
Письмо Минфина России от 22.02.2023 г. № 03-07-08/15444
Вопрос: Согласно новому п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ место реализации работ (услуг) по государственным (муниципальным) контрактам с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашениям с государственным органом (учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, заключенным до 05.10.2022 включительно, с налогоплательщиком, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до 05.10.2022 включительно (пп. 1 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 443-ФЗ), определяется в том же порядке, который действовал до дня принятия в состав РФ новых субъектов, то есть до 30.09.2022, и работы (услуги), поименованные в ст. 148 НК РФ, не облагаются НДС.
Указанный порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется на налогоплательщика, который на основании договора (независимо от даты заключения такого договора) является соисполнителем, субподрядчиком по такому контракту (пп. 3 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 443-ФЗ).
Организация выполняет работы на территориях ЛНР и ДНР на основании госконтрактов с государственным заказчиком РФ, заключенных до 05.10.2022 (госконтракты содержат сведения, составляющие государственную тайну).
На основании дополнительных соглашений срок исполнения госконтрактов продлен до 30.12.2023 включительно.
Для выполнения работ организация на основании контрактов на выполнение субподрядных работ привлекает соисполнителей - субподрядные организации, которые на день принятия в РФ новых субъектов - ЛНР и ДНР - имели место нахождения исполнительного органа на территории ДНР либо ЛНР.
Контракты с субподрядчиками заключены в 2021 - 2022 гг., а также после 05.10.2022, и действуют по 31.12.2023.
С 01.01.2023 данные субподрядные организации перешли на общий режим налогообложения.
Как определять место реализации работ (услуг) для указанных налогоплательщиков, которые на день принятия в РФ новых субъектов имели место нахождения исполнительного органа на территориях ДНР либо ЛНР, в ноябре 2022 г. включены в ЕГРЮЛ, являются соисполнителями по госконтракту на выполнение работ (услуг), поименованных в ст. 148 НК РФ, на территориях ДНР и ЛНР, и облагаются ли в этом случае работы (услуги) НДС при применении налогоплательщиками общего режима налогообложения?
Письмо Минфина России от 03.03.2023 г. № 03-03-06/1/18077
Вопрос: Об условиях применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифа страховых взносов IT-организацией, разрабатывающей и реализующей программно-аппаратные комплексы.
Письмо Минфина России от 28.02.2023 г. № 03-03-06/3/16345
Вопрос: Об НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в рамках гуманитарной помощи ДНР, ЛНР и учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества СОНКО.
Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
Вопрос: ИП имеет розничную сеть и уплачивает налог по ПСН, одновременно осуществляет деятельность на УСН с объектом налогообложения "доходы". С 1 января 2023 г. ИП планирует добровольно отказаться от применения УСН и ПСН и перейти на ОСН.
На момент перехода ИП имеет в розничных магазинах остатки товара, который был приобретен и оплачен в период применения ПСН, с целью дальнейшей реализации.
Вправе ли ИП в 2023 г. принять к вычету сумму НДС по остаткам товара и включить затраты на покупку этого товара в налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2023 г.?
Письмо ФНС России от 02.03.2023 г. № СД-25-3/79@
Вопрос: О предложении по предоставлению вычета НДС на основе кассовых чеков при использовании банковских карт.
Письмо Минфина России от 25.01.2023 г. № 03-05-05-01/5296
Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
Письмо Минфина России от 27.01.2023 г. № 03-03-06/1/6428
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль убытка от списания непригодной для реализации продукции и об НДС при списании имущества.
Письмо ФНС России от 15.02.2023 г. № СД-25-3/55@
Вопрос: Об НДС при реализации имущества должников, арестованного не по решению суда, а по решению других органов.
Письмо Минфина России от 16.01.2023 г. № 03-07-11/2235
Вопрос: Организация получила ТМЦ 13.03.2019. Оприходование товара произведено на склад на основании первичных учетных документов поставщика этой же датой, 13.03.2019. Все необходимые документы для заявления вычета по НДС по данному товару составлены надлежащим образом, согласно требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), т.е., касаясь конкретной ситуации, данный трехлетний срок составляет с 01.04.2019 по 31.03.2022. Также согласно Письму Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181 реализация права на заявление налоговых вычетов осуществляется посредством представления в налоговый орган декларации по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание трехлетнего срока, указанного в ст. 172 НК РФ.
На основании вышеуказанных данных правильно ли будет считать, что организация имела право заявить полагающийся вычет НДС по оприходованным 13.03.2019 ТМЦ в I квартале 2022 г. (так как трехлетний срок составляет интервал с 01.04.2019 по 31.03.2022) и подать налоговую декларацию за I квартал 2022 г. в срок до 25 апреля 2022 г.?
Считается ли срок заявления вычета пропущенным по причине истечения срока, если право на вычет заявлено в срок - I квартал 2022 г., а подача декларации позже 31 марта 2022 г. (при установленном сроке подачи декларации до 25 апреля 2022 г.)? Ведь технической возможности подать декларацию ранее нет, так как это нарушение установленного порядка представления сведений за налоговый период, который не наступил.
Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
Вопрос: Предлагается разъяснить порядок применения пп. 20 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в части применения ставки налога на добавленную стоимость 0% налогоплательщиком, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц до 5 октября 2022 г. включительно, который заключил до 5 октября 2022 г. включительно соглашение (договор) с государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики о поставке товаров в пункт назначения, находящийся на территории Донецкой Народной Республики.
Распространяются ли на такие договоры условия применения льготной налоговой ставки, изложенные в абз. 2 пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ, а именно отгрузка товаров до 31 декабря 2022 г. включительно и получение полной оплаты товаров на открытый в банке счет налогоплательщика до 25 января 2023 г. включительно?
Предусмотрен ли для таких договоров (соглашений) какой-либо срок применения ставки НДС 0% и правомерно ли ее применение в 2023 г.?
Письмо Минфина России от 11.01.2023 г. № 03-07-11/703
Вопрос: ООО является малым предприятием и осуществляет деятельность по производству трикотажной одежды и ее продаже (основной код ОКВЭД 2 14.13.1).
С 01.01.2023 ООО переходит с общей системы налогообложения (ОСН) на применение упрощенной системы налогообложения (УСН).
По данным бухгалтерского учета ООО на конец отчетного периода имеет остатки: основных средств (счет учета 01, 02), материалов (счет учета 10), собственной готовой продукции (счет учета 43), товаров отгруженных (счет учета 45).
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае, в частности, дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 настоящей статьи, за исключением: операций, предусмотренных пп. 16 - 18, 22, 23 п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса; операции, предусмотренной пп. 1 настоящего пункта.
Следует ли в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН, восстанавливать суммы НДС, принятые ранее к вычету при приобретении материалов, которые были ранее, то есть в периоде, предшествующем периоду перехода на УСН, полностью использованы при изготовлении собственной готовой продукции?
Письмо ФНС России от 09.11.2022 г. N ЕА-4-15/15101
Вопрос: Об уменьшении налоговым органом базы по НДС по сделкам со спорными контрагентами-покупателями.
Письмо Минфина России от 12.12.2022 г. № 03-07-09/121692
Вопрос: Организация (ООО) является участником проекта "Сколково" (свидетельство серии от 28.09.2015).
В соответствии со ст. 145.1 НК РФ общество освобождено от уплаты НДС.
В пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ установлено:
налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено пп. 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Вправе ли общество на основании вышеизложенных норм не выставлять счета-фактуры контрагентам?
Кроме этого, ООО является правообладателем программы для ЭВМ, включенной в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД, запись в реестре от 24.06.2019.
Из пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ следует:
не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
26) исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Вправе ли общество не выставлять счета-фактуры контрагентам по лицензионным договорам, предоставляющим право пользования программным обеспечением, включенным в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД?
Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
Вопрос: Организация оказывает услуги по предоставлению мест для временного проживания, в связи с чем согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ организация вправе применять с 01.07.2022 ставку 0% по НДС по данным услугам. В соответствии с п. п. 5.5 и 10 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется отчет о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания вместе с декларацией по НДС.
В настоящее время отсутствует законодательно утвержденная форма такого отчета, в связи с чем предлагается разъяснить в таком случае со ссылками на законодательные акты, какие документы, в каком формате, какого содержания, в какие сроки должна подавать организация для применения данной ставки по НДС начиная с декларации за III квартал 2022 г.
Письмо Минфина России от 29.11.2022 г. № 03-07-11/116552
Вопрос: О ставке НДС при реализации продовольственных товаров.
Письмо Минфина России от 14.12.2022 г. № 03-07-08/122550
Вопрос: ООО предоставляет услуги - сдает в аренду складские и офисные помещения, организация применяет общую систему налогообложения (ОСН).
В III квартале 2022 г. сумма НДС, предъявленного при приобретении материалов и оказании организации услуг, превысила сумму НДС, исчисленного при реализации услуг. Организация своевременно не указала в декларации по НДС за III квартал 2022 г. всю сумму НДС, предъявленного при приобретении материалов и оказании услуг за данный налоговый период.
Может ли организация оставшуюся сумму НДС, предъявленного при приобретении материалов и оказании услуг в III квартале 2022 г., не указанную в декларации за III квартал 2022 г., указать в налоговых декларациях следующих налоговых периодов - частично в IV квартале 2022 г. и частично в I квартале 2023 г.? Или необходимо внести соответствующие изменения в декларацию по НДС за III квартал 2022 г., указав всю сумму НДС, предъявленную за налоговый период III квартала 2022 г.?
Письмо Минфина России от 28.11.2022 г. № 03-07-11/115976
Вопрос: Предлагается дать разъяснения по вопросу налогообложения НДС при выполнении строительно-монтажных работ на территории г. Мариуполя. Договор о выполнении работ заключен в июле 2022 г. между организациями, зарегистрированными на территории РФ. Договор без НДС, так как г. Мариуполь не является территорией РФ. Предоплата (около 50%) за работы по договору осуществлена без НДС. Строительно-монтажные работы выполнены в октябре 2022 г. Нужно ли начислять налог на добавленную стоимость на выполненные работы?
Письмо Минфина России от 25.11.2022 г. № 03-07-11/115385
Вопрос: Пенсионер МО РФ - физическое лицо и не является плательщиком НДС. Спустя несколько лет после окончания военной службы отправил автомобильным транспортом индивидуального предпринимателя личные вещи к избранному месту жительства, после чего представил в военный комиссариат отчетные документы для возврата ему ранее уплаченной суммы. Оплату перевозки личных вещей осуществил из личных средств за наличный расчет и получил у индивидуального предпринимателя кассовый чек. Кроме представленных им документов, в том числе и кассового чека, военный комиссариат затребовал счет-фактуру за перевоз вещей, который ему (с их слов) должен был выдать перевозчик, то есть индивидуальный предприниматель. Индивидуальный предприниматель отказывается выдавать счет-фактуру, ссылаясь на требования п. 7 ст. 168 Налогового кодекса РФ. Обязан ли в данной ситуации индивидуальный предприниматель выдать счет-фактуру или требования военного комиссариата не соответствуют требованиям НК РФ и являются противозаконными?
Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-07-07/115348
Вопрос: Как исчисляется НДС с отгруженных товаров организацией-продавцом, зарегистрированной в Российской Федерации (г. Москва) (работает на общей системе налогообложения), в адрес контрагентов-покупателей из ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей? Начиная с 30.09.2022 подлежит ли данная реализация у организации-продавца налогообложению НДС? Какими законодательными документами начиная с 30.09.2022 нужно руководствоваться при выставлении отгрузочных документов в адрес контрагентов-покупателей, зарегистрированных на присоединенных территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей?
Письмо Минфина России от 24.11.2022 г. № 03-07-11/115020
Вопрос: Возможно ли применение налоговой ставки в размере 0 процентов по налогу на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению мест для временного проживания в пунктах временного размещения (далее - ПВР)?
На территории области организованы ПВР для граждан Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики и лиц без гражданства, вынужденно покинувших территории Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке.
Согласно Приложению к Постановлению Правительства Калужской области от 10.03.2022 N 165 в перечень организаций, на базе которых созданы ПВР, включены в основном санатории, загородные оздоровительные лагеря, спортивные школы и иные учреждения. Данные объекты не относятся к разновидностям гостиниц.
Расходы на временное размещение и социально-бытовое устройство вышеуказанных лиц составляют 1 450 руб. на одного человека в день (в том числе НДС в сумме 241,67 руб.).
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26.03.2022 N 67-ФЗ п. 1 ст. 164 НК РФ дополнен пп. 19, на основании которого услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов.
По вопросу применения с 01.07.2022 налоговой ставки по налогу на добавленную стоимость в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения Минфин России дал разъяснение от 27.07.2022 N 03-07-15/73570.
Однако в вышеуказанном разъяснении информация по вопросу возможности применения положений пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ в отношении ПВР отсутствует.
С учетом изложенного могут ли относиться ПВР к понятию "иные средства размещения" и, соответственно, облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов?