
Судебные дела / Постановления / Проект Постановления Пленума ВАС РФ
Проект Постановления Пленума ВАС РФ
Об обложении НДС операций, связанных с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и c содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов
15.05.2007ПРОЕКТ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и c содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, а также в целях обеспечения правильного и единообразного применения арбитражными судами закона при разрешении дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и c содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных жилых домов, Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона “Об арбитражных судах в Российской Федерации” постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), введенным в действие с 01.01.04, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
При толковании указанной нормы судам необходимо иметь в виду, что гражданское законодательство различает правоотношения по предоставлению (передаче) имущества во владение и (или) пользование и правоотношения, возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во владение (пользование) имущества.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – ЖК РФ), в том числе его статья 154, также разграничивает: плату за пользование жилым помещением (плата за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
плату за коммунальные услуги.
На основании толкования во взаимосвязи нормы подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК РФ и положений ЖК РФ можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает невозможность начисления названного налога на такой вид платежа как плата за пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение), поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в указанной норме.
2. При рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ собственников жилья (далее – ТСЖ) (управляющих организаций), касающихся обложения НДС услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует исходить из того, что их разрешение обусловлено правовым статусом указанных лиц в структуре договорных связей по обеспечению жилых помещений коммунальными услугами и по содержанию, эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирных жилых домов.
3. Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
При этом в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
Таким образом, в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Поэтому ТСЖ, заключая договоры на оказание соответствующих услуг, эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а от имени и в интересах членов ТСЖ.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой сфере отношений налоговый статус ТСЖ как элемент его правового статуса производен от правового (налогового) статуса граждан - членов ТСЖ.
Поскольку в силу статьи 143 НК РФ граждане не являются плательщиками НДС, не являются плательщиками данного налога по указанным операциям и ТСЖ.
Кроме того, судам необходимо учитывать, что соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими соответствующие услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами – членами ТСЖ.
Поэтому в случае, когда реализация тех или иных услуг (например, по энергоснабжению) осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ оплачивает соответствующие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
4. В силу статьей 161, 162 ЖК РФ управляющая организация привлекается к управлению общим имуществом многоквартирного дома либо непосредственно жильцами, каждый из которых заключает с ней договор на единых условиях, либо товариществом собственников жилья, либо органом местного самоуправления.
Следовательно, управляющая организация полностью или в соответствующей части выполняет функции ТСЖ, связанные с организацией предоставления соответствующих услуг, работ в отношении жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах.
В связи с этим при определении налогового статуса такой организации судам следует исходить из того, что данный статус аналогичен налоговому статусу ТСЖ.
5. В случае, когда договор на предоставление услуг, связанных с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), заключен органом местного самоуправления, судам при решении вопроса об обложении соответствующих операций НДС надлежит иметь в виду, что в силу своего статуса орган местного самоуправления не может выступать в качестве стороны по такому договору.
Поскольку при заключении подобных договоров соответствующие органы выступают от имени публично-правового образования как органы власти в рамках установленной компетенции, стороной по такому договору выступает соответствующее публично-правовое образование, которое в силу статьи 143 НК РФ не является плательщиком НДС.
ВАРИАНТ: пункт 5 исключить.
6. При разрешении вопроса об обложении НДС услуг, оказываемых по соответствующим договорам специализированным унитарным предприятием, судам необходимо учитывать, что унитарное предприятие в силу статьи 50 ГК РФ является коммерческой организацией с самостоятельными экономическими интересами.
В связи с этим такие унитарные предприятия являются плательщиками НДС по соответствующим операциям на общих основаниях. При этом в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 НК РФ полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику (унитарному предприятию) в соответствии с положениями главы 21 НК РФ.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.А.ИВАНОВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации А.С.КОЗЛОВА
Темы: Налоги  НДС  Судебная защита  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 15.09.2025 Возврат НДС при экспорте: как работает ставка 0%
- 12.09.2025 Власти РФ обсуждают рост налогов для покрытия военных трат
- 11.09.2025 За бумажные или «неформатные» пояснения по НДС могут оштрафовать
- 16.11.2016 Правительство сегодня рассмотрит изменения в КоАП и НК РФ
- 29.05.2014 Мировым соглашением утверждена договоренность компенсировать убытки: когда признавать расход по налогу на прибыль?
- 07.03.2014 Проведение оценки стало эффективным средством для утверждения рыночной цены участка
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 24.09.2015 Обзор позиций Конституционного Суда РФ по налогам с 1 января 2015 г.
- 13.09.2013 Новый порядок обжалования решений налоговиков
- 21.06.2013 «Никакие вопросы внутри судебной системы не должны решаться без мнения высшего суда»
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, выявив, что последний неправомерно применил налоговые вычеты и отнес в состав расходов затраты по хозяйственным операциям, осуществленным с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с целью получения необоснованной налоговой выгоды при отсутствии реальных хозяйственных операци
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, установив, что последний использовал схему минимизации налоговых обязательств по налогам посредством включения в производственный процесс взаимозависимых лиц, применявших специальные налоговые режимы.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт создания налогоплательщиком противоправной схемы дробления би
- 13.09.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС, налог на прибыль, пени и штраф, установив занижение налогов в результате создания формального документооборота, а также занижение внереализационных доходов на сумму кредиторской задолженности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщик искажал сведения о фактах хозяйственной жизни и создал формальный документооборот с целью
- 12.10.2022
Определением заявление
о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам судебного акта, которым истцу было отказано в удовлетворении части иска о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму долга (вознаграждения членов совета директоров), возвращено, поскольку обстоятельства, на которые указал заявитель (первоначальный кредитор, передавший истцу право требования к ответчику по призна - 12.10.2022
О включении
в реестр требований кредиторов должника требования о взыскании задолженности по договорам займа (основного долга и процентов за пользование займом).Итого: требование удовлетворено, поскольку подтверждено вступившим в силу судебным актом, факт исполнения которого не доказан.
- 28.04.2014
ВАС РФ в п.
67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 31.08.2025 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.04.2024 г. № Ф06-1616/2024 по делу № А65-15687/2023
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 10.07.2023 Письмо Минфина России от 16.12.2021 г. № 03-03-07/102622
- 10.07.2023 Письмо Минфина России от 08.08.2022 г. № 03-03-07/76488
- 23.05.2022 Письмо Минфина России от 18.04.2022 г. № 05-06-11/37654
Комментарии