
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 28.01.2025 г. № 03-05-04-06/6985
Письмо Минфина России от 28.01.2025 г. № 03-05-04-06/6985
Вопрос: О налогоплательщиках, налоговой базе, исчислении и представлении декларации по туристическому налогу.
13.03.2025Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28.01.2025 г. № 03-05-04-06/6985
В Департаменте налоговой политики рассмотрено письмо от 29.11.2024 по вопросам о туристическом налоге и сообщается следующее.
Глава 33.1 "Туристический налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) вступила в силу с 01.01.2025.
Согласно пункту 1 статьи 418.1 Налогового кодекса туристический налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии со статьями 418.2 и 418.3 Налогового кодекса налогоплательщиками туристического налога признаются организации и физические лица, оказывающие услуги по предоставлению мест для временного проживания физических лиц в средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или на ином законном основании, включенных в реестр классифицированных средств размещения, предусмотренный Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - услуга по временному проживанию).
Таким образом, туристический налог подлежит уплате организациями и физическими лицами, оказывающими услуги по временному проживанию в средствах размещения, а не лицами, которым оказываются такие услуги.
Согласно пункту 1 статьи 418.4 Налогового кодекса налоговая база по туристическому налогу определяется как стоимость оказываемой услуги по временному проживанию без учета сумм туристического налога и налога на добавленную стоимость.
На основании пункта 2 статьи 418.4 Налогового кодекса при условии предоставления налогоплательщику документов, подтверждающих, что физическое лицо, приобретающее услугу по временному проживанию, относится к одной или нескольким категориям физических лиц, определенным пунктом 2 статьи 418.4 Налогового кодекса, в налоговую базу по туристическому налогу не включается стоимость услуги по временному проживанию, оказываемой такому физическому лицу.
По мнению Департамента, право физического лица, относящегося к категориям, указанным в пункте 2 статьи 418.4 Налогового кодекса, может быть подтверждено документами, подтверждающими соответствующий статус этого лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (например, для ветеранов боевых действий - удостоверением ветерана боевых действий).
На основании пункта 3 статьи 418.4 Налогового кодекса дополнительные категории физических лиц, стоимость оказываемых услуг по предоставлению мест для временного проживания которым не включается в налоговую базу по туристическому налогу, могут устанавливаться представительными органами муниципальных образований.
Сумма туристического налога исчисляется налогоплательщиком в соответствии с пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы применительно к услуге по временному проживанию в момент осуществления полного расчета с лицом, приобретающим такую услугу.
Таким образом, если налогоплательщиком оказывается услуга по временному проживанию нескольких физических лиц в рамках одной услуги (одного договора на оказание услуг) и при этом договор на оказание услуг заключен с лицом, не относящимся к категориям лиц, перечисленным в пункте 2 статьи 418.4 Налогового кодекса, то стоимость данной услуги включается в налоговую базу по туристическому налогу.
Если договор на оказание услуг заключен с лицом, относящимся к категориям лиц, перечисленным в пункте 2 статьи 418.4 Налогового кодекса, то стоимость данной услуги не включается в налоговую базу по туристическому налогу.
Исходя из положений пункта 1 статьи 418.1, пункта 1 статьи 418.4 и пункта 1 статьи 418.7 Налогового кодекса следует, что в отношении услуги по временному проживанию, оплата полной стоимости которой была произведена в 2024 году (т.е. до вступления в силу главы 33.1 Налогового кодекса), туристический налог не исчисляется.
На основании пункта 2 статьи 418.7 Налогового кодекса общая сумма туристического налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисленных в соответствии с пунктом 1 статьи 418.7 Налогового кодекса по услугам, оказанным за налоговый период во всех средствах размещения, принадлежащих налогоплательщику, расположенных на территории муниципального образования.
Согласно пункту 1 статьи 54 Налогового кодекса при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым периодам, в текущем налоговом периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы и суммы налога за налоговый период, в котором выявлены ошибки (искажения), относящиеся к прошлым налоговым периодам, в тех случаях, когда допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (абзац третий пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса).
Предъявление суммы туристического налога лицу, приобретающему услугу по временному проживанию, а также выделение суммы туристического налога в расчетных документах Налоговым кодексом не предусмотрены.
Вопросы формирования стоимости услуги по временному проживанию Налоговым кодексом не регулируются.
Пунктом 2 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1853 (далее - Правила), предусмотрено, что ценой номера признается стоимость временного проживания и иных сопутствующих услуг, определенных исполнителем, оказываемых за единую цену.
В соответствии с пунктом 23 Правил цена номера, перечень услуг, которые входят в цену номера, а также порядок и способы оплаты номера устанавливаются исполнителем.
Контроль за правильностью определения налоговой базы и исчисления суммы туристического налога осуществляется налоговыми органами в рамках мероприятий налогового контроля.
На основании пункта 1 статьи 418.9 Налогового кодекса по итогам налогового периода налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговую декларацию по туристическому налогу.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны обеспечивать в течение пяти лет сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Налогоплательщики также обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 93 Налогового кодекса представление истребуемых должностным лицом налогового органа, проводящим налоговую проверку, документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение определены в главе 16 Налогового кодекса.
Согласно положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации средства от туристического налога подлежат зачислению в доходы местных бюджетов.
Бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрена прямая увязка расходов бюджета с определенными доходами и источниками финансирования дефицита бюджета (за исключением расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов).
В связи с этим доходы от туристического налога могут направляться как на финансирование расходов, связанных с развитием туристической инфраструктуры, так и на развитие других приоритетных направлений. Изменение установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации порядка зачисления доходов от туристического налога не планируется.
Заместитель директора Департамента
В.В.САШИЧЕВ
28.01.2025
- 26.03.2025 Донастройка налоговой системы обеспечила справедливость
- 17.03.2025 ГД одобрила расширение налоговых льгот преференциального режима на Курилах
- 19.02.2025 В ОП поддержали идею ввести семейное налогообложение
- 29.08.2023 В УФНС назвали основные ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 03.06.2011 Уплату налога можно перенести на более поздний срок
- 25.03.2025 ГД одобрила проект о внесудебном порядке взыскания налогового долга
- 25.02.2025 Налогообложение материальной выгоды: изменения с 2025 года
- 13.02.2025 Налоговая реформа в РФ 2025: как быть предпринимателям
- 27.09.2021 ФНС разъяснила порядок возмещения налогов участниками налогового мониторинга
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика №187 от 18.09.07
- 29.08.2007 Применение статьи 40 НК РФ. Отнесение в расходы процентов по векселям.
- 26.06.2023
Об изменении
постановления в части прекращения исполнения постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ за осуществление незаконных валютных операций.Итог: требование удовлетворено, поскольку внесены изменения в законодательство, предусматривающие смягчение административной ответственности за совершенное заявителем административное правонарушение.
- 08.03.2017
Кассационная инстанция
считает, что все доводы инспекции, изложенные в кассационной жалобе (в том числе относительно непредставления обществом уточненной налоговой декларации за 2015 год, о неправомерной корректировке налогоплательщиком своих налоговых обязательств со ссылкой на копии платежных поручений), не опровергают выводы судов об отсутствии правовых основания для принятия инспекцией решения по рассматриваемому эпизоду
- 16.02.2025
Налоговый орган
отказал налогоплательщику в предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций в отношении нежилого объекта недвижимости.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налогоплательщик не подтвердил факт наличия у него права на применение льготы по налогу на имущество организаций.
- 05.06.2023
Доначислен налог
по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставк
- 14.04.2014
В соответствии с п.
2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з
Комментарии