
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2017 г. № Ф09-5631/17
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.09.2017 г. № Ф09-5631/17
Суды обосновано пришли к выводу о том, что приведенная в законе формулировка "впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов" прямо указывает на отсутствие фактов более ранней регистрации лиц в качестве предпринимателей и не затрагивает содержания признака первичности регистрации как противопоставленного повторной и последующей регистрации. Налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов.
11.10.2017Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29.09.2017 г. № Ф09-5631/17
Дело N А34-12768/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2017 г.
Арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Токмаковой А.Н.,
судей Вдовина Ю.В., Гусева О.Г.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лабарешных Виктора Ивановича на решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2017 по делу N А34-12768/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Уральского округа.
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области принял участие представитель индивидуального предпринимателя Лабарешных Виктора Ивановича - Онищук Е.И. (доверенность от 02.11.2016).
В судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Курганской области принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области и Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области - Титов И.А. (доверенности от 28.12.2016 N 19, от 15.11.2016 N 02-42/56).
Индивидуальный предприниматель Лабарешных Виктор Иванович (далее - заявитель, предприниматель, предприниматель Лабарешных В.И., налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области (далее - инспекция) от 19.07.2016 N 589 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решения Управления Федеральной налоговой службы по Курганской области (далее - Управление) от 22.09.2016 N 183.
Решением суда (судья Ахметова Г.Ф.) от 31.01.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 (судьи Бояршинова Е.В., Плаксина Н.Г., Малышев М.Б.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель просит названные судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Заявитель ссылается на наличие у него права на применение льготной ставки налогообложения при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, предусмотренной ч. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс). Налогоплательщик обосновывает свою позицию тем, что норма п. 1 ст. 1 Закона Курганской области, согласно которому налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается в соответствии с п. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей после вступления в силу настоящего Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах по видам предпринимательской деятельности, указанным в приложении 1 к настоящему Закону, при применении упрощенной системы налогообложения на территории Курганской области, имеет неоднозначное толкование. По мнению заявителя, признак первичности регистрации относится только к периоду после вступления в силу соответствующего Закона Курганской области от 26.05.2015 N 41, в связи с чем регистрация его в качестве предпринимателя в периоды с 18.01.1993 по 17.07.1997 не исключает соответствующее право, ввиду того что осуществлена после вступления в законную силу Закона Курганской области от 26.05.2015 N 41.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, Лабарешных Виктор Иванович зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 09.09.2015, поставлен на налоговый учет, применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, осуществляет деятельность спортивных объектов (ОКВЭД 92.61).
Инспекцией проведена камеральная проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2015 год, представленной 09.02.2016, в которой налогоплательщиком налог исчислен по ставке 0 на основании ч. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса, по результатам которой составлен акт от 20.05.2015 N 370 и принято решение от 19.07.2016 N 589 о привлечении предпринимателя к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением заявителю предложено уплатить налог по упрощенной системе налогообложения в сумме 244 347 руб., соответствующие суммы пени и штрафа, а также налоговые санкции по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса.
Решением Управления решение инспекции утверждено.
Налогоплательщик, полагая, что решения инспекции и Управления не соответствуют нормам Налогового кодекса и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
В силу п. 1 ст. 346.11 Налогового кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст. 346.12 Налогового кодекса налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Объектом налогообложения согласно ст. 346.14 Налогового кодекса признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 данной статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 346.20 Налогового кодекса в случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи, законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов.
Согласно п. 4 ст. 346.20 Налогового кодекса законами субъектов Российской Федерации может быть установлена налоговая ставка в размере 0 процентов для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, выбравших объект налогообложения в виде доходов или в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению.
При этом налогоплательщики вправе применять налоговую ставку в размере 0 процентов со дня их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей непрерывно в течение двух налоговых периодов. В период действия налоговой ставки в размере 0 процентов, установленной в соответствии с настоящим пунктом, индивидуальные предприниматели, указанные в абзаце первом настоящего пункта, выбравшие объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, не уплачивают минимальный налог, предусмотренный пунктом 6 статьи 346.18 названного Кодекса.
Виды предпринимательской деятельности в производственной, социальной и научной сферах, в отношении которых устанавливается налоговая ставка в размере 0 процентов, устанавливаются субъектами Российской Федерации на основании Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
По итогам налогового периода доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась налоговая ставка в размере 0 процентов, в общем объеме доходов от реализации товаров (работ, услуг) должна быть не менее 70 процентов.
Согласно абз. 1 ст. 1 Закона Курганской области от 26.05.2015 N 41 "Об установлении налоговых ставок в размере 0 процентов для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при применении упрощенной системы налогообложения и (или) патентной системы налогообложения на территории Курганской области" налоговая ставка в размере 0 процентов устанавливается в соответствии с пунктом 4 статьи 346.20 НК РФ для налогоплательщиков, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей после вступления в силу настоящего Закона и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах по видам предпринимательской деятельности, указанным в приложении 1 к настоящему Закону, при применении упрощенной системы налогообложения на территории Курганской области.
Как следует из оспариваемого решения инспекции, основанием для отказа в признании права на применение ставки - 0% послужил вывод налогового органа о регистрации заявителя в качестве предпринимателя в периоды с 18.01.1993 по 31.12.1993, с 29.01.1996 по 31.12.2000. Налоговым органом предоставлены копии свидетельств о государственной регистрации Лабарешных Виктора Ивановича в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица N 671 - с 29.01.1996 по 31.12.2000, N 10 - с 18.01.1993 по 31.12.1993, с отметками о сдаче 17.07.1997.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном ст. 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к правомерному выводу об отсутствии в данном конкретном случае оснований для признания решения инспекции от 19.07.2016 N 589, решения Управления от 22.09.2016 N 183 незаконными.
Буквальное толкование нормы п. 4 ст. 346 Налогового кодекса подразумевает возможность применения ставки в размере 0 процентов в отношении лишь тех лиц, для которых одновременно должны соблюдаться два условия: первичная регистрация в качестве предпринимателя после вступления в силу закона субъекта и первичная регистрация на протяжении всей жизни. Суды обосновано пришли к выводу о том, что приведенная в законе формулировка "впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов" прямо указывает на отсутствие фактов более ранней регистрации лиц в качестве предпринимателей и не затрагивает содержания признака первичности регистрации как противопоставленного повторной и последующей регистрации.
Учитывая вышеизложенное, приведенные заявителем обстоятельства, а именно: отсутствие экономической взаимозависимости и взаимосвязанности между осуществляемыми ранее видами деятельности, осуществление различных видов деятельности, длительное отсутствие статуса предпринимателя у заявителя и иные, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции как не имеющие правового значения для рассмотрения настоящего дела.
При таких обстоятельствах налоговым органом правомерно начислен предпринимателю налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения по ставке 6 процентов, соответствующие суммы пени, штрафные санкции по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, как основанные на неверном толковании норм материального права, и им дана правильная оценка судами обеих инстанций.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Курганской области от 31.01.2017 по делу N А34-12768/2016 и постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2017 по тому же оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Лабарешных Виктора Ивановича - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном ст. 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
А.Н.ТОКМАКОВА
Судьи
Ю.В.ВДОВИН
О.Г.ГУСЕВ
Темы: Упрощенная система налогообложения (УСН)  Облагаемые выплаты сотрудникам  Порядок уплаты страховых взносов  Льготы  
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 21.05.2025 Минфин подтвердил: при УСН-15% можно учесть компенсацию за личный автомобиль в командировке
- 13.12.2023 Матпомощь работнику-погорельцу: в суд разъяснили, надо ли начислять взносы
- 13.09.2023 Компенсация сотрудникам расходов на детсад: надо ли начислять взносы «на травматизм»
- 02.03.2022 Организации вправе включить в долю доходов от IT-деятельности суммы возмещения недополученных доходов от предоставления субъектам МСП российского ПО
- 26.05.2025 Минфин разъяснил, когда оплата фитнеса работникам и их семьям облагается страховыми взносами
- 26.05.2025 Минфин: на неизрасходованный «подотчёт» без отчёта и возврата начисляются страховые взносы
- 31.03.2025 Как использовать пониженный тариф взносов при переходе на льготную деятельность
- 17.04.2025 Городская дума отказала «Екатеринбург Арене» в налоговой льготе
- 13.03.2025 Счетная палата проанализирует эффективность налоговых льгот
- 06.02.2025 Владельцы акций «Озон Фармацевтики» получат налоговую льготу
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 01.07.2022 Налог по УСН нельзя уменьшать на сумму начисленных взносов
- 31.03.2022 Надбавка водителям за количество своевременно сданных товарно-сопроводительных документов и НДФЛ
- 11.02.2022 Взаимодействие страхователей с ФСС: новые правила назначения пособий
- 14.09.2023 Введение новой страховки для такси: чего стоит ожидать
- 02.08.2023 Социальный фонд утвердил форму, заменяющую СНИЛС
- 28.07.2023 Утверждены формы документов, которые СФР будет использовать при проверках страхователей
- 20.09.2024 Налоговые льготы с 2025 года: какие появятся и для кого
- 10.01.2024 Какие выплаты и льготы положены матерям-одиночкам: налоговый вычет, гарантия от увольнения и пособие
- 27.12.2023 Льготы по налогам для IT: полный список 2023
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 28.06.2023
Выявив, что
общество занизило базу по страховым взносам на сумму среднего заработка, выплаченного работникам за дополнительные выходные дни, предоставляемые для ухода за детьми-инвалидами, Фонд доначислил ему страховые взносы, пени и штраф.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что указанные выплаты носят характер государственной поддержки, направлены на компенсацию потерь заработка гражд
- 29.03.2023
Отделение сделало
вывод о том, что при установленном работникам общества режиме неполного рабочего времени выплаченное им пособие по уходу за ребенком приобрело характер дополнительного материального стимулирования к заработной плате.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку режим неполного рабочего времени не может рассматриваться как мера, позволяющая продолжать уход за ребенком и повлекшая
- 23.01.2023
Региональное отделение
Фонда социального страхования РФ утверждает, что листок нетрудоспособности по уходу за ребенком был выдан отцу, однако на момент его выдачи такой уход осуществляла мать, получая ежемесячное пособие по уходу за ребенком.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт наступления страхового случая доказан; тот факт, что отец не осуществлял уход за больным ребенком, не подт
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 02.03.2025
В ходе
проверки уполномоченный орган пришел к выводу о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2 процента и доначислил страховые взносы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, определенном исходя из страхового тарифа 2,1 процента, соответствующем указанному в ЕГРЮЛ виду экономической деятельности.Итог
- 04.12.2024
Налоговый орган
начислил страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, а также предложил удержать и перечислить НДФЛ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученные работниками денежные средства не использованы в интересах общества, следовательно, являются их доходом, что влечет возникновение у общества
- 07.11.2022
Решением установлено,
что у общества выявлена недоимка, начислены штраф, пени в связи с несвоевременным представлением сведений об основных осуществляемых видах деятельности общества.Итог: требование удовлетворено, поскольку общество представило органу ФСС РФ заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с приложением необходимых документов.
- 02.09.2019
Основанием для
вынесения решения послужили выводы проверяющих о необоснованности применения заявителем пониженного тарифа страховых взносов. Управление руководствовалось тем, что общество не получало доходов в размере не менее 70% в общем объеме доходов от основного вида деятельности, в отношении которых применялась УСН, в связи с чем условия для применения пониженных тарифов признаны управлением несоблюденными. Не согласивш - 03.09.2018
От осуществления
деятельности, облагаемой ЕНВД, розничной торговли фармацевтическими товарами, получен доход в размере 55,2 млн. руб., то есть 87% от общей суммы дохода. Суды пришли к выводу, что доход в размере не менее 70% от общей суммы дохода получен обществом от основного вида деятельности, и обществом соблюдена совокупность условий, являющаяся основанием для применения пониженного тарифа взносов.
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 16.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-11/35779
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 12.09.2023 Письмо ФНС России от 08.08.2023 г. № БС-4-11/10182@
- 26.01.2023 Письмо ФНС России от 06.12.2022 г. № БС-4-11/16492@
- 24.10.2022 Письмо Минфина России от 01.09.2022 г. № 03-15-06/85285
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 10.03.2025 г. № 03-15-05/23333
- 28.01.2025 Письмо Минфина России от 26.11.2024 г. № 03-03-06/1/118134
- 14.06.2023 Письмо Минфина России от 26.04.2023 г. № 03-03-06/1/38345
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 08.02.2023 г. № 03-15-06/10124
- 14.09.2022 Письмо ФНС России от 12.07.2022 г. № БС-4-11/8941@
Комментарии