
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2023 г. № Ф10-1480/2022 по делу № А68-12889/2019
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2023 г. № Ф10-1480/2022 по делу № А68-12889/2019
Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным заявлением вычетов в отношении хозяйственных операций с контрагентами, которые, по мнению налогового органа, не осуществляли и не могли осуществлять субподрядные работы.
Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности общества при совершении хозяйственных операций с контрагентами; привлечение субподрядных организаций было вызвано производственной необходимостью и экономически обосновано.
30.07.2023Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу N А68-12889/2019
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Бутченко Ю.В.
Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Тулаоборонстрой" (300004, г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31Б, ОГРН 1107154019070, ИНН 7105509912) Чекмазова А.А. - представителя (дов. от 27.10.2022 N 117/22, пост.)
от Управления ФНС России по Тульской области (300600, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) Дроновой О.И. - представителя (дов. от 29.12.2022 N 03-42/285, пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области, кассационную жалобу Управления ФНС России по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А68-12889/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тулаоборонстрой" (далее - ООО "Тулаоборонстрой", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (в настоящее время Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, далее - инспекция, налоговый орган) от 05.06.2019 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 решение суда отменено. В удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2022 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Тулаоборонстрой" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления), в частности, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, о чем составлен акт проверки от 10.12.2018 N 41 и принято решение от 05.06.2019 N 17, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 134 620 руб. (с учетом применения статей 112, 114 НК РФ), а также ему доначислено 47 452 545 руб. налога на добавленную стоимость и 6 385 855 руб. 68 коп. пени за его неуплату.
Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о неправомерном, в нарушение статей 171, 172 НК РФ, заявлении обществом налоговых вычетов в отношении хозяйственных операций с обществами с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Современные строительные технологии" и "ЭлектроПромМонтаж", поскольку налогоплательщиком допущено искажение сведений об операциях с указанными контрагентами, которые, по мнению инспекции, не осуществляли и не могли осуществить спорные субподрядные работы.
Решением Управления ФНС России по Тульской области от 25.07.2020 N 07-15/21370@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Тулаоборонстрой" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Рассматривая спор и удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности общества при совершении хозяйственных операций с ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж"; привлечение субподрядных организаций было вызвано производственной необходимостью и экономически обосновано.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела с выводами суда области согласился.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно пункту 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость связывается с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету.
Соответственно, реальность хозяйственных операций является необходимым условием для использования и налоговых вычетов.
В силу основных начал законодательства о налогах и сборах, а именно признания всеобщности и равенства налогообложения, закрепленных в статье 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Избежание налогообложения в результате совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, является неправомерным поведением участника гражданского оборота, не совместимым с указанными положениями статьи 3 названного Кодекса, поскольку приводит к возникновению у лиц, обязанных к уплате налога, неоправданного преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками, нарушению публичного интереса.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума N 53), в признании обоснованности получения налоговой выгоды может быть отказано, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (пункты 4 и 9) или в случаях, когда налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (пункт 10).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в проверяемый период общество как генеральный подрядчик выполняло работы на объектах заказчиков АО "Щегловский вал" и АО "КБП".
Работы выполнялись обществом с привлечением субподрядчиков - ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж".
В подтверждение обоснованности налоговых вычетов по операциям с указанными контрагентами обществом в налоговый орган и в суд представлены договоры, дополнительные соглашения к ним, сметы, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения.
Хозяйственные операции отражены как обществом, так и контрагентами в бухгалтерском и налоговом учете в установленном порядке, налог на добавленную стоимость с реализации выполненных работ в бюджет контрагентами общества уплачен. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Представленные документы, в том числе счета-фактуры, содержат все обязательные реквизиты документов - в них указаны наименование, адрес заказчика и исполнителя, их ИНН/КПП, подписи руководителей.
Доводы налогового органа о подписании счетов-фактур не Якуповым А.В., а иным лицом, что подтверждается результатами проведенной в рамках налоговой проверки экспертизы, обоснованно отклонены судами, поскольку инспекцией не представлено доказательств, что налогоплательщик знал или должен был знать, что подпись на документах не принадлежит руководителю ООО "Современные строительные технологии".
Кроме того, при реальности произведенного сторонами исполнения по сделке то обстоятельство, что сделка и документы, подтверждающие ее исполнение, от имени контрагентов оформлены за подписью неизвестных лиц, само по себе не является безусловным и достаточным доказательством, свидетельствующим о получении необоснованной налоговой выгоды если установленная совокупность других фактов дает основание для вывода о фактическом исполнении работ лицом, выставившим счет-фактуру и отразившем ее в своем бухгалтерском и налоговом учете.
Судами на основании представленных документов сделан вывод, что ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж" отвечали всем необходимым требованиям при заключении договоров с налогоплательщиком и имели взаимоотношения не только с ООО "Тулаоборонстрой", что позволяло последнему не сомневаться, что субподрядные работы будут выполнены.
При этом суды учли, что ООО "Современные строительные технологии" являлось членом СРО и победителем в следующих торгах: на оказание услуг по уборке снега с объектов МУП "УФАПАРК" от 30.10.2015 (заключен договор на оказание услуг автотранспортом от 12.01.2015 N 2 на сумму 180 000 руб.); на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов для нужд ГБОУДОУ (внешкольное учреждение) Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий (заключен договор от 01.08.2014 на сумму 594 000 руб.); на выполнение работ по монтажу кабельных систем ЛВС Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Башкортостан (заключен договор от 25.08.2014 на сумму 582 550 руб.); на капитальный ремонт (ремонт фасада, замена окон) в здании МБУ ГЦ ПМСС "ИНДИГО" (заключен договор от 24.10.2014 на сумму 400 760 руб. 23 коп.); на выполнение работ по монтажу локально вычислительной сети ЛВС Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Башкортостан (заключен договор от 28.10.2014 на сумму 108 390 руб. 90 коп.); на выполнение работ монтажу розеток и кабелей связи (КС) ЛВС в здании Межрайонной ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан (заключен договор от 10.11.2014 на сумму 709 185 руб. 34 коп.); на проведение работ по внутренней отделке в здании МБУ ГЦ ПМСС "ИНДИГО" (заключен договор от 28.11.2014 на сумму 301 374 руб. 36 коп.); на проведение капитального ремонта фасада здания ГБОУ ДОД РДООЦТКиЭ (заключен договор на сумму 1 770 000 руб.), а также являлось участников судебных споров, как и ООО "ЭлектроПромМонтаж".
Также судами принято во внимание, что факт нахождения ООО "Современные строительные технологии" на территории АО "Щегловский вал" подтверждается журналами работ (общие журналы работ, журналы постановки высокопрочных болтов, журнал бетонных работ, журнал монтажных работ, журнал сварочных работ и антикоррозийной защиты сварных соединений и др.), актами освидетельствования скрытых работ, деловой перепиской между ООО "Тулаоборонстрой" и ООО "Современные строительные технологии" по вопросам, возникающим в ходе выполнения работ на объекте "Производственная база ОАО "Щегловский вал" г. Тула Административно-складской комплекс"; АО "Щегловский вал" представило налоговому органу копии писем от ООО "Тулаоборонстрой" для оформления пропусков сотрудникам и проезда техники на территорию объекта АО "Щегловский вал", в которых значится более 100 сотрудников со стороны ООО "Современные строительные технологии".
Директор ООО "ЭлектроПромМонтаж" подтвердил свое участие в хозяйственной деятельности общества и выполнение работ по договору с ООО "Тулаоборонстрой" и представил доказательства наличия у него персонала, необходимого для выполнения работ.
Контрагенты общества были зарегистрированы в установленном законом порядке, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, состояли в проверяемый период на налоговом учете.
Налоговым органом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности и неосмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов, как не представлено и доказательств согласованных действий с целью получения необоснованной налоговой выгоды, не установлены факты участия общества и его контрагентов в схеме, направленной на уклонение от уплаты законно установленных налогов, и на противоправное обналичивание денежных средств, равно как не установлено, что денежные средства, перечисленные обществом за оказанные услуги, впоследствии ему возвращены.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что налоговым органом не опровергнуто совершение обществом реальных хозяйственных операций с ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж", представленные обществом по финансово-хозяйственным операциям с указанными контрагентами первичные учетные документы, включая счета-фактуры, соответствуют требованиям налогового законодательства для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем оснований для доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафа у инспекции не имелось.
Выводы судов не противоречат материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка, указанные доводы не опровергают выводы судов, а указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не является основанием для отмены судебных актов.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А68-12889/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления ФНС России по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Ю.В.БУТЧЕНКО
Е.Н.ЧАУСОВА
Темы: НДС  Налоговые вычеты  Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы  Основания для начисления пени  
- 28.05.2025 Минфин: плательщики ЕСХН не вправе повторно получить освобождение от НДС
- 23.05.2025 Минфин уточнил: при покупке услуг у иностранца через посредника НДС платит российская компания
- 23.05.2025 Путин поручил освободить от НДС общедомовой ремонт в многоквартирных домах
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду нереальности приобретения налогоплательщиком лома у спорного контрагента.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность спорных хозяйственных операций не подтверждена, налоговые вычеты применены необоснованно.
Решение налогового органа не затрагивает права и обязанности контрагента налогоплательщика. В случае несогласия с выво
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, указав на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по договорам поставки.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками анонимных структур, на момент рассмотрения настоящего спора исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием недостоверных сведений, первичные докуме
- 04.06.2025
Начислены НДС,
налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара.
- 04.06.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени ввиду создания формального документооборота со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как в результате совместной деятельности налогоплательщика и лиц, входящих с ним в одну группу компаний, ими была реализована схема сокрытия операций по реализации налогоплательщиком товаров собственного производства, спорные контрагенты фактически
- 01.06.2025
О признании
недействительным решения налогового органа.Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС и пени, установив факт неправомерного применения им налоговых вычетов по НДС.
Итог: в удовлетворении требования частично отказано ввиду отсутствия реальных хозяйственных отношений с контрагентами и создания формального документооборота. Дело в части отказа во взыскании пеней, начисле
- 21.05.2025
В ходе
проведения выездной налоговой проверки установлено неправомерное применение заявителем налоговых вычетов по НДС, а также необоснованность расходов по налогу на прибыль. По результатам проверки принято решение о доначислении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом до
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 28.05.2025
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, пени и штраф, указав на неправомерное неотражение обществом в налоговой декларации результатов хозяйственной операции по реализации взаимозависимому лицу имущественных прав в рамках договора лизинга в отношении автомобиля.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено занижение обществом налога на прибыль в связи с неотражением результатов
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате искусственного дробления бизнеса и неполного отражения выручки от сдачи в аренду собственного имущества и имущества подконтрольных посредников.Итог: требование удовлетворено, поскольку фиктивность арендных отношений между налогоплательщиком (собственником здания) и оптовыми арендаторами торговых мест на крытом рынке не подтверждена, координа
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказаны факты искажения обществом сведений о фактах хозяйственной деятельности с целью получения налоговой экономии и неправомерного отражения в составе расходов затрат по договорам с контрагентом, а также сумм НДС в составе налоговых вычетов по данным
- 27.04.2025
Заявителю доначислены
НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисление НДФЛ применительно к выплаченному физическим лицам доходу произведено без учета уплаченного самозанятыми налога на профессиональный доход, налоговым органом при начислении пеней не учтено действие моратория на начисление финансовых санкц
- 28.05.2025 Письмо Минфина России от 11.04.2025 г. № 03-07-11/36455
- 22.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-11/27079
- 21.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-07-07/26996
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
- 28.05.2025 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.03.2024 г. № Ф04-188/2024 по делу № А03-6938/2023
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 18.04.2025 Письмо Минфина России от 26.03.2025 г. № 03-02-08/30243
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
Комментарии