Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Дополнительные критерии для плана выездных проверок

Дополнительные критерии для плана выездных проверок

В распоряжение редакции попал проект нового регламента планирования выездных проверок

10.06.2008
«Проверка вашей компании»
Автор: Березовская Антонина

В распоряжение редакции попал проект нового регламента планирования выездных проверок. В нем к так называемым общедоступным критериям назначения выездной проверки, утвержденным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, вводятся дополнительные, в зависимости от того, к какой группе отнесен плательщик. Кроме того, очерчен круг компаний, куда проверка придет в любом случае.

Кому не избежать визита инспекторов

Разработчики регламента очертили круг компаний, к которым проверка придет в первую очередь. Обязательному включению в план выездных проверок подлежат:


- организации, отнесенные к категории крупнейших. Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам утверждены приказом НДФЛ, в размере 100 млн рублей и более.

Если инспекция хочет проверить компанию, которая решила ликвидироваться, выездная проверка должна быть назначена весьма оперативно - в течение пяти дней, причем независимо от утвержденного плана. Это объясняется тем, что если в течение 10 дней после получения заявления о ликвидации проверка не будет назначена, инспекция в соответствии с пунктом 5 статьи 84 НК РФ обязана снять эту компанию с налогового учета без проверки.

Между тем разработчики регламента разрешают не проводить выездную проверку ликвидируемых компаний, если:


- организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков;

- в результате мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных налоговых проверок, за три предшествующие года не выявлено налоговых правонарушений;

- у инспекции имеются основания предполагать, что сумма дополнительно начисленных налогов (сборов) и пеней по результатам выездной налоговой проверки в дальнейшем может быть не взыскана.

Но не открывает ли это новое корруп­цион­ное поле? Ведь подавляющее большинст­во «однодневок», особенно связанных с обналичиванием, полностью подпадают под эти критерии. Если по формальному признаку от проверки отказаться и снять «однодневку» с учета, то возможности раскрыть крупное правонарушение уже никогда не будет.

Дополнительные критерии отбора

Все компании, для которых не предусмотрено обязательное включение в план выездных проверок, подразделяются на пять категорий. Для каждой из них предусмотрены свои дополнительные критерии отбора.

Категория 1: проблемные налогоплательщики

Сюда попадают все организации и предприниматели, у которых были «проблемы» с налогами, а также те, по которым имеется информация о возможных налоговых правонарушениях. Конечно, такие плательщики попадают в план налоговых проверок в приоритетном порядке.

При этом, чтобы обеспечить возможность взыскания налоговых платежей, которые могут быть доначислены в ходе будущей проверки, инспекциям предписывается до ее назначения применить полный комплекс мер по установлению должностных лиц организации и легитимности их деятельности, местонахождения организации и наличия у нее имущества. Для этого рекомендовано использовать помощь сотрудников милиции.

Категория 2: правопреемники реорганизованных компаний

Планирование и проведение выездных налоговых проверок в связи с реорганизацией осуществляются инспекциями по месту постановки на учет организаций-правопреемников. Из инспекций по месту учета предшественников должна быть направлена вся накопленная информация об этом плательщике: о характерных нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок, практике судебных разбирательств по результатам проверок как самого плательщика, так и его контрагентов, а также иных проблемах администрирования.

Основанием для включения в проект плана выездных налоговых проверок организаций, образовавшихся в результате реорганизации, является совокупность показателей и выводов, свидетельствующих о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Если инспекция получает информацию о том, что реорганизация задумана с целью уклонения от налогов, вывода активов или доведения до банкротства, организация незамедлительно включается в план выездных проверок.

Категория 3: «мигрирующие» налогоплательщики

В эту категорию попадают компании, которые меняют место своего налогового учета. Инспекция по прежнему месту учета обязана передать своим коллегам все документы, связанные с деятельностью «мигрирующего» плательщика.

Новая инспекция изучает полученную информацию и всесторонне анализирует причины «миграции». Если будет сделан вывод, что изменение места учета связано с намерением уклониться от уплаты налогов, компания должна быть включена в план проверок.

Кроме этого основанием для включения в проект плана выездных налоговых проверок этой категории плательщиков является совокупность показателей и выводов, сделанных в ходе проведенного предпроверочного анализа, свидетельствующих о предполагаемых налоговых правонарушениях.

Категория 4: плательщики, применяющие спецрежимы

Эта категория налогоплательщиков по-прежнему малоинтересна для налоговиков. Их предписывается включать в план выездных проверок в исключительных случаях и только тогда, когда имеются достаточные основания предполагать их участие в схемах ухода от налогообложения и подтвердить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки, а не иными мероприятиями налогового контроля.

Кроме того, предполагаемая сумма доначислений по данным плательщикам должна быть выше, чем по другим участникам схемы, применяющим общий режим.

«Упрощенцев» будут отбирать для проверки, если они соответствуют трем дополнительным критериям.

Первый: расходная часть налоговой декларации составляет более 90 процентов доходной части на протяжении одного или нескольких налоговых периодов.

Второй: отражение убытка в налоговой декларации в размере не менее 10 тыс. рублей на протяжении нескольких налоговых периодов. По каждому региону предельная сумма определяется управлением ФНС России по субъекту РФ.

Третий: есть информация о превышении предельной средней численности работников.

Для плательщиков, применяющих ЕНВД, предусмотрены свои три критерия отбора.

Первый: наличие сведений об осуществ­лении плательщиком видов деятельности, подпадающих под общий режим налогообложения.

Второй: есть данные, свидетельствующие о фактическом осуществлении деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, без представления декларации и без уплаты налога.

Третий: получены сведения о занижении или сокрытии фактических величин физических показателей базовой доходности.

Свои специфические критерии предусмотрены и для налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог.

Категория 5: налогоплательщики, применяющие общий режим

В эту категорию попадают все компании и предприниматели, которые не были отнесены ни к одной из предыдущих категорий. Это, пожалуй, самая многочисленная группа плательщиков. Чтобы отобрать из них кандидатов на выездную проверку, разработчики предлагают восемь дополнительных критериев.

Первый: уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне полученного дохода. Об этом отделу выездных проверок расскажут «камеральщики».

Второй сумма НДС к вычету превышает пороговое значение, установленное региональным налоговым управлением (для Москвы, к примеру, эта цифра составляет 5 млн рублей).

Третий: удельный вес вычетов НДС на протяжении нескольких налоговых периодов выше показателя, который установлен региональным налоговым управлением. В общедоступных критериях, напомним, фигурирует только федеральное значение безопасного вычета. Правда, на практике налоговики и сейчас ориентируются на средние вычеты именно по региону.

Четвертый: систематическое применение налоговых льгот, правомерность которых, с точки зрения проверяющих, не получится достоверно проверить при камеральной ревизии.

Пятый: поводом для выездной проверки может стать предоставление сотрудникам имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в крупных размерах (сумма вычетов также будет определяться региональными управлениями).

Шестой: опасности также подвергаются организации, работающие в отрасли, контроль за которой является приоритетным направлением налоговиков. Перечень таких отраслей устанавливают ФНС и региональные налоговые управления. Так, на недавней коллегии налогового ведомства, посвященной подведению итогов за 2007 год, было сказано, что в зоне особого внимания должны в этом году находиться розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, а также операции с недвижимым имуществом.

Седьмой: основанием для включения компании в план выездных проверок может стать, как считают в ФНС, несвоевременное выполнение требований инспекции о предоставлении документов.

Восьмой: если предыдущая выездная проверка в компании дала возможность налоговикам произвести большие доначисления, велика вероятность, что они придут еще раз.

Заметим, что налоговикам по-прежнему не велят тратить время на посещение компаний, если потенциальные доначисления не превышают 50 тысяч рублей.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Выездные проверки
  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.

  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.

  • 30.05.2016   Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

Вся судебная практика по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
  • 10.09.2013   Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
  • 31.03.2009   Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.
  • 07.07.2008   При рассмотрении спора также установлено нарушение инспекцией ст. 89 НК РФ, в частности то, что выездная налоговая проверка согласно акту проводилась не по месту нахождения налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа

Вся судебная практика по этой теме »