
Письмо Минфина России от 24.03.2023 г. № 03-07-13/1/25667
Вопрос: В соответствии с абз. 4 п. 3 разд. II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте товаров" Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося Приложением N 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014:
в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами Союза и завершена в другом государстве-члене, местом реализации товара признается территория государства-члена, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Организация планирует приобретать товары у казахстанского хозяйствующего субъекта с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации.
Согласно Письму Минфина России от 01.09.2022 N 03-07-13/1/85227 положения указанного выше абз. 4 применяются в целях определения места реализации товаров продавцом, в связи с этим при приобретении у казахстанского хозяйствующего субъекта товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с территории государства за пределами Союза, положения вышеуказанного абз. 4 п. 3 разд. II Протокола не применяются и, соответственно, российскому налогоплательщику, приобретающему такие товары, уплачивать НДС не следует.
Вместе с тем в силу п. п. 1 - 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ при реализации товаров, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами в случае реализации этих товаров налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах РФ. Налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары у указанных иностранных лиц.
В случае приобретения обществом товаров у хозяйствующего субъекта, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, с их ввозом в Российскую Федерацию с территории государства за пределами Союза и выпуском для внутреннего потребления на территории Российской Федерации признается ли местом реализации этих товаров Российская Федерация и обязана ли организация на основании ст. 161 НК РФ определять налоговую базу и уплачивать НДС в качестве налогового агента?
Письмо ФНС России от 25.04.2023 г. № ЕА-3-26/5723@
Вопрос: О представлении декларации по НДС, а также функциях операторов электронного документооборота.
Письмо Минфина России от 23.03.2023 г. № 03-07-07/25320
Вопрос: О выставлении счетов-фактур организацией - участником проекта, использующей право на освобождение от НДС, и утрате права на такое освобождение.
Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-05/30691
Вопрос: Об НДС при реализации потребительским кооперативом драгоценных металлов.
Письмо Минфина России от 23.03.2023 г. № СД-17-3/60@
Вопрос: О ставке НДС при реализации семян подсолнечника и кукурузы для посева.
Письмо Минфина России от 13.03.2023 г. № 03-13-07/20681
Вопрос: Об освобождении фонда от уплаты акциза и НДС в отношении безвозмездной передачи сигарет для формирования гуманитарных посылок с целью поддержки российских военнослужащих в зоне СВО.
Письмо Минфина России от 22.02.2023 г. № 03-07-08/15444
Вопрос: Согласно новому п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ место реализации работ (услуг) по государственным (муниципальным) контрактам с государственным или муниципальным заказчиком РФ либо соглашениям с государственным органом (учреждением), трансграничным концерном, государственным концерном, государственным унитарным предприятием ДНР, ЛНР, Запорожской или Херсонской областей, заключенным до 05.10.2022 включительно, с налогоплательщиком, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей до 05.10.2022 включительно (пп. 1 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 443-ФЗ), определяется в том же порядке, который действовал до дня принятия в состав РФ новых субъектов, то есть до 30.09.2022, и работы (услуги), поименованные в ст. 148 НК РФ, не облагаются НДС.
Указанный порядок определения места реализации работ (услуг) распространяется на налогоплательщика, который на основании договора (независимо от даты заключения такого договора) является соисполнителем, субподрядчиком по такому контракту (пп. 3 п. 2.2 ст. 148 НК РФ, п. 1 ст. 2 Закона N 443-ФЗ).
Организация выполняет работы на территориях ЛНР и ДНР на основании госконтрактов с государственным заказчиком РФ, заключенных до 05.10.2022 (госконтракты содержат сведения, составляющие государственную тайну).
На основании дополнительных соглашений срок исполнения госконтрактов продлен до 30.12.2023 включительно.
Для выполнения работ организация на основании контрактов на выполнение субподрядных работ привлекает соисполнителей - субподрядные организации, которые на день принятия в РФ новых субъектов - ЛНР и ДНР - имели место нахождения исполнительного органа на территории ДНР либо ЛНР.
Контракты с субподрядчиками заключены в 2021 - 2022 гг., а также после 05.10.2022, и действуют по 31.12.2023.
С 01.01.2023 данные субподрядные организации перешли на общий режим налогообложения.
Как определять место реализации работ (услуг) для указанных налогоплательщиков, которые на день принятия в РФ новых субъектов имели место нахождения исполнительного органа на территориях ДНР либо ЛНР, в ноябре 2022 г. включены в ЕГРЮЛ, являются соисполнителями по госконтракту на выполнение работ (услуг), поименованных в ст. 148 НК РФ, на территориях ДНР и ЛНР, и облагаются ли в этом случае работы (услуги) НДС при применении налогоплательщиками общего режима налогообложения?
Письмо Минфина России от 03.03.2023 г. № 03-03-06/1/18077
Вопрос: Об условиях применения пониженных ставки по налогу на прибыль и тарифа страховых взносов IT-организацией, разрабатывающей и реализующей программно-аппаратные комплексы.
Письмо Минфина России от 28.02.2023 г. № 03-03-06/3/16345
Вопрос: Об НДС при передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав в рамках гуманитарной помощи ДНР, ЛНР и учете в целях налога на прибыль расходов, связанных с безвозмездной передачей имущества СОНКО.
Письмо Минфина России от 13.02.2023 г. № 03-07-11/11591
Вопрос: ИП имеет розничную сеть и уплачивает налог по ПСН, одновременно осуществляет деятельность на УСН с объектом налогообложения "доходы". С 1 января 2023 г. ИП планирует добровольно отказаться от применения УСН и ПСН и перейти на ОСН.
На момент перехода ИП имеет в розничных магазинах остатки товара, который был приобретен и оплачен в период применения ПСН, с целью дальнейшей реализации.
Вправе ли ИП в 2023 г. принять к вычету сумму НДС по остаткам товара и включить затраты на покупку этого товара в налоговую декларацию 3-НДФЛ за 2023 г.?
Письмо ФНС России от 02.03.2023 г. № СД-25-3/79@
Вопрос: О предложении по предоставлению вычета НДС на основе кассовых чеков при использовании банковских карт.
Письмо Минфина России от 25.01.2023 г. № 03-05-05-01/5296
Вопрос: Об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в целях налога на имущество организаций и уменьшении налоговой базы по нему на сумму НДС.
Письмо Минфина России от 27.01.2023 г. № 03-03-06/1/6428
Вопрос: Об учете в целях налога на прибыль убытка от списания непригодной для реализации продукции и об НДС при списании имущества.
Письмо ФНС России от 15.02.2023 г. № СД-25-3/55@
Вопрос: Об НДС при реализации имущества должников, арестованного не по решению суда, а по решению других органов.
Письмо Минфина России от 16.01.2023 г. № 03-07-11/2235
Вопрос: Организация получила ТМЦ 13.03.2019. Оприходование товара произведено на склад на основании первичных учетных документов поставщика этой же датой, 13.03.2019. Все необходимые документы для заявления вычета по НДС по данному товару составлены надлежащим образом, согласно требованиям действующего законодательства.
Согласно п. 1.1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных налогоплательщиком на территории РФ товаров (работ, услуг), т.е., касаясь конкретной ситуации, данный трехлетний срок составляет с 01.04.2019 по 31.03.2022. Также согласно Письму Минфина России от 03.02.2015 N 03-07-08/4181 реализация права на заявление налоговых вычетов осуществляется посредством представления в налоговый орган декларации по НДС не позднее 25-го числа месяца, следующего за налоговым периодом, на который приходится окончание трехлетнего срока, указанного в ст. 172 НК РФ.
На основании вышеуказанных данных правильно ли будет считать, что организация имела право заявить полагающийся вычет НДС по оприходованным 13.03.2019 ТМЦ в I квартале 2022 г. (так как трехлетний срок составляет интервал с 01.04.2019 по 31.03.2022) и подать налоговую декларацию за I квартал 2022 г. в срок до 25 апреля 2022 г.?
Считается ли срок заявления вычета пропущенным по причине истечения срока, если право на вычет заявлено в срок - I квартал 2022 г., а подача декларации позже 31 марта 2022 г. (при установленном сроке подачи декларации до 25 апреля 2022 г.)? Ведь технической возможности подать декларацию ранее нет, так как это нарушение установленного порядка представления сведений за налоговый период, который не наступил.
Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
Вопрос: Предлагается разъяснить порядок применения пп. 20 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ "О внесении изменений в статью 4 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") в части применения ставки налога на добавленную стоимость 0% налогоплательщиком, сведения о котором включены в единый государственный реестр юридических лиц до 5 октября 2022 г. включительно, который заключил до 5 октября 2022 г. включительно соглашение (договор) с государственным унитарным предприятием Донецкой Народной Республики о поставке товаров в пункт назначения, находящийся на территории Донецкой Народной Республики.
Распространяются ли на такие договоры условия применения льготной налоговой ставки, изложенные в абз. 2 пп. 20 п. 1 ст. 164 НК РФ, а именно отгрузка товаров до 31 декабря 2022 г. включительно и получение полной оплаты товаров на открытый в банке счет налогоплательщика до 25 января 2023 г. включительно?
Предусмотрен ли для таких договоров (соглашений) какой-либо срок применения ставки НДС 0% и правомерно ли ее применение в 2023 г.?
Письмо Минфина России от 11.01.2023 г. № 03-07-11/703
Вопрос: ООО является малым предприятием и осуществляет деятельность по производству трикотажной одежды и ее продаже (основной код ОКВЭД 2 14.13.1).
С 01.01.2023 ООО переходит с общей системы налогообложения (ОСН) на применение упрощенной системы налогообложения (УСН).
По данным бухгалтерского учета ООО на конец отчетного периода имеет остатки: основных средств (счет учета 01, 02), материалов (счет учета 10), собственной готовой продукции (счет учета 43), товаров отгруженных (счет учета 45).
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам в порядке, предусмотренном настоящей главой, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случае, в частности, дальнейшего использования таких товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п. 2 настоящей статьи, за исключением: операций, предусмотренных пп. 16 - 18, 22, 23 п. 2 ст. 146 настоящего Кодекса; операции, предусмотренной пп. 1 настоящего пункта.
Следует ли в налоговом периоде, предшествующем переходу на УСН, восстанавливать суммы НДС, принятые ранее к вычету при приобретении материалов, которые были ранее, то есть в периоде, предшествующем периоду перехода на УСН, полностью использованы при изготовлении собственной готовой продукции?
Письмо ФНС России от 09.11.2022 г. N ЕА-4-15/15101
Вопрос: Об уменьшении налоговым органом базы по НДС по сделкам со спорными контрагентами-покупателями.
Письмо Минфина России от 12.12.2022 г. № 03-07-09/121692
Вопрос: Организация (ООО) является участником проекта "Сколково" (свидетельство серии от 28.09.2015).
В соответствии со ст. 145.1 НК РФ общество освобождено от уплаты НДС.
В пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ установлено:
налогоплательщик (в том числе являющийся налоговым агентом) обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж:
1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой (за исключением операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст. 149 НК РФ, если иное не предусмотрено пп. 1.1 настоящего пункта). При совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, за исключением операций по реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются.
Вправе ли общество на основании вышеизложенных норм не выставлять счета-фактуры контрагентам?
Кроме этого, ООО является правообладателем программы для ЭВМ, включенной в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД, запись в реестре от 24.06.2019.
Из пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ следует:
не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:
26) исключительных прав на программы для электронных вычислительных машин и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, прав на использование таких программ и баз данных (включая обновления к ним и дополнительные функциональные возможности), в том числе путем предоставления удаленного доступа к ним через информационно-телекоммуникационную сеть, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет.
Вправе ли общество не выставлять счета-фактуры контрагентам по лицензионным договорам, предоставляющим право пользования программным обеспечением, включенным в Единый реестр российских программ для ЭВМ и БД?
Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
Вопрос: Организация оказывает услуги по предоставлению мест для временного проживания, в связи с чем согласно пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ организация вправе применять с 01.07.2022 ставку 0% по НДС по данным услугам. В соответствии с п. п. 5.5 и 10 ст. 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных пп. 19 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов в налоговые органы представляется отчет о доходах от оказания услуг по предоставлению мест для временного проживания вместе с декларацией по НДС.
В настоящее время отсутствует законодательно утвержденная форма такого отчета, в связи с чем предлагается разъяснить в таком случае со ссылками на законодательные акты, какие документы, в каком формате, какого содержания, в какие сроки должна подавать организация для применения данной ставки по НДС начиная с декларации за III квартал 2022 г.