, является ли допустимым указание в счетах-фактурах по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент, стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг), увеличенной на определенный процент, или же только стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг).
В связи с вышеизложенным требуются разъяснения по следующим вопросам.
Как определяются налоговые базы по НДС и налогу на прибыль по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент?
Какая стоимость товара (работ, услуг) в рублях РФ по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) должна отображаться по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент:
а) стоимость товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг), увеличенная на определенный процент, или
б) стоимость товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) без его увеличения на определенный процент.
Является ли допустимым в соответствии с п. 1 ст. 167, п. 4 ст. 153, ст. 250 и ст. 265 НК РФ указание в счетах-фактурах по договорам с условиями о 100%-ной отсрочке платежа, содержащим условия о денежном обязательстве, подлежащем оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах, увеличенной на определенный процент, указание стоимости товара (работ, услуг) по курсу на день отгрузки товара (оказания услуг) без его увеличения на определенный процент?
Допускается ли различное отражение показателей в счете-фактуре и первичном документе?
Письмо Минфина России от 11.07.2023 г. № 03-07-11/64532
Вопрос: Об НДС при уступке покупателем права требования по договору, если перечислена оплата в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), и о переоформлении счета-фактуры.
Письмо Минфина России от 11.07.2023 г. № 03-07-11/64536
Вопрос: Об НДС при безвозмездной передаче некоммерческой негосударственной организацией наград, призов и подарков работникам других организаций.