Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2006 по делу N А29-4491/2006а
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.12.2006 по делу N А29-4491/2006а
Счета-фактуры, содержащие недостоверные сведения о поставщике товара, не могут служить основанием для применения вычета по НДС.
29.12.2006
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции от 29 декабря 2006 года Дело N А29-4491/2006а
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 26.12.2006.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.12.2006.
Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее Инспекция, налоговый орган) от 12.05.2006 N 13-41/6.
Решением от 01.08.2006 оспариваемый акт налогового органа признан недействительным по пункту 1.1 в части взыскания 9590 рублей 40 копеек штрафа по налогу на прибыль, подпункту "б" пункта 2.1 в части 109741 рубля налога на прибыль, подпункта "в" пункта 2.1 в части 37308 рублей 43 копеек пеней по налогу на прибыль. В удовлетворении остальной части заявленных требований Обществу отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006 решение суда оставлено без изменения.
Частично не согласившись с принятыми решением и постановлением, ООО обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статьи 106, 107, 110, 111, 169, 171 и 172 Налогового кодекса Российской Федерации, приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О, не применили определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.10.2003 N 329-О, пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53, нарушили статьи 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Общество считает, что Инспекция необоснованно доначислила ему 98154 рубля налога на добавленную стоимость, 64494 рубля 80 копеек пеней и 12629 рублей 40 копеек штрафа за неуплату этого налога, поскольку оно выполнило все условия, необходимые для применения налоговых вычетов по счетам-фактурам ООО "Маркетинг&Консалтинг сервис". Ответы Инспекции Федеральной налоговой службы города Нальчика и Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми не являются доказательствами, достаточными для вывода о недостоверности сведений, приведенных в указанных счетах-фактурах, так как в первом содержится информация о названном контрагенте по состоянию на 27.02.2006, а во втором имеется ссылка на приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, который не действовал в период рассматриваемых отношений. Обязанность доказывания обстоятельств налогового правонарушения, а также вины налогоплательщика возложена на налоговый орган. Инспекция не доказала совершение Обществом вмененного правонарушения. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция возразила в отзыве на кассационную жалобу против доводов ООО, посчитав вынесенные судебные акты законными и обоснованными.
Налоговый орган о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом.
Законность судебных актов Арбитражного суда Республики Коми и Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО по вопросу соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 и установила, в частности, неуплату Обществом 98154 рублей налога на добавленную стоимость за 2002 и 2003 годы вследствие необоснованного предъявления в вычету данной суммы налога по счетам-фактурам ООО "Маркетинг&Консалтинг сервис", содержащим недостоверные сведения о названном поставщике.
Результаты проверки отражены в акте от 21.04.2006 N 13-41/6, на основании которого руководитель Инспекции принял решение от 12.05.2006 N 13-41/6 в том числе о привлечении ООО к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания 12629 рублей 40 копеек штрафа и предложил в срок, установленный в требовании, уплатить эту сумму налоговой санкции, недоимку по налогу и 64494 рублей 80 копеек пеней.
Общество обжаловало решение налогового органа в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований в оспариваемой части, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 03.03.2004 N БГ-3-09/178, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 04.11.2004 N 324-О. При этом суд исходил из того, что счета-фактуры ООО "Маркетинг&Консалтинг сервис" не могут являться основанием для применения искомых налоговых вычетов.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и указал на отсутствие обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика, исходя из положений статей 106, 110, 111 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в порядке статьи 166 Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно пункту 2 названной статьи вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
В статье 172 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 169 Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21 Кодекса. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 данной статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.
На основании пункта 5 статьи 169 Кодекса в счете-фактуре должны быть указаны, в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя. Счета-фактуры должны содержать полную и достоверную информацию о совершенной хозяйственной операции и ее участниках.
Вместе с тем Арбитражный суд Республики Коми установил, что ООО "Маркетинг&Консалтинг сервис" на учете в налоговом органе не состоит; идентификационный номер налогоплательщика (далее ИНН), указанный в счетах-фактурах, имеет неверную структуру и не присваивался ни одной организации.
Данные фактические обстоятельства не противоречат доказательствам по делу, а также приказу Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309, определяющему такой же порядок формирования структуры ИНН, как и в приказе названного Министерства от 03.03.2004 N БГ-3-09/178.
С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии у налогоплательщика права на применение налогового вычета по данным счетам-фактурам, поэтому правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции в части доначисления 98154 рублей налога на добавленную стоимость, 64494 рублей 80 копеек пеней.
В определении от 16.10.2003 N 329-О Конституционного Суда Российской Федерации указано, что налогоплательщик не несет ответственность за действия всех организаций, участвующих в многостадийном процессе уплаты и перечисления налогов в бюджет. По смыслу пункта 7 статьи 3 Кодекса, в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности. Правоприменительные органы не могут истолковывать понятие "добросовестные налогоплательщики" как возлагающее на налогоплательщиков дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Вместе с тем апелляционный суд на основе всестороннего, объективного и полного исследования представленных в материалы дела доказательств, оценки и в совокупности и во взаимосвязи установил, что в рассматриваемой ситуации обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика, отсутствуют.
Переоценка данных фактических обстоятельств в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного суды обеих инстанций правомерно отказали ООО в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции от 12.05.2006 N 13-41/6 в части привлечения к ответственности за неуплату налога на добавленную стоимость по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации виде взыскания 12629 рублей 40 копеек штрафа.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнести на ООО.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 01.08.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 23.10.2006 по делу N А29-4491/2006а Арбитражного суда Республики Коми оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине с кассационной жалобы отнести на общество с ограниченной ответственностью.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 16.06.2023 Борис Титов предложил ФНС внедрить «светофор» для проверки надежности контрагентов
- 19.05.2017 Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов
- 07.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных партнеров? Анализ судебной практики
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 25.07.2017 Недобросовестность поставщика приводит к печальным последствиям для покупателя
- 13.06.2017 Вычет НДС по недобросовестным контрагентам: судебные последствия
- 10.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных поставщиков?
- 14.04.2024
Поставщик поставил
покупателю товар, последний оплатил его по выставленному счету-фактуре. Так как поставщик не выполнил обязательство по надлежащему ведению бухгалтерского учета (не указал сведения о счете-фактуре в декларации по НДС), покупатель доплатил НДС и заявил, что сумму этого НДС должен возместить ему поставщик.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что покупатель до
- 14.04.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно предъявил к вычету НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку факт необоснованного уменьшения налогоплательщиком подлежащего уплате НДС не доказан, так как установлено, что контрагенты вели реальную хозяйственную деятельность, платили налоги и страховые вз
- 06.03.2024
Обществу доначислены
НДС, пени, штраф по причине получения необоснованной налоговой выгоды по сделкам, реальный характер которых не подтвержден.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом фиктивного документооборота с целью занижения налоговых обязательств по НДС.
- 07.04.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводом о создании обществом искусственного документооборота с целью формального соблюдения (создания) условий для применения налоговых вычетов по НДС и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказаны наличие недостоверной информации в представлен
- 20.03.2024
Налоговый орган
начислил НДС, ссылаясь на то, что предпринимателем документально не подтверждена дальнейшая реализация товарно-материальных ценностей, приобретенных у спорных контрагентов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представлены доказательства, свидетельствующие об отсутствии реальных хозяйственных операций между предпринимателем и его контрагентами, недостоверности представленн
- 31.01.2024
Оспариваемым решением
доначислены НДС, пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ в связи с неправомерным применением налоговых вычетов, нереальностью хозяйственных операций с контрагентами, созданием мнимого документооборота без фактического исполнения сделок по поставке топлива.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как общество злоупотребило правом в сфере налоговых правоотношений и получило необосно
- 20.03.2024 Письмо Минфина от 15.02.2024 г. № 03-07-09/13420
- 31.01.2024 Письмо ФНС России от 23.01.2024 г. № ЗГ-2-15/791
- 10.11.2023 Письмо ФНС России от 01.09.2023 г. № ЕА-4-15/11188@
- 05.07.2018 Письмо ФНС России от 18.05.2018 г. № ЕД-4-2/9521@
- 25.12.2017 Письмо Минфина России от 01.12.2017 г. № 03-02-07/1/80443
- 17.11.2017 Письмо УФНС России по г. Москве от 03.11.2017 г. № 14-16/179534
Комментарии