Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Как бороться с затягиванием выездных проверок

Как бороться с затягиванием выездных проверок

Мы подробно освещали последствия Постановления Конституционного Суда РФ № 14-П от 16 июля 2004 года. Очевидно, что налоговые органы часто злоупотребляют своими правами и затягивают проверки. Как можно бороться с таким злоупотреблением, рассматривали в ...

29.08.2007

Мы подробно освещали последствия Постановления Конституционного Суда РФ № 14-П от 16 июля 2004 года. Очевидно, что налоговые органы часто злоупотребляют своими правами и затягивают проверки. Как можно бороться с таким злоупотреблением, рассматривали в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 14 мая 2004 года № Ф03-А73/04-2/1051:

"Как следует из материалов дела, ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска проведена выездная проверка деятельности ООО "Материк" по соблюдению обществом норм налогового законодательства за период с 01.01.1998 года по 31.08.2001.

В соответствии со статьей 87 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы проводят контрольные и выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествующие году проведения проверки.

Из содержания данной нормы установлена взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки.

Решение о проведении выездной налоговой проверки принято руководителем налогового органа 16.08.2001. Налоговая проверка осуществлялась в 2002 году, о чем свидетельствует составленный инспекцией акт N 12-1092дсп от 31.05.2002.

В соответствии с требованиями статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.

В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о предоставлении документов в соответствии со статьей 93 настоящего Кодекса и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Между тем в материалах дела имеется решение налогового органа N 03-12372 от 12.09.2001 о приостановлении выездной налоговой проверке в связи с направлением запросов в иногородние инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по ООО "Материк", что не является законным основанием для увеличения продолжительности выездной налоговой проверки, ограниченной законодателем двухмесячным сроком.

Институт приостановления налоговых проверок действующим Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрен.

Кроме этого, руководитель ООО "Материк" в решении о приостановлении и возобновлении налоговой проверки не информирован.

Учитывая, что фактически налоговая проверка осуществлялась в 2002 году, проверке могли быть подвергнуты предшествовавшие ей три года с 1999 по 2001 г.г. включительно.

При таких обстоятельствах решение ИМНС РФ по Железнодорожному району г. Хабаровска в части доначисления ООО "Материк" сумм налогов и пеней за 1998 год следует признать не основанным на законе, а постановление апелляционной инстанции - подлежащим отмене в этой части, как принятое с неправильным применением положений статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что суд апелляционной инстанции правильно установил в этой части обстоятельства по делу, но неправильно применил положения статьи 87 Налогового кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции в этой части принимает решение об удовлетворении требований заявителя"

Выводы:

Это лишь одна из типовых ситуаций, когда налоговый орган злоупотребляет своими правами, на практике встречаются и другие варианты. Для данного случая, на наш взгляд, налогоплательщик может выстраивать свою аргументацию следующим образом:   

НК РФ не предоставляет права налоговым органам, компетенция которых устанавливается только законом, приостанавливать проверки (статьи 31, 87, 89 НК РФ). Арбитражные суды обязаны в данном случае применять нормы именно НК РФ в силу статьи 13 АПК РФ.

Год проведения проверки отсчитывается формально с даты Решения о проведении выездной налоговой проверки, при этом проверка должна быть фактически начата, по нашему мнению, в разумный срок с даты принятия Решения. В противном случае можно расценивать вынесение решение как формальное основание с целью прекратить течение трехлетнего пресекательного срока в отношении проведения выездных налоговых проверок.

Если налоговый орган указывает на приостановление проверки без вручения уведомлений о приостановлении проверки налогоплательщику, то, на наш взгляд, возможно говорить о злоупотреблении налоговым органом своими правами, так как без фактического направления уведомления  налогоплательщика, данный документ можно всегда сделать задним числом. 

Доказательства, полученные в результате таких дефектных налоговых проверок, по нашему мнению, не могут быть использованы в силу статьи 64 АПК РФ, как полученные с нарушением федерального закона (НК РФ).

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Выездные проверки
Все новости по этой теме »

Права налоговых органов
Все новости по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
Все статьи по этой теме »

Выездные проверки
Все статьи по этой теме »

Права налоговых органов
Все статьи по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
Все статьи по этой теме »

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.

  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.

  • 30.05.2016   Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Вся судебная практика по этой теме »

Права налоговых органов
  • 07.09.2016  

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма

  • 29.10.2014  

    Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

  • 04.06.2014  

    Налоговый орган не обязан предоставлять сведения о бухгалтерской отчетности контрагента, потому что данные сведения составляют налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
  • 10.09.2013   Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
  • 31.03.2009   Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.
  • 07.07.2008   При рассмотрении спора также установлено нарушение инспекцией ст. 89 НК РФ, в частности то, что выездная налоговая проверка согласно акту проводилась не по месту нахождения налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
Все законодательство по этой теме »

Выездные проверки
Все законодательство по этой теме »

Права налоговых органов
Все законодательство по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
Все законодательство по этой теме »