Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №161-O от 06.07.2000
Определение КС РФ №161-O от 06.07.2000
По своей правовой и экономической природе налог на владельцев автотранспортных средств и налог на отдельные виды транспортных средств являются самостоятельными налогами, различающимися не только по объекту налогообложения и налоговой базе, но и по другим существенным элементам. Что же касается целесообразности и экономической обоснованности установления и взимания налогов как с владельцев транспортных средств, так и на отдельные виды транспортных средств, то этот вопрос надлежит решить законодателю в процессе осуществляемой в Российской Федерации налоговой реформы.
06.07.2000Определение Конституционного Суда РФ
от 6 июля 2000 г. № 161-О
"По жалобам граждан Мазура Михаила Петровича, Демешина Анатолия Юрьевича и Пипия Александра Георгиевича на нарушение их конституционных прав положениями Федерального закона "О налоге на отдельные виды транспортных средств"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Ю.М.Данилова, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, В.О.Лучина, Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Ю.Д.Рудкина, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" изучение жалоб граждан М.П.Мазура, А.Ю.Демешина и А.Г.Пипия, установил:
1. В жалобах граждан М.П.Мазура, А.Ю.Демешина и А.Г.Пипия оспаривается конституционность положений Федерального закона от 8 июля 1999 года "О налоге на отдельные виды транспортных средств", устанавливающих новый налог на легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2500 куб. см, за исключением полноприводных автомобилей, произведенных на территории Российской Федерации, а также автомобилей, произведенных за 25 лет и более до дня уплаты налога, плательщиками которого признаются юридические и физические лица, являющиеся собственниками таких транспортных средств либо осуществляющие их эксплуатацию по доверенности (статьи 1 и 2).
Гражданин М.П.Мазур был уведомлен государственной налоговой инспекцией по Первореченскому району города Владивостока о необходимости уплаты этого налога, гражданин А.Ю.Демешин после уведомления государственной налоговой инспекции по Московскому району города Калининграда произвел уплату налога, гражданину А.Г.Пипия письмом государственной налоговой инспекции 1 29 города Москвы было разъяснено, что названный Закон должен быть к нему применен.
Заявители, которые уже платят налог на свои автомобили согласно статье 6 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", утверждают, что Федеральный закон "О налоге на отдельные виды транспортных средств" противоречит статьям 15 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 2), 54, 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации, а также Налоговому кодексу Российской Федерации, поскольку введение налога на отдельные виды транспортных средств нарушает принцип недопустимости двойного налогообложения, ставит их в неравное положение с другими владельцами транспортных средств; кроме того, этому Федеральному закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, придана обратная сила.
2. Согласно статьям 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" гражданин вправе обратиться в Конституционный Суд Российской Федерации с жалобой на нарушение своих конституционных прав и свобод законом, и такая жалоба признается допустимой, если оспариваемым законом, примененным или подлежащим применению в деле заявителя, затрагиваются его конституционные права и свободы.
Нарушение своих конституционных прав граждане М.П.Мазур, А.Ю.Демешин и А.Г.Пипия связывают, прежде всего, с необходимостью платить два налога на одно и то же транспортное средство, поскольку полагают, что объекты налогообложения в данном случае совпадают. Однако такой вывод не вытекает из положений Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и Федерального закона "О налоге на отдельные виды транспортных средств".
Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 6) относит к объектам налогообложения не только легковые автомобили, но и иные транспортные средства, а именно: мотоциклы и мотороллеры, автобусы, грузовые автомобили и тракторы, другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу (кроме зерноуборочных и других специальных сельскохозяйственных комбайнов); плательщиками установленного им налога являются лишь владельцы (собственники) транспортных средств; этот налог является региональным, вносится в территориальные дорожные фонды (пункт 3 статьи 3), а его уплата производится ежегодно в сроки, устанавливаемые законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 6). По смыслу же
статьи 12 (пункт 3) Налогового кодекса Российской Федерации, региональные налоги, устанавливаемые федеральным законом, вводятся законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон "О налоге на отдельные виды транспортных средств" к объектам налогообложения относит не все легковые автомобили, а только те, которые имеют рабочий объем двигателя свыше 2500 куб. см, причем независимо от этой технической характеристики не являются объектом налогообложения полноприводные автомобили, произведенные на территории Российской Федерации, а также любые автомобили, произведенные за 25 и более лет до дня уплаты налога, имеющие местонахождение на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации (статьи 1 и 3). Одновременно названным Федеральным законом (пункт 2 статьи 3) предусмотрены коэффициенты, понижающие ставки налога в зависимости от времени производства данных автомобилей и облегчающие тем самым положение налогоплательщика; суммы данного налога, являющегося федеральным налогом, полностью зачисляются в доход федерального бюджета (статья 10), а плательщиками налога являются как собственники этих транспортных средств, так и лица, осуществляющие их эксплуатацию по доверенности (статья 2).
Таким образом, региональный налог с владельцев транспортных средств, установленный Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", и федеральный налог на отдельные виды транспортных средств, установленный и введенный Федеральным законом "О налоге на отдельные виды транспортных средств", принятым в надлежащей законодательной процедуре,
по своей правовой и экономической природе
являются самостоятельными налогами,
различающимися не только по объекту
налогообложения и налоговой базе, но и по
другим существенным элементам. Что же
касается целесообразности и экономической
обоснованности установления и взимания
налогов как с владельцев транспортных
средств, так и на отдельные виды
транспортных средств, то этот вопрос
надлежит решить законодателю в процессе
осуществляемой в Российской Федерации
налоговой реформы.
3. Заявители утверждают также, что Федеральному закону "О налоге на отдельные виды транспортных средств", по существу, придана обратная сила, и обосновывают это тем, что, если бы им было заранее известно об установлении данного налога, они воздержались бы от приобретения легковых автомобилей соответствующих моделей.
Между тем обязанность по уплате данного налога у заявителей возникла не с момента приобретения транспортного средства, а после введения названного Федерального закона в действие. Разрешение же споров, возникающих между налогоплательщиками и налоговыми органами по поводу первоначального момента, с которого начисляется налог, своевременности уплаты налога на отдельные виды транспортных средств, исчисления суммы налога в зависимости от рабочего объема двигателя и с учетом других налоговых обязательств владельцев транспортных средств, относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов, которые при применении этого Федерального закона в конкретном деле правомочны истолковать его нормы, исходя в том числе из общих положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации.
4. В постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции" Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Следовательно, утверждение заявителей о том, что установление налога на отдельные виды транспортных средств нарушает право частной собственности (статья 35 Конституции Российской Федерации), является несостоятельным.
Ущемление права частной собственности заявители связывают также со слишком большой, по их мнению, ставкой налога, что не позволяет им, с учетом имущественного положения, производить его выплату в полном объеме и в установленный срок. Между тем плательщик федерального налога вправе обратиться в Министерство финансов Российской Федерации с просьбой о предоставлении отсрочки или рассрочки по его уплате (статьи 61 и
64 Налогового кодекса Российской Федерации), что позволит ему исполнить свою конституционную обязанность по уплате налога.
Поскольку все плательщики налога на отдельные виды транспортных средств поставлены в равные условия, нет оснований утверждать, что его установлением нарушается статья 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой все равны перед законом и судом.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан Мазура Михаила Петровича, Демешина Анатолия Юрьевича и Пипия Александра Георгиевича как не отвечающих критерию допустимости обращений в соответствии с требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также поскольку разрешение поставленных заявителями вопросов неподведомственно Конституционному Суду Российской Федерации.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В. Селезнев
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 29.08.2023 В УФНС назвали основные ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 03.06.2011 Уплату налога можно перенести на более поздний срок
- 23.12.2011 Льготы по региональным и местным налогам отменят
- 15.08.2011 Транспортный налог за бывшее авто
- 21.09.2007 За неуплату транспортного налога отобрали телевизор
- 18.04.2024 Многодетные семьи Ивановской области смогут не платить транспортный налог
- 03.04.2024 Повышенный транспортный налог надо будет платить за 517 моделей авто
- 20.03.2024 В ГД раскритиковали идею отмены транспортного налога
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 29.08.2007 Порядок отмены налогов
- 27.09.2021 ФНС разъяснила порядок возмещения налогов участниками налогового мониторинга
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика №187 от 18.09.07
- 29.08.2007 Применение статьи 40 НК РФ. Отнесение в расходы процентов по векселям.
- 29.08.2007 Деноминация налоговых ставок
- 29.08.2007 Понятие "Игровой автомат"
- 29.08.2007 Установление ставок налога, превышающих федеральные ставки
- 16.12.2023 Разбираем транспортный налог 2024: ставки, льготы и последствия неплатежей
- 01.08.2023 Транспортный налог в 2023 году: таблица, ставки, изменения
- 30.06.2023 Транспортный налог: порядок оплаты и налоговые ставки в 2023 году
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 22.03.2007 О признании неконституционным ограничения максимального размера пособия по беременности и родам
- 12.02.2007 В соответствии с пунктом 3 статьи 3 НК РФ налоги и сборы должны иметь экономическое основание, а не обоснование.
- 14.12.2004
Оценка положений href="../../laws.php#article374"> пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 17, 19, 38, 53 и 358 данного Кодекса позволяет сделать вывод, что налог на имущество организаций и транспортный
- 05.06.2023
Доначислен налог
по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставк
- 14.04.2014
В соответствии с п.
2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з - 08.10.2007 Из содержания статьи 40 НК РФ следует, что налоговые органы вправе применять затратный метод только в случае невозможности использования иных методов определения рыночной цены (на основании информации от официальных источников о рыночных ценах, метода цены последующей реализации) на соответствующие товары (работы, услуги). Однако инспекция не представила доказательств в обоснование правомерности применения ею затратного метода.
- 01.02.2011 Предусмотренный для налогового органа в НК РФ совокупный срок на обращение в суд с иском о взыскании недоимки, начинает исчисляться с даты уплата налога, установленной законом субъекта федерации.
- 19.09.2007 Общество правомерно не учитывало стоимость имущества, передаваемого по договорам лизинга, при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в 2004 году и первом полугодии 2005 года
- 03.09.2007 Непостановка на налоговый учет налогоплательщика по месту нахождения недвижимого имущества была вызвана не противоправными действиями (бездействием) налогоплательщика, а обусловлена неисполнением налоговым органом своих обязанностей в сфере налоговых отношений.
- 27.03.2024
Налоговый орган
ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.
Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и
- 28.02.2024
О включении
в реестр требований кредиторов требования ФНС РФ в размере задолженности по налогам (НДФЛ, транспортный налог, земельный налог).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом не доказаны наличие задолженности по обязательным платежам в указанном им размере и соблюдение срока на ее принудительное взыскание.
- 18.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, налог на имущество, транспортный налог в связи с созданием обществом формального документооборота с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана нереальность хозяйственных операций между обществом и его контрагентами.
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10632@
- 21.03.2024 Письмо Минфина России Вопрос: Об определении размера совокупной обязанности по ЕНС.
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538
- 05.06.2023 Письмо Минфина России от 16.05.2023 г. № 03-04-05/44452
- 09.09.2007 Письмо Минфина РФ от 17 августа 2007 г. N 03-05-06-04/35
- 09.07.2007 Проект о внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса
- 23.05.2007 Письмо Минфина РФ от 23 мая 2007 года N 03-05-06-01/53
- 18.04.2024 Письмо ФНС России от 25.03.2024 г. N БС-4-21/3348@
- 17.04.2024 Письмо ФНС России от 12.04.2024 г. № БС-17-21/1073
- 26.03.2024 Письмо ФНС России от 19.03.2024 г. № БС-2-21/4146@
Комментарии