Аналитика / Налогообложение / Дополнительные критерии для плана выездных проверок
Дополнительные критерии для плана выездных проверок
В распоряжение редакции попал проект нового регламента планирования выездных проверок
10.06.2008«Проверка вашей компании»В распоряжение редакции попал проект нового регламента планирования выездных проверок. В нем к так называемым общедоступным критериям назначения выездной проверки, утвержденным приказом ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333, вводятся дополнительные, в зависимости от того, к какой группе отнесен плательщик. Кроме того, очерчен круг компаний, куда проверка придет в любом случае.
Кому не избежать визита инспекторов
Разработчики регламента очертили круг компаний, к которым проверка придет в первую очередь. Обязательному включению в план выездных проверок подлежат:
- организации, отнесенные к категории крупнейших. Критерии отнесения организаций - юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам утверждены приказом НДФЛ, в размере 100 млн рублей и более.
Если инспекция хочет проверить компанию, которая решила ликвидироваться, выездная проверка должна быть назначена весьма оперативно - в течение пяти дней, причем независимо от утвержденного плана. Это объясняется тем, что если в течение 10 дней после получения заявления о ликвидации проверка не будет назначена, инспекция в соответствии с пунктом 5 статьи 84 НК РФ обязана снять эту компанию с налогового учета без проверки.
Между тем разработчики регламента разрешают не проводить выездную проверку ликвидируемых компаний, если:
- организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков;
- в результате мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных налоговых проверок, за три предшествующие года не выявлено налоговых правонарушений;
- у инспекции имеются основания предполагать, что сумма дополнительно начисленных налогов (сборов) и пеней по результатам выездной налоговой проверки в дальнейшем может быть не взыскана.
Но не открывает ли это новое коррупционное поле? Ведь подавляющее большинство «однодневок», особенно связанных с обналичиванием, полностью подпадают под эти критерии. Если по формальному признаку от проверки отказаться и снять «однодневку» с учета, то возможности раскрыть крупное правонарушение уже никогда не будет.
Дополнительные критерии отбора
Все компании, для которых не предусмотрено обязательное включение в план выездных проверок, подразделяются на пять категорий. Для каждой из них предусмотрены свои дополнительные критерии отбора.
Категория 1: проблемные налогоплательщики
Сюда попадают все организации и предприниматели, у которых были «проблемы» с налогами, а также те, по которым имеется информация о возможных налоговых правонарушениях. Конечно, такие плательщики попадают в план налоговых проверок в приоритетном порядке.
При этом, чтобы обеспечить возможность взыскания налоговых платежей, которые могут быть доначислены в ходе будущей проверки, инспекциям предписывается до ее назначения применить полный комплекс мер по установлению должностных лиц организации и легитимности их деятельности, местонахождения организации и наличия у нее имущества. Для этого рекомендовано использовать помощь сотрудников милиции.
Категория 2: правопреемники реорганизованных компаний
Планирование и проведение выездных налоговых проверок в связи с реорганизацией осуществляются инспекциями по месту постановки на учет организаций-правопреемников. Из инспекций по месту учета предшественников должна быть направлена вся накопленная информация об этом плательщике: о характерных нарушениях законодательства о налогах и сборах, выявленных в ходе проведения выездных и камеральных налоговых проверок, практике судебных разбирательств по результатам проверок как самого плательщика, так и его контрагентов, а также иных проблемах администрирования.
Основанием для включения в проект плана выездных налоговых проверок организаций, образовавшихся в результате реорганизации, является совокупность показателей и выводов, свидетельствующих о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Если инспекция получает информацию о том, что реорганизация задумана с целью уклонения от налогов, вывода активов или доведения до банкротства, организация незамедлительно включается в план выездных проверок.
Категория 3: «мигрирующие» налогоплательщики
В эту категорию попадают компании, которые меняют место своего налогового учета. Инспекция по прежнему месту учета обязана передать своим коллегам все документы, связанные с деятельностью «мигрирующего» плательщика.
Новая инспекция изучает полученную информацию и всесторонне анализирует причины «миграции». Если будет сделан вывод, что изменение места учета связано с намерением уклониться от уплаты налогов, компания должна быть включена в план проверок.
Кроме этого основанием для включения в проект плана выездных налоговых проверок этой категории плательщиков является совокупность показателей и выводов, сделанных в ходе проведенного предпроверочного анализа, свидетельствующих о предполагаемых налоговых правонарушениях.
Категория 4: плательщики, применяющие спецрежимы
Эта категория налогоплательщиков по-прежнему малоинтересна для налоговиков. Их предписывается включать в план выездных проверок в исключительных случаях и только тогда, когда имеются достаточные основания предполагать их участие в схемах ухода от налогообложения и подтвердить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки, а не иными мероприятиями налогового контроля.
Кроме того, предполагаемая сумма доначислений по данным плательщикам должна быть выше, чем по другим участникам схемы, применяющим общий режим.
«Упрощенцев» будут отбирать для проверки, если они соответствуют трем дополнительным критериям.
Первый: расходная часть налоговой декларации составляет более 90 процентов доходной части на протяжении одного или нескольких налоговых периодов.
Второй: отражение убытка в налоговой декларации в размере не менее 10 тыс. рублей на протяжении нескольких налоговых периодов. По каждому региону предельная сумма определяется управлением ФНС России по субъекту РФ.
Третий: есть информация о превышении предельной средней численности работников.
Для плательщиков, применяющих ЕНВД, предусмотрены свои три критерия отбора.
Первый: наличие сведений об осуществлении плательщиком видов деятельности, подпадающих под общий режим налогообложения.
Второй: есть данные, свидетельствующие о фактическом осуществлении деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, без представления декларации и без уплаты налога.
Третий: получены сведения о занижении или сокрытии фактических величин физических показателей базовой доходности.
Свои специфические критерии предусмотрены и для налогоплательщиков, применяющих единый сельскохозяйственный налог.
Категория 5: налогоплательщики, применяющие общий режим
В эту категорию попадают все компании и предприниматели, которые не были отнесены ни к одной из предыдущих категорий. Это, пожалуй, самая многочисленная группа плательщиков. Чтобы отобрать из них кандидатов на выездную проверку, разработчики предлагают восемь дополнительных критериев.
Первый: уменьшение общей суммы исчисленных налогов при росте или неизменном уровне полученного дохода. Об этом отделу выездных проверок расскажут «камеральщики».
Второй сумма НДС к вычету превышает пороговое значение, установленное региональным налоговым управлением (для Москвы, к примеру, эта цифра составляет 5 млн рублей).
Третий: удельный вес вычетов НДС на протяжении нескольких налоговых периодов выше показателя, который установлен региональным налоговым управлением. В общедоступных критериях, напомним, фигурирует только федеральное значение безопасного вычета. Правда, на практике налоговики и сейчас ориентируются на средние вычеты именно по региону.
Четвертый: систематическое применение налоговых льгот, правомерность которых, с точки зрения проверяющих, не получится достоверно проверить при камеральной ревизии.
Пятый: поводом для выездной проверки может стать предоставление сотрудникам имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в крупных размерах (сумма вычетов также будет определяться региональными управлениями).
Шестой: опасности также подвергаются организации, работающие в отрасли, контроль за которой является приоритетным направлением налоговиков. Перечень таких отраслей устанавливают ФНС и региональные налоговые управления. Так, на недавней коллегии налогового ведомства, посвященной подведению итогов за 2007 год, было сказано, что в зоне особого внимания должны в этом году находиться розничная и оптовая торговля, обрабатывающие производства, а также операции с недвижимым имуществом.
Седьмой: основанием для включения компании в план выездных проверок может стать, как считают в ФНС, несвоевременное выполнение требований инспекции о предоставлении документов.
Восьмой: если предыдущая выездная проверка в компании дала возможность налоговикам произвести большие доначисления, велика вероятность, что они придут еще раз.
Заметим, что налоговикам по-прежнему не велят тратить время на посещение компаний, если потенциальные доначисления не превышают 50 тысяч рублей.
Темы: Выездные проверки  Право проведения налоговых проверок  
- 12.10.2023 Может ли инспекция запрашивать документы после выездной проверки: позиция суда
- 03.03.2023 Подготовка к налоговым проверкам не должна включать выемку документов
- 03.03.2023 Счетная палата сообщила о необходимости улучшить систему планирования выездных проверок ФНС
- 10.09.2013 Налоговики не вправе проверять кассовые аппараты контрольной закупкой
- 19.07.2012 Контроль за «наличностью» будет усилен
- 16.01.2009 О будущих проверках будут извещать заранее
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 15.09.2022 Налоговые органы в случае реализации недвижимого имущества ниже рыночной стоимости могут предъявить претензии
- 31.01.2022 Запрос документов на проверку контрагента вне рамок налоговой проверки
- 14.03.2013 Налоговый орган не лишен права в связи с проведением проверки истребовать документы, содержащие персональные данные
- 07.10.2008 Территориальные споры
- 05.06.2008 Налоговые ревизии под флагом справедливости
- 12.06.2024
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с отсутствием реальности финансово-хозяйственных операций с контрагентами и умышленной направленности действий общества на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания им фиктивного документооборота с использованием указанных контрагентов.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установ
- 28.05.2024
Заявитель оспаривает
бездействия и действия, связанные с проведением выездной налоговой проверки в отношении другого налогоплательщика, в рамках которой с заявителя как зависимого лица взыскана задолженность.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как действия законны, не нарушают прав и законных интересов заявителя, направление налогоплательщику уточненного требования на основании решения вышест
- 22.05.2024
Налогоплательщик полагал,
что у налогового органа отсутствовали полномочия для вынесения решения о проведении проверки, так как он зарегистрирован на территории другого субъекта РФ и состоит на налоговом учете в другом отделении налогового органа.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что налоговый орган уполномочен на проведение проверок также на территории субъекта РФ, где з
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 10.09.2013 Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
- 31.03.2009 Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.
- 12.07.2023 Письмо ФНС России от 05.07.2023 г. № БВ-4-7/8532
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 26.04.2022 Письмо Минфина России от 01.04.2022 г. № 03-02-07/27142
- 07.08.2023 Письмо ФНС России от 02.08.2023 г. № СД-19-23/233@
- 27.12.2008 Письмо Минфина РФ от 10 декабря 2008 г. N 03-02-07/1-507
- 12.07.2007 Письмо Минфина от 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-324
Комментарии