
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2023 г. № Ф10-1480/2022 по делу № А68-12889/2019
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 21.06.2023 г. № Ф10-1480/2022 по делу № А68-12889/2019
Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным заявлением вычетов в отношении хозяйственных операций с контрагентами, которые, по мнению налогового органа, не осуществляли и не могли осуществлять субподрядные работы.
Итог: требование удовлетворено, поскольку налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности общества при совершении хозяйственных операций с контрагентами; привлечение субподрядных организаций было вызвано производственной необходимостью и экономически обосновано.
30.07.2023Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2023 г. по делу N А68-12889/2019
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
Председательствующего Радюгиной Е.А.
Судей Бутченко Ю.В.
Чаусовой Е.Н.
При участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Тулаоборонстрой" (300004, г. Тула, ул. Щегловская засека, д. 31Б, ОГРН 1107154019070, ИНН 7105509912) Чекмазова А.А. - представителя (дов. от 27.10.2022 N 117/22, пост.)
от Управления ФНС России по Тульской области (300600, г. Тула, ул. Тургеневская, д. 66, ОГРН 1047101138105, ИНН 7107086130) Дроновой О.И. - представителя (дов. от 29.12.2022 N 03-42/285, пост.)
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Скоромной Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тульской области, кассационную жалобу Управления ФНС России по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А68-12889/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тулаоборонстрой" (далее - ООО "Тулаоборонстрой", общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Тульской области (в настоящее время Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области, далее - инспекция, налоговый орган) от 05.06.2019 N 17 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2021 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.01.2022 решение суда отменено. В удовлетворении требований обществу отказано.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 27.07.2022 постановление суда апелляционной инстанции отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Двадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение и постановление судов отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и направить дело на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ООО "Тулаоборонстрой" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (удержания, перечисления), в частности, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, о чем составлен акт проверки от 10.12.2018 N 41 и принято решение от 05.06.2019 N 17, которым общество привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), в виде штрафа за неуплату налога на добавленную стоимость в размере 134 620 руб. (с учетом применения статей 112, 114 НК РФ), а также ему доначислено 47 452 545 руб. налога на добавленную стоимость и 6 385 855 руб. 68 коп. пени за его неуплату.
Основанием для принятия решения послужили выводы инспекции о неправомерном, в нарушение статей 171, 172 НК РФ, заявлении обществом налоговых вычетов в отношении хозяйственных операций с обществами с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Современные строительные технологии" и "ЭлектроПромМонтаж", поскольку налогоплательщиком допущено искажение сведений об операциях с указанными контрагентами, которые, по мнению инспекции, не осуществляли и не могли осуществить спорные субподрядные работы.
Решением Управления ФНС России по Тульской области от 25.07.2020 N 07-15/21370@ апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение инспекции не соответствует закону, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Тулаоборонстрой" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Рассматривая спор и удовлетворяя требования общества, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не представлено доказательств недобросовестности общества при совершении хозяйственных операций с ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж"; привлечение субподрядных организаций было вызвано производственной необходимостью и экономически обосновано.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела с выводами суда области согласился.
Выводы судов являются правильными, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и нормам материального права.
Согласно пункту 2 статьи 171, пункту 1 статьи 172 НК РФ применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость связывается с приобретением товаров (работ, услуг), их принятием к учету.
Соответственно, реальность хозяйственных операций является необходимым условием для использования и налоговых вычетов.
В силу основных начал законодательства о налогах и сборах, а именно признания всеобщности и равенства налогообложения, закрепленных в статье 3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Избежание налогообложения в результате совершения действий, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды, является неправомерным поведением участника гражданского оборота, не совместимым с указанными положениями статьи 3 названного Кодекса, поскольку приводит к возникновению у лиц, обязанных к уплате налога, неоправданного преимущества в сравнении с другими налогоплательщиками, нарушению публичного интереса.
Как указано в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - постановление Пленума N 53), в признании обоснованности получения налоговой выгоды может быть отказано, если судом установлено, что главной целью, преследуемой налогоплательщиком, являлось получение дохода исключительно или преимущественно за счет налоговой выгоды в отсутствие намерения осуществлять реальную экономическую деятельность (пункты 4 и 9) или в случаях, когда налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом (пункт 10).
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, в проверяемый период общество как генеральный подрядчик выполняло работы на объектах заказчиков АО "Щегловский вал" и АО "КБП".
Работы выполнялись обществом с привлечением субподрядчиков - ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж".
В подтверждение обоснованности налоговых вычетов по операциям с указанными контрагентами обществом в налоговый орган и в суд представлены договоры, дополнительные соглашения к ним, сметы, акты выполненных работ, счета-фактуры, платежные поручения.
Хозяйственные операции отражены как обществом, так и контрагентами в бухгалтерском и налоговом учете в установленном порядке, налог на добавленную стоимость с реализации выполненных работ в бюджет контрагентами общества уплачен. Доказательств обратного налоговым органом не представлено.
Представленные документы, в том числе счета-фактуры, содержат все обязательные реквизиты документов - в них указаны наименование, адрес заказчика и исполнителя, их ИНН/КПП, подписи руководителей.
Доводы налогового органа о подписании счетов-фактур не Якуповым А.В., а иным лицом, что подтверждается результатами проведенной в рамках налоговой проверки экспертизы, обоснованно отклонены судами, поскольку инспекцией не представлено доказательств, что налогоплательщик знал или должен был знать, что подпись на документах не принадлежит руководителю ООО "Современные строительные технологии".
Кроме того, при реальности произведенного сторонами исполнения по сделке то обстоятельство, что сделка и документы, подтверждающие ее исполнение, от имени контрагентов оформлены за подписью неизвестных лиц, само по себе не является безусловным и достаточным доказательством, свидетельствующим о получении необоснованной налоговой выгоды если установленная совокупность других фактов дает основание для вывода о фактическом исполнении работ лицом, выставившим счет-фактуру и отразившем ее в своем бухгалтерском и налоговом учете.
Судами на основании представленных документов сделан вывод, что ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж" отвечали всем необходимым требованиям при заключении договоров с налогоплательщиком и имели взаимоотношения не только с ООО "Тулаоборонстрой", что позволяло последнему не сомневаться, что субподрядные работы будут выполнены.
При этом суды учли, что ООО "Современные строительные технологии" являлось членом СРО и победителем в следующих торгах: на оказание услуг по уборке снега с объектов МУП "УФАПАРК" от 30.10.2015 (заключен договор на оказание услуг автотранспортом от 12.01.2015 N 2 на сумму 180 000 руб.); на выполнение работ по текущему ремонту кабинетов для нужд ГБОУДОУ (внешкольное учреждение) Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма, краеведения и экскурсий (заключен договор от 01.08.2014 на сумму 594 000 руб.); на выполнение работ по монтажу кабельных систем ЛВС Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Башкортостан (заключен договор от 25.08.2014 на сумму 582 550 руб.); на капитальный ремонт (ремонт фасада, замена окон) в здании МБУ ГЦ ПМСС "ИНДИГО" (заключен договор от 24.10.2014 на сумму 400 760 руб. 23 коп.); на выполнение работ по монтажу локально вычислительной сети ЛВС Межрайонной ИФНС N 1 по Республике Башкортостан (заключен договор от 28.10.2014 на сумму 108 390 руб. 90 коп.); на выполнение работ монтажу розеток и кабелей связи (КС) ЛВС в здании Межрайонной ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан (заключен договор от 10.11.2014 на сумму 709 185 руб. 34 коп.); на проведение работ по внутренней отделке в здании МБУ ГЦ ПМСС "ИНДИГО" (заключен договор от 28.11.2014 на сумму 301 374 руб. 36 коп.); на проведение капитального ремонта фасада здания ГБОУ ДОД РДООЦТКиЭ (заключен договор на сумму 1 770 000 руб.), а также являлось участников судебных споров, как и ООО "ЭлектроПромМонтаж".
Также судами принято во внимание, что факт нахождения ООО "Современные строительные технологии" на территории АО "Щегловский вал" подтверждается журналами работ (общие журналы работ, журналы постановки высокопрочных болтов, журнал бетонных работ, журнал монтажных работ, журнал сварочных работ и антикоррозийной защиты сварных соединений и др.), актами освидетельствования скрытых работ, деловой перепиской между ООО "Тулаоборонстрой" и ООО "Современные строительные технологии" по вопросам, возникающим в ходе выполнения работ на объекте "Производственная база ОАО "Щегловский вал" г. Тула Административно-складской комплекс"; АО "Щегловский вал" представило налоговому органу копии писем от ООО "Тулаоборонстрой" для оформления пропусков сотрудникам и проезда техники на территорию объекта АО "Щегловский вал", в которых значится более 100 сотрудников со стороны ООО "Современные строительные технологии".
Директор ООО "ЭлектроПромМонтаж" подтвердил свое участие в хозяйственной деятельности общества и выполнение работ по договору с ООО "Тулаоборонстрой" и представил доказательства наличия у него персонала, необходимого для выполнения работ.
Контрагенты общества были зарегистрированы в установленном законом порядке, внесены в Единый государственный реестр юридических лиц, состояли в проверяемый период на налоговом учете.
Налоговым органом не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих о недобросовестности и неосмотрительности налогоплательщика при выборе контрагентов, как не представлено и доказательств согласованных действий с целью получения необоснованной налоговой выгоды, не установлены факты участия общества и его контрагентов в схеме, направленной на уклонение от уплаты законно установленных налогов, и на противоправное обналичивание денежных средств, равно как не установлено, что денежные средства, перечисленные обществом за оказанные услуги, впоследствии ему возвращены.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что налоговым органом не опровергнуто совершение обществом реальных хозяйственных операций с ООО "Современные строительные технологии" и ООО "ЭлектроПромМонтаж", представленные обществом по финансово-хозяйственным операциям с указанными контрагентами первичные учетные документы, включая счета-фактуры, соответствуют требованиям налогового законодательства для применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, в связи с чем оснований для доначисления налога на добавленную стоимость, соответствующих сумм пени и штрафа у инспекции не имелось.
Выводы судов не противоречат материалам дела, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и действующему законодательству.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, в полном объеме были предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им дана надлежащая правовая оценка, указанные доводы не опровергают выводы судов, а указывают на несогласие с оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что в силу статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Несогласие подателя жалобы с оценкой судами фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении норм материального права и не является основанием для отмены судебных актов.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тульской области от 09.07.2021 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2023 по делу N А68-12889/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления ФНС России по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Е.А.РАДЮГИНА
Судьи
Ю.В.БУТЧЕНКО
Е.Н.ЧАУСОВА
Темы: НДС  Налоговые вычеты  Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы  Основания для начисления пени  
- 24.03.2025 В ФНС назвали частые ошибки в декларации по НДС
- 13.03.2025 Минэкономразвития поддерживает продление нулевого НДС для туроператоров
- 04.03.2025 Госдума приняла проект о нулевом НДС при перевозках по ВСМ Москва-Петербург
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 24.01.2025 Минфин предостерег от уклонения от уплаты НДС при УСН
- 05.10.2024 В ГД заявили, что в налоговой сфере мало серых зон
- 19.03.2024 Тюменский бизнес не заплатил ФНС 37 млрд рублей
- 30.05.2012 Начисление пени при отсутствии задолженности: дело направлено на новое рассмотрение
- 28.05.2012 Начисление пени должно сопутствовать обязанности по уплате налога
- 23.04.2012 Добровольная переплата на налогу: налоговикам придется платить пени
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 07.12.2023 Как буфеты в столичных театрах уходят от налогов и нарушают права потребителей
- 18.10.2023 Центробанк дал советы по борьбе с «ресторанной схемой» отмывания
- 12.05.2023 Эксперт объяснила схему ухода от налогов, популярную у блогеров
- 29.08.2007 Взыскание пени с налогового агента
- 29.08.2007 Применение статьи 75 НК РФ к "плате за грязь"
- 29.08.2007 Когда налоговый орган не может взыскать пеню
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогу на прибыль, а также занижением НДС, подлежащего уплате, на сумму вычетов по взаимоотношениям со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку налоговым органом доказан факт создания обществом формального документообо
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени в связи с неправомерным применением вычетов по НДС ввиду отсутствия реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано в части, поскольку доказано отсутствие реальных хозяйственных операций общества со спорными контрагентами, как следствие, законности расчета налоговым органом налоговых обязательств с о
- 27.04.2025
Обществу доначислены
НДС, пени и штраф в связи с отсутствием реальных хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку фактически спорные работы выполнялись самим обществом без привлечения заявленных субподрядных организаций, что привело к необоснованному получению налоговой выгоды в виде уменьшения сумм НДС, подлежащих уплате в бюджет, путем неправомерного вкл
- 06.04.2025
Налоговый орган
доначислил НДС в связи с выводом о неправомерном принятии налогоплательщиком к вычету суммы НДС по взаимоотношениям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано применение налогоплательщиком схемы минимизации налоговых обязательств при приобретении услуг через спорных контрагентов с целью получения налоговой экономии по НДС.
- 06.04.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем завышения расходов в целях исчисления налога на прибыль и применения налоговых вычетов по НДС по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку документы, представленные обществом по взаимоотношениям со спорными контраген
- 23.03.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном принятии обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с компанией и фирмой.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку подтверждена реальность хозяйственных операций по вывозу грунта между обществом и компанией.
- 04.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль и пени в связи с неполной уплатой обществом налога в результате неправомерного увеличения внереализационных расходов, начисленных взаимозависимым с обществом лицом по нереальным сделкам, с целью получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контраге
- 27.04.2025
В целях
обеспечения взыскания доначисленных сумм налога, пеней и штрафа налоговым органом вынесено решение о принятии обеспечительных мер в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) без согласия налогового органа имущества налогоплательщика.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку в ходе мероприятий налогового контроля были установлены обстоятельства, свидетельствующие об умышленных дейс
- 20.04.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждены фиктивность созданного налогоплательщиком документооборота и отсутствие реальности хозяйственных операций с контрагентом, установлен факт того, что реквизиты контрагента были использо
- 27.04.2025
Заявителю доначислены
НДФЛ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, начислены пени и штраф.Итог: требование удовлетворено частично, так как доначисление НДФЛ применительно к выплаченному физическим лицам доходу произведено без учета уплаченного самозанятыми налога на профессиональный доход, налоговым органом при начислении пеней не учтено действие моратория на начисление финансовых санкц
- 23.03.2025
Обществу доначислены
налог на прибыль и пени в связи с неправомерным увеличением расходов по хозяйственным операциям с компанией в связи с созданием формального документооборота и отсутствием реальности исполнения спорных сделок.Итог:В удовлетворении требования отказано, поскольку формальный документооборот с участием спорных контрагентов, являющихся "техническими" организациями, организован самим общест
- 15.03.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем создания формального документооборота с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт создания обществом искусственного документооборота с взаимозависимым лицом (без осуществления реальной экономической деятельности) в целях приобретения права на возме
- 24.04.2025 Письмо Минфина России от 25.03.2025 г. № 03-07-07/29250
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 25.02.2025 г. № 03-07-07/17780
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 20.01.2025 Письмо Минфина России от 16.12.2024 г. № 03-07-08/126784
- 16.12.2024 Письмо Минфина России от 20.11.2024 г. № 03-07-11/115201
- 23.03.2025 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 28.02.2024 г. № Ф07-17720/2023 по делу № А21-12881/2022
- 19.03.2025 Письмо Минфина России от 09.12.2024 г. № 03-02-08/124125
- 22.01.2025 Письмо Минфина России от 24.09.2024 г. № 03-02-08/91904
- 18.04.2025 Письмо Минфина России от 26.03.2025 г. № 03-02-08/30243
- 22.10.2023 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.08.2023 г. № Ф04-3911/2023 по делу № А70-21036/2022
- 14.01.2009 Письмо Минфина РФ от 19 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-525
Комментарии