
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 21.06.2022 г. № 03-07-11/58763
Письмо Минфина России от 21.06.2022 г. № 03-07-11/58763
Вопрос: Предлагается разъяснить порядок применения ставки НДС в следующей ситуации: юридическое лицо, применяющее общую систему налогообложения, основной код вида деятельности - 55.10 "Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания". При гостинице есть ресторан, не выделенный в отдельное юридическое лицо. Выручка от деятельности ресторана составляет менее 70% от всей выручки юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ с 2022 г. решено освободить организации общепита (кафе, рестораны и т.д.), применяющие общий режим налогообложения, от НДС. Такая мера поддержки введена в связи со снижением доходов от услуг общепита из-за пандемии коронавируса и из-за ограничений на посещение предприятий общепита отдельными гражданами.
Кроме этого, Федеральным законом от 26.03.2022 N 67-ФЗ дополнен Перечень операций, при совершении которых НДС рассчитывается по ставке 0 процентов, установлен п. 1 ст. 164 НК РФ. В этот перечень добавили услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения.
На практике гостиница не может работать без услуг ресторана, который находится на ее территории, так как завтрак для гостей является неотъемлемой частью услуг по предоставлению мест для временного проживания.
Если бы ресторан был выделен в отдельное юридическое лицо, то он смог бы применять льготу по НДС.
Получается, что юридическое лицо, не желая дробить бизнес, так как это противоречит законодательству, вынуждено отказаться от мер поддержки малого бизнеса, которые предлагает государство в кризисное время.
На основе вышеизложенного: каким образом организации общепита при гостинице могут применить меры поддержки бизнеса (освобождение от НДС или НДС 0%)?
18.07.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21.06.2022 г. № 03-07-11/58763
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость организацией, осуществляющей виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно подпункту 38 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 305-ФЗ) с 1 января 2022 года освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость применяется в отношении услуг общественного питания, оказываемых организациями и индивидуальными предпринимателями через объекты общественного питания (рестораны, кафе, бары, предприятия быстрого обслуживания, буфеты, кафетерии, столовые, закусочные, отделы кулинарии при указанных объектах и иные аналогичные объекты общественного питания), а также услуг общественного питания вне объектов общественного питания по месту, выбранному заказчиком (выездное обслуживание), при соблюдении за календарный год, предшествующий году, в котором применяется освобождение от налога на добавленную стоимость, следующих условий:
- сумма доходов не превысила в совокупности 2 млрд рублей;
- удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме доходов составил не менее 70 процентов;
- среднемесячный размер выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, не ниже размера среднемесячной начисленной заработной платы в каждом субъекте Российской Федерации по виду экономической деятельности, определяемому по классу 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздела I "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (на основании пункта 18 статьи 10 Федерального закона N 305-ФЗ условие будет применяться с 1 января 2024 года).
При этом в целях применения налогоплательщиком освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении вышеуказанных услуг общественного питания сумма доходов, размер которой не должен превышать в совокупности 2 млрд рублей, определяется по всем видам деятельности, осуществляемым налогоплательщиком, и удельный вес доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов должен составлять не менее 70 процентов.
Таким образом, организация, осуществляющая виды деятельности по оказанию гостиничных услуг и услуг общественного питания через вышепоименованные объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, вправе применять освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость при оказании услуг общественного питания, в случае если организацией соблюдаются установленные подпунктом 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса условия, в том числе в части суммы доходов от осуществляемых видов деятельности и удельному весу доходов от реализации услуг общественного питания в общей сумме этих доходов.
Что касается услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах, то согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 26 марта 2022 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) пункт 1 статьи 164 Кодекса дополнен подпунктом 19, в соответствии с которым налогообложение налогом на добавленную стоимость при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения производится по налоговой ставке в размере 0 процентов.
При этом на основании положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ налоговая ставка в размере 0 процентов при реализации услуг по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, не включенных в реестр объектов туристской индустрии, применяется налогоплательщиками по 30 июня 2027 года включительно.
Пунктом 2 статьи 5 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования Федерального закона N 67-ФЗ, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на добавленную стоимость.
Федеральный закон N 67-ФЗ опубликован 26 марта 2022 года на официальном интернет-портале правовой информации в сети Интернет по адресу http://www.pravo.gov.ru.
Принимая во внимание, что в соответствии со статьей 163 Кодекса налоговый период для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость установлен как квартал, положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ вступают в силу с 1 июля 2022 года.
Таким образом, с 1 июля 2022 года по 30 июня 2027 года включительно реализуемые налогоплательщиком налога на добавленную стоимость услуги по предоставлению мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения, введенных в эксплуатацию до 1 июля 2022 года и не включенных в реестр объектов туристской индустрии, будут облагаться налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 0 процентов.
При этом применение налоговой ставки в размере 0 процентов в отношении услуг общественного питания, реализуемых через объекты общественного питания, входящие в состав гостиницы, Федеральным законом N 67-ФЗ не предусмотрено, в связи с чем данные услуги подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 Кодекса, либо освобождаются от налогообложения данным налогом на основании вышеуказанного подпункта 38 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
21.06.2022
Темы: Налоги  НДС  Объект налогообложения  Порядок определения налоговой базы  Случаи восстановления НДС  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 01.06.2023 Правительство внесло в Госдуму законопроект об НДС на апартаменты
- 31.05.2023 Путин обещал обсудить обнуление НДС для производителей спецэффектов
- 30.05.2023 Компаниям в сфере услуг и фитнеса могут отменить НДС
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 25.10.2021 Налогоплательщик может не учитывать в налоговой базе по НДС полученную бюджетную субсидию
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 07.09.2020 Физлицо сдает нежилое помещение в аренду. Надо ли платить НДС?
- 22.01.2020 Отмена НДС для микропредприятий: миф или реальность
- 01.02.2022 НДС при оплате за товар с помощью заемных средств: можно ли получить возмещение?
- 25.10.2021 Если компания купила оборудование, которое не использует в своей деятельности, НДС придется восстановить
- 22.01.2020 При реорганизации организациям теперь нужно восстанавливать НДС
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 27.04.2023 Как может измениться спрос на недвижимость в случае возвращения НДС на апартаменты
- 02.03.2023 Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 21.11.2022 Подлежат ли обложению НДС консультационные услуги, выполняемые на территории иностранного государства?
- 11.11.2022 Счет-фактура на основании решения суда – основание для признания выручки
- 23.08.2022 Цена контракта с НДС, подрядчик применяет УСН: порядок отражения НДС
- 18.08.2022 Покупка товара из Республики Беларусь и уплата НДС
- 06.04.2022 С 01.01.2021 любое право безвозмездного пользования имуществом, полученным НКО на ведение уставной деятельности, не признается доходом при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль
- 08.02.2022 Покупка неисключительных прав на программное обеспечение через сеть Интернет у иностранного контрагента – кто платит НДС?
- 21.12.2022 Выход участника из состава ООО и восстановление НДС
- 05.10.2022 Как заменить ранее выставленную счет-фактуру?
- 10.08.2022 Ремонт имущества и восстановительные работы. Нужно ли восстановить НДС?
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 09.11.2022
Налоговый орган
предложил уменьшить УСН, исчисленный в завышенном размере, доначислил НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, начислил пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем "дробления бизнеса" с использованием подконтрольных лиц, применяющих специальный режим налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогово
- 26.10.2022
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по хозяйственным операциям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что контрагент не является исполнителем работ по заключенным с налогоплательщиком договорам и что последний в отсутствие реальных хозяйственных операций с контрагентом созда
- 31.05.2023
Налогоплательщику доначислен
НДС и исчислены пени по причине создания формального документооборота с двумя контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты признаны "техническими" организациями, которые не вели реальную экономическую деятельность, не находились по месту нахождения, у них отсутствовали рабочий персонал, основные средства, транспорт, обычные расходы, пр
- 31.05.2023
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций, пени, штрафы по причине реализации недвижимого имущества в адрес взаимозависимой организации с целью уклонения от уплаты налогов.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом и взаимозависимыми лицами схемы минимизации налогов, состоящей в том, что общество формально наделило при
- 31.05.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн
- 16.10.2022
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле
- 03.10.2022
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с занижением налогооблагаемой базы по НДС, а также неправомерным включением в состав внереализационных расходов, уменьшающих сумму доходов при исчислении налога на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт занижения обществом налогооблагаемой базы по НДС и налогу на прибыль.
<
- 28.09.2022
Налогоплательщик ссылается
на отсутствие реальной задолженности по НДС, уплату налога по декларации в установленные сроки, неверный размер пеней.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку оспариваемые акты не соответствуют фактическим обязательствам налогоплательщика, так как в требования повторно включены отдельные суммы пени, на момент выставления требований погашение задолженности по НДС произв
- 22.02.2023
Проверкой выявлено
занижение налоговой базы в результате переноса части выручки по взаимоотношениям с контрагентами, не являющимися плательщиками НДС, на подконтрольную организацию, применяющую УСН, отражения завышенного объема субподрядных работ.Итог:в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций не подтверждена, сотрудники контрагента фактически являлись сотрудниками
- 25.01.2023
НДС был
доначислен обществу в связи с невключением в налоговую базу по НДС сумм акциза.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку занижение акцизов повлекло и занижение налоговой базы по НДС, который, соответственно, был доначислен исходя из стоимости товаров, включающей акциз. При этом доначисленные суммы акциза и НДС учтены в составе расходов по налогу на прибыль. Кроме того, не имеется осно
- 28.12.2022
Оспариваемым решением
доначислены пени по НДС, так как общество не исчислило НДС с авансов, полученных на проведение работ по капитальному ремонту.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено занижение налоговой базы по НДС в связи с неотражением операций в налоговом учете полученных авансовых платежей и, как следствие, неисчислением и неуплатой НДС.
- 12.04.2023
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени, поскольку передача работ в адрес заказчика-застройщика была квалифицирована налоговым органом как операция по реализации результатов выполненных работ, признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в результате расторжения договора и возврата капитальных затрат стоимость работ, приобретенных обществом,
- 19.03.2023
Налоговым органом
установлено, что обществу предоставлены субсидии из бюджета без НДС. Общество сослалось на то, что если в сумму выплаченной субсидии не был включен НДС, оно не обязано восстанавливать ранее принятые к вычету суммы налога.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку общество направило субсидию на возмещение ранее понесенных расходов на оплату товаров (работ, услуг) контрагентов,
- 10.10.2022
Начислены налог
на добавленную стоимость, пени, штраф исходя из того, что средствами субсидии налогоплательщик произвел расчет с поставщиком топливно-энергетических ресурсов по долгу, включающему НДС, налогоплательщик, ранее принявший к вычету НДС, обязан восстановить налог, получение им субсидии для возмещения затрат означает повторное получение НДС за счет бюджета.Итог: дело направлено на новое рассмот
Комментарии