Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2023 г. № Ф09-2210/23 по делу № А50-27744/2022
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 17.05.2023 г. № Ф09-2210/23 по делу № А50-27744/2022
Доначислен налог по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.
Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставка.
05.06.2023Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 мая 2023 г. N Ф09-2210/23
Дело N А50-27744/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2023 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 мая 2023 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Жаворонкова Д.В.,
судей Гавриленко О.Л., Черкезова Е.О.
при ведении протокола помощником судьи Кармацкой О.Л. с использованием средств видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Пермского края рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Анатольевича (далее - заявитель, ИП Козлов В.А., предприниматель) на решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2022 по делу N А50-27744/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании приняли участие представители:
заявителя - Карасева Е.А. (доверенность от 01.03.2022);
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Пермскому краю (далее - инспекция, налоговый орган) - Власова Е.С. (доверенность от 26.12.2022), Баксанова С.В. (доверенность от 26.12.2022);
Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю (далее - управление) - Власова Е.С. (доверенность от 10.04.2023).
ИП Козлов В.А. обратился в арбитражный суд с заявлением к управлению, инспекции о признании незаконными решений от 20.10.2022 N 18-17/787, от 29.09.2022 N 2866.
Решением суда первой инстанции от 27.12.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит решение и постановление судов отменить, заявленные требования удовлетворить. Выводы о несоответствии предпринимателя установленным законодательством критериям для применения налоговой ставки в размере 1% не соответствуют действительности и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, поскольку противоречат основам налогового законодательства: экономической обоснованности всех элементов налога. Тот факт, что ОКВЭД 68.20.2 является частью ОКВЭД 68.20. Считает, что формальный подход, а именно: наличие в ЕГРИП на 01.01.2020 записи об ОКВЭД с точностью до подгруппы является неправомерным и несправедливым, поскольку противоречит целям и задачам государственной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, пострадавших в связи с введением ограничительных мероприятий, направленных на предотвращение распространения новой инфекции COVID-19. Апеллянт отмечает, что с момента регистрации ИП Заявитель вел деятельность, соответствующую ОКВЭД 68.20.2 по сдаче в аренду собственного нежилого недвижимого имущества - которая фактически является для Заявителя основной, что подтверждается представленными в материалы дела документами. Выручка Заявителя в 2018 году по ОКВЭД 68.20.2 составила - 100%, в 2019 году выручка заявителя по ОКВЭД 68.20.2 составила - 98,82%, в 2020 году выручка заявителя по ОКВЭД 68.20.2 - 99,82%. Данные факты подтверждаются выписками со счета ИП за 2018 - 2020 г. и декларациями по УСН за 2018 - 2020 год с ОКВЭД 68.20 (Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом). Также апеллянт указывает, что из судебной практики арбитражных судов следует, что указание в ЕГРИП ОКВЭД в данном случае фактически носит характер доказательственной презумпции: сторона освобождена от доказывания вида основного деятельности, если указанный в ЕГРИП ОКВЭД соответствует Перечню отраслей, однако такое доказывание может быть также осуществлено и на основе анализа иных документов и обстоятельств, представляемых стороной в подтверждение своих доводов.
В представленных отзывах управление и инспекция просит судебные акты оставить без изменения.
В силу ч. 1 ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Изучив доводы заявителя жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены решения и постановления судов.
Как следует из материалов дела, уполномоченным должностным лицом налогового органа, вынесено решение от 29.09.2022 N 2866 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог по УСН за 2020 год в сумме 441 469 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, заявитель обжаловал его в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Пермскому краю от 20.10.2022 N 18-17/787 жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решения налогового органа и управления нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанных актов недействительными.
Отказывая предпринимателю в удовлетворении требований, суды исходили из отсутствии оснований для применения Закона N 466-ПК.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 НК РФ плательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 346.14 НК РФ определено, что объектом налогообложения признаются доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежное выражение доходов организации или индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 346.19 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В силу пункта 1 статьи 346.20 Кодекса для целей исчисления налога, взимаемого в связи с применением УСН, налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы и иное не установлено настоящим пунктом и пунктами 1.1, 3 и 4 этой статьи. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Пунктом 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК (в редакции Закона Пермского края от 22.04.2020 N 530-ПК "О внесении изменений в отдельные законы Пермского края в сфере налогообложения в целях расширения мер поддержки отраслей экономики Пермского края, наиболее пострадавших от распространения новой коронавирусной инфекции") установлено, что с 01.01.2020 по 31.12.2020 для налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы установлена налоговая ставка в размере 1 процента, в случае, если основным видом деятельности налогоплательщика в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020, является подгруппа 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" группы 68.20 "Аренда и управление собственным или Арендованным недвижимым имуществом" подкласса класса 68 "Операции с недвижимым имуществом" раздела L "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом".
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в соответствии с пунктом 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК необходимо соблюсти два условия:
- указание в ЕГРЮЛ (ЕГРИП) в качестве основного вида деятельности 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом";
- владение налогоплательщиком на праве собственности хотя бы одним объектом недвижимости, включенным в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенным на территории Пермского края.
Судами установлено, что предприниматель на основании статей 19, 23, 346.12 НК РФ является плательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с объектом налогообложения "доходы" (пункт 1 ст. 346.14, пункт 1 статьи 346.18 НК РФ).
Налоговым органом установлено, что в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.01.2020 в качестве основного вида деятельности предпринимателя указан следующий вид деятельности - "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" (68.20).
Из выписки из ЕГРЮЛ следует, что сведения об основном виде деятельности предпринимателя с указанием 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" внесены в ЕГРЮЛ 15.03.2022.
Основанием для доначисления заявителю по итогам камеральной налоговой проверки налога по УСН за 2020 год, начисления пени и применения штрафа, явились выводы налогового органа о необоснованном применении заявителем при исчислении налоговых обязательств пониженной налоговой ставки - 1%, поскольку нормативно определенные условия для применения ставки налога в размере 1 процента, предусмотренные Законом Пермского края 01.04.2015 N 466-ПК "Об установлении налоговых ставок для отдельных категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, и о внесении изменений в Закон Пермской области "О налогообложении в Пермском крае" (далее - Закон Пермского края от 01.01.2020 N 466-ПК), не соблюдены - основной вид экономической деятельности заявителя, сведения о котором отражены на 01.01.2020 в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей - ОКВЭД 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом" не соответствует виду экономической деятельности - ОКВЭД 68.20.2, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставка.
Предприниматель указывает на то, что правомерно применил при исчислении налоговых обязательств за 2020 год предусмотренную частью 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК, в редакции Законов Пермского края от 30.03.2020 N 527-ПК, от 22.04.2020 N 530-ПК, налоговую ставку 1%, так как подгруппа 68.20.2 является составной частью группы 68.20 ОКВЭД, наличие в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей в качестве основного вида его деятельности группы 68.20 предполагает включение деятельности подгруппы 68.20.2 в указанную группу, что свидетельствует о правомерности применения ставки налога в размере 1 процента. При этом весь налогооблагаемый доход за 2020 год получен им от осуществления предпринимательской деятельности по сдаче в аренду нежилой недвижимости.
Таким образом, предусмотренный Законом N 466-ПК критерий о принадлежности налогоплательщику на праве собственности объекта недвижимости, включенного в перечень, определенный на 2020 год в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, расположенного на территории Пермского края, соблюден.
Между тем, применение пониженной налоговой ставки в размере 1%, предусмотренной Законом 466-ПК, возможно только теми налогоплательщиками, в отношении которых в ЕГРЮЛ или ЕГРИП в качестве основного вида деятельности указано "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" (68.20.2).
При таких обстоятельствах Инспекция правомерно пришла к выводу о несоответствии предпринимателя критериям, установленным Законом N 466-ПК.
Для целей предоставления мер государственной поддержки определение вида деятельности организаций в силу прямого указания Закона N 466-ПК осуществляется в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020. При этом положения Закона N 466-ПК не закрепляют иного порядка (способа) определения основного вида экономической деятельности субъекта для применения пониженной ставки.
Фактическое осуществление налогоплательщиком деятельности в сферах, наиболее пострадавших в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, при условии, что основной вид деятельности, указанный в ЕГРЮЛ или ЕГРИП, к пострадавшим не отнесен, не является обстоятельством, с которым действующее законодательство Российской Федерации связывает предоставление дополнительных мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Учитывая изложенное, в целях определения оснований для применения пониженной ставки по УСН в размере 1% необходимо использовать исключительно основной код ОКВЭД, который определен и заявлен непосредственно субъектом экономической деятельности и внесен в установленном порядке в ЕГРЮЛ или ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020.
Правовых норм, позволяющих налоговому органу определять налогоплательщика, имеющего право применять пониженную налоговую ставку по УСН, по результатам проверки его экономической деятельности и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРИП кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности, положения Закона N 466-ПК не содержат.
В рассматриваемой ситуации у Инспекции отсутствовали правовые основания для исследования и оценки фактически осуществляемых заявителем видов деятельности в целях использования пониженной ставки, поскольку положения Закона N 466-ПК устанавливают конкретные условия для ее применения, при проверке соблюдения которых налоговому органу надлежит руководствоваться видом деятельности, указанным в ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020 в качестве основного вида деятельности налогоплательщика.
Таким образом, несмотря на доводы заявителя, наличие в ЕГРИП на 01.01.2020 сведений об ином виде основной деятельности налогоплательщика, несоблюдение конкретных нормативных предписаний о виде деятельности, с наличием которого связывается применение пониженной налоговой ставки, исключает ее применение.
Корреспондирующий правовой подход сформирован существующей практикой, поддерживаемой Верховным Судом Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 06.10.2021 N 308-ЭС21-8122).
Отклоняя доводы заявителя о том, что в ЕГРИП по состоянию на 01.01.2020 в отношении предпринимателя указан основной вид деятельности 68.20 "Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом", который включает в себя код 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом", суды правомерно исходили из следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее - Перечень). В случае, если в Перечне указан Целиком класс или подкласс для одной из отраслей, все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в Перечень.
Исходя из иерархии построения видов экономической деятельности в ОКВЭД (классы (XX), подклассы (XX.X), группы (XX.XX), подгруппы (XX.XX.X) и виды (XX.XX.XX) в Законе N 466-ПК в качестве условия применения пониженной ставки налога приведена подгруппа 68.20.2, что свидетельствует о направленности волеизъявления Законодателя на поддержку конкретной подгруппы, то есть лиц, по состоянию на 01.01.2020 осуществляющих деятельность по сдаче в аренду и управлению собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом.
Министерство финансов Пермского края и Министерства экономического развития и инвестиций Пермского края дают официальные разъяснения по вопросам применения пункта 2 статьи 1.1 Закона N 466-ПК, содержащие аналогичную точку зрения (письма от 03.12.2021 N СЭД-39-01-06исх-120, от 29.11.2021 N 18-05-12-исх-31) (файлы "Письмо от 03.12.2021 N СЭД-30-01-06исх-120", "Письмо от 29.11.2021 N 18-05-12-исх-31").
Внесение налогоплательщиком в ЕГРИП изменений в части указания в качестве основного вида экономической деятельности 68.20.2 "Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом" не свидетельствует о соблюдении им требований для применения пониженной налоговой ставки, поскольку такой вид экономической деятельности должен быть указан в качестве основного вида деятельности по состоянию на 01.01.2020.
Исходя из представленных в дело документов, налоговым органом доказан факт неправильного исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, что предопределило корректировку в сторону увеличения обязательств предпринимателя за спорный налоговый период.
Суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства и устанавливать иные обстоятельства, отличающиеся от установленных судами первой и апелляционной инстанций, в нарушение своей компетенции, предусмотренной статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений и неправильного применения норм материального и процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных актов (ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного и исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Пермского края от 27.12.2022 по делу N А50-27744/2022 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2023 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Козлова Владимира Анатольевича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Д.В.ЖАВОРОНКОВ
Судьи
О.Л.ГАВРИЛЕНКО
Е.О.ЧЕРКЕЗОВ
- 01.10.2024 Организациям на УСН без НДС не надо выставлять счета-фактуры
- 25.09.2024 Налоговая миграция в другой регион может стать бессмысленной
- 24.09.2024 Кому надо будет восстанавливать НДС при переходе на УСН с 2025 года
- 29.08.2023 В УФНС назвали основные ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 03.06.2011 Уплату налога можно перенести на более поздний срок
- 25.06.2024 Порог УСН по основным средствам хотят увеличить до 450 миллионов
- 25.06.2024 Порог УСН по основным средствам хотят увеличить до 450 миллионов
- 19.02.2024 Варианты перехода с УСН на другую систему налогообложения в середине года
- 27.09.2021 ФНС разъяснила порядок возмещения налогов участниками налогового мониторинга
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика №187 от 18.09.07
- 29.08.2007 Применение статьи 40 НК РФ. Отнесение в расходы процентов по векселям.
- 18.09.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не обеспечено соблюдение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, что не позволило предпринимателю участвовать в рассмотрении материалов налоговой проверки лично или чере
- 15.09.2024
Предпринимателю доначислен
ЕНВД, налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, в связи с занижением площади залов обслуживания посетителей в кафе, ресторане.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено занижение в ресторане физического показателя "площадь зала обслуживания посетителей"; площадь зала обслуживания посетителей, используемого предпринимателем в кафе, превышает 150 кв.
- 01.09.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам предпринимателя в банке, ссылаясь на непредставление налоговых деклараций по общей системе налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель не представил доказательства, подтверждающие направление в налоговый орган заявления о переходе на УСН.
- 14.04.2014
В соответствии с п.
2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з - 08.10.2007 Из содержания статьи 40 НК РФ следует, что налоговые органы вправе применять затратный метод только в случае невозможности использования иных методов определения рыночной цены (на основании информации от официальных источников о рыночных ценах, метода цены последующей реализации) на соответствующие товары (работы, услуги). Однако инспекция не представила доказательств в обоснование правомерности применения ею затратного метода.
- 08.10.2007 В решении налогового органа, законность которого проверяется судом, не названа норма правового акта, в соответствии с которой выявленное налоговым органом обстоятельство относится к основаниям признания лиц взаимозависимыми.
- 02.10.2024 Письмо Минфина России от 23.09.2024 г. № 03-11-11/91205
- 02.10.2024 Письмо Минфина России от 28.08.2024 г. № 03-00-07/81393
- 02.10.2024 Письмо Минфина России от 08.08.2024 г. № 03-11-11/74272
- 01.10.2024 Письмо ФНС России от 20.09.2024 г. № СД-2-21/13364@
- 21.03.2024 Письмо Минфина России Вопрос: Об определении размера совокупной обязанности по ЕНС.
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538
Комментарии