
Судебные дела / Постановления / Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2007 N 15251/06 по делу N А65-12281/2006-СА1-23
Постановление Президиума ВАС РФ от 27.03.2007 N 15251/06 по делу N А65-12281/2006-СА1-23
Дело по заявлению о признании недействительным ненормативного акта налогового органа направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не дано оценки утверждению налогоплательщика о наличии копии уточненной налоговой декларации общества, в которой отражены сведения о налоге, уплаченном предпринимателем, а уклонение поставщика от перечисления в бюджет НДС, полученного от покупателя товара вне связи с другими обстоятельствами, не является основанием для неприменения налогового вычета.
05.06.2007ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 марта 2007 г. N 15251/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя Алешина В.Ф. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2006 по делу N А65-12281/2006-СА1-23 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - индивидуального предпринимателя Алешина В.Ф. - Шайдуллина Ф.Ф.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан - Будыка И.Н., Игнатьев А.В., Олехнович А.М.
Заслушав и обсудив доклад судьи Наумова О.А., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Алешин В.Ф. (далее - предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 22.05.2006 N 1230 о привлечении налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), за неуплату налога на добавленную стоимость за четвертый квартал 2005 года и о взыскании налога.
Инспекцией предъявлено встречное требование о взыскании с налогоплательщика 27810 рублей 80 копеек штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2006 заявление предпринимателя оставлено без удовлетворения, встречное заявление инспекции удовлетворено в сумме 7000 рублей. Размер взысканного штрафа судом уменьшен с учетом смягчающих ответственность обстоятельств в соответствии с пунктом 1 статьи 112 Кодекса.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 26.10.2006 решение суда первой инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов предприниматель просит их отменить как не соответствующие законодательству и нарушающие единообразие судебной практики.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Вывод о совершении предпринимателем налогового правонарушения суды обосновали недоплатой налогоплательщиком 128006 рублей 64 копеек налога на добавленную стоимость (далее - налог) за четвертый квартал 2005 года.
Суды не согласились с доводом налогоплательщика о применении налогового вычета в связи с уплатой этой суммы налога поставщику товара, сославшись на представление поставщиком декларации, не содержащей сведений о реализации продукции, неперечисление поставщиком в бюджет суммы налога, указание в счетах-фактурах места нахождения поставщика, не соответствующего действительности, отсутствие доказательств, подтверждающих уплату предпринимателем суммы налога поставщику.
Между тем эти выводы не основаны на фактических обстоятельствах дела и имеющихся доказательствах.
В деле имеются счета-фактуры, согласно которым предприниматель принял товар от поставщика - общества с ограниченной ответственностью "СК Лидер" (далее - общество), и квитанции к приходным кассовым ордерам о получении обществом от предпринимателя стоимости товара, включая 128006 рублей 64 копейки налога. В счетах-фактурах содержатся сведения о сумме налога, предъявленной к оплате покупателю.
Место нахождения общества, указанное в счетах-фактурах и договоре поставки от 01.06.2005, совпадает с его юридическим адресом, определенным уставом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 171 Кодекса налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные этой статьей налоговые вычеты. В частности, вычетам подлежат суммы, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Документы, опровергающие утверждение налогоплательщика об уплате налога обществу, налоговым органом не представлены, нет объяснений лица, подписавшего квитанции к приходным кассовым ордерам о приеме денег от предпринимателя, и доказательств причин невозможности их получения.
Вывод судов об отсутствии общества по месту регистрации сделан без ссылок на конкретные доказательства и противоречит утверждениям судов о представлении обществом налоговой декларации за четвертый квартал 2005 года.
Как следует из письма инспекции от 28.02.2006 N 8263-2120, она направляла в Инспекцию Федеральной налоговой службы N 23 по городу Москве запрос о проведении встречной проверки с целью подтверждения действительности документов, представленных налогоплательщиком.
В ответе от 28.04.2006 N 13-12/466 Инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по городу Москве сообщает о невозможности проведения встречной проверки по месту нахождения общества без объяснения причин.
Судами не дано оценки утверждению налогоплательщика о наличии копии уточненной налоговой декларации общества, в которой отражены сведения о налоге, уплаченном предпринимателем.
Уклонение поставщика от перечисления в бюджет налога на добавленную стоимость, полученного от покупателя товара, само по себе, вне связи с другими обстоятельствами не является основанием для неприменения налогового вычета.
Иные доказательства, которые бы свидетельствовали о том, что предприниматель не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе поставщика, определении способа расчета за полученный от него товар, налоговой инспекцией не представлены и судами не исследованы.
Между тем в соответствии с частями 5, 6 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обоснованности оспоренного ненормативного правового акта возложена на инспекцию, суд же вправе истребовать необходимые для рассмотрения дела доказательства по своей инициативе.
Таким образом, оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права, поэтому в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.08.2006 по делу N А65-12281/2006-СА1-23 и постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.10.2006 по тому же делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан.
Председательствующий
А.А.ИВАНОВ
- 29.06.2023 Путин поторопил кабмин с возвратом НДС туроператорам
- 23.08.2022 Как получить ускоренное возмещение НДС в заявительном порядке?
- 21.07.2022 В Крыму коммунальная компания незаконно возместила 400 млн рублей НДС
- 16.06.2023 Борис Титов предложил ФНС внедрить «светофор» для проверки надежности контрагентов
- 19.05.2017 Налогоплательщики не должны отвечать за действия своих контрагентов
- 07.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных партнеров? Анализ судебной практики
- 10.08.2022 Ремонт имущества и восстановительные работы. Нужно ли восстановить НДС?
- 23.03.2022 ФНС ускорила предоставление налоговых вычетов для россиян
- 26.12.2019 Вновь созданная компания с «нулевой» деятельностью – порядок возмещения НДС
- 25.07.2017 Недобросовестность поставщика приводит к печальным последствиям для покупателя
- 13.06.2017 Вычет НДС по недобросовестным контрагентам: судебные последствия
- 10.10.2016 Как защитить компанию от недобросовестных поставщиков?
- 04.10.2025
Доначислены НДС,
налог на прибыль организаций, начислены штрафы ввиду создания формального документооборота со спорными контрагентами в отсутствие реальных поставок товаров.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку экономический источник вычета (возмещения) НДС организациями, участвовавшими в транзитном перечислении денежных средств, в бюджете не создан, единственной целью налогоплательщ
- 28.09.2025
Налоговый орган
отказал в возмещении НДС и привлечении к налоговой ответственности ввиду приобретения товаров (работ, услуг), оплаченных из бюджета за счет средств субсидий, отсутствия ведения раздельного учета сумм налога.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку вывод о необходимости ведения раздельного учета недостаточно обоснован.
- 06.08.2025
Оспариваемыми решениями
обществу предложено уменьшить сумму НДС, излишне заявленную к возмещению, отказано в возмещении части заявленного к возмещению НДС в связи с необоснованным заявлением к возмещению НДС по сделкам с контрагентами, не осуществляющими реальную финансово-хозяйственную деятельность.Итог: требование удовлетворено, так как обществом соблюдены все условия для принятия к вычету сумм НД
- 04.10.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорным контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как у спорного контрагента отсутствуют материальные и трудовые ресурсы, необходимые для ведения предпринимательской деятельности, представленные налогоплательщиком документы содержат противоречивые, недостоверные сведения, не подтверждающие фактическое использова
- 22.09.2025
Общество неправомерно включило в
налоговую базу затраты по операциям с "сомнительными" контрагентами, при этом общество ссылается на то, что самостоятельно отразило в декларациях восстановление сумм, ранее учтенных в расходах.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ошибка в исчислении налоговой базы привела к занижению налога; заявляя в уточненных декларациях за 2018 год расходы, относящиеся к иному периоду, котор
- 03.09.2025
Оспариваемыми решениями
налогоплательщику был доначислен НДС и начислены штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем применения налогового вычета по НДС по отношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налогоплательщиком не подтверждены факты отгрузки и доставки товарно-материальных ценностей от спорного контрагента в его адрес, что свидетельст
- 11.09.2024 Письмо ФНС России от 03.09.2024 г. № СД-17-3/2581@
- 16.08.2024 Письмо Минфина России от 21.06.2024 г. № 03-07-08/57623
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 23.10.2023 г. № 03-07-11/100562
- 22.12.2024 Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.12.2023 г. № Ф09-8454/23 по делу № А76-1889/2023
- 05.07.2018 Письмо ФНС России от 18.05.2018 г. № ЕД-4-2/9521@
- 25.12.2017 Письмо Минфина России от 01.12.2017 г. № 03-02-07/1/80443
Комментарии