Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 18.05.2022 г. № 03-04-05/45793
Письмо Минфина России от 18.05.2022 г. № 03-04-05/45793
Вопрос: О ставках НДФЛ; об управлении средствами Фонда национального благосостояния.
02.06.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18.05.2022 г. № 03-04-05/45793
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом государственного долга и государственных финансовых активов рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. В части вопроса о введении прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц
С 1 января 2001 года применяется ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов. В отношении отдельных видов доходов, указанных в пункте 2 статьи 224 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), например, стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в пункте 28 статьи 217 Кодекса, установлена ставка в размере 35 процентов.
Ставка налогообложения в размере 13 процентов является одной из самых низких в мире.
При этом 1 января 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 23.11.2020 N 372-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период", предусматривающий повышение налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц до 15 процентов для доходов свыше 5 млн рублей в год.
Существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, кардинальных изменений в части порядка налогообложения доходов физических лиц на текущий момент не предусмотрено.
Одновременно сообщаем, что предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
2. В части управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ)
ФНБ является стратегическим резервом государства, обеспечивающим сбалансированность федерального бюджета и поддержку пенсионной системы Российской Федерации. В данной связи большая часть его средств (эквивалент 9,7 трлн рублей или 74,3 процента по состоянию на 1 апреля 2022 г.) размещена в Банке России на счетах в иностранной валюте и в золоте, что позволяет Минфину России в указанных целях быстро и без потерь, не оказывая давления на российский финансовый рынок, выводить средства ФНБ из указанных объектов инвестирования, обеспечивая исполнение расходных обязательств федерального бюджета, в том числе социальных, в полном объеме, не прибегая к их сокращению либо повышению налогов.
В целях обеспечения сохранности средств ФНБ в контексте макроэкономических и геополитических тенденций последних лет и решений, направленных на "дедолларизацию" российской экономики, Минфином России в 2021 году кардинально изменена структура размещения средств Фонда на указанных счетах. Доля долларов США снижена с 45 до 0 процентов, доля евро - с 45 до 40 процентов, фунта стерлингов - с 10 до 5 процентов, были добавлены юань (30 процентов), иена (5 процентов), а также золото (20 процентов).
Следует отметить, что даже запреты, наложенные рядом государств на операции с валютными средствами золотовалютных резервов Банка России, не влияют на возможность, в случае необходимости, конверсии средств с указанных счетов в средства, номинированные в рублях, и их последующего оперативного направления на поддержку отечественной экономики.
Остальная часть средств ФНБ активно инвестируется в российские финансовые активы в целях поддержки отдельных отраслей отечественной экономики (банковской системы, реального сектора экономики, малого и среднего предпринимательства, ипотечного кредитования), развития инфраструктуры, стимулирования внутреннего спроса и повышения темпов экономического роста. Кроме того, в настоящее время прорабатывается возможность дополнительного масштабного (до 2,5 трлн рублей в ближайшие годы) направления средств ФНБ на финансирование новых самоокупаемых инфраструктурных проектов, а также на приобретение акций стратегически значимых отечественных предприятий (до 1 трлн рублей).
Одновременно в части вопроса о внешних заимствованиях Российской Федерации хотим отметить, что ввиду высокой стоимости обслуживания и нестабильной геополитической обстановки возможности привлечения средств на внешних рынках капитала в обозримой перспективе ограничены.
Заместитель директора Департамента
Р.А.ЛЫКОВ
18.05.2022



