Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Территориальные споры

Территориальные споры

При проведении выездной проверки, как правило, неизбежно возникают вопросы относительно территории или местонахождения проверяемого предприятия. А вот ответы на некоторые из них удается найти отнюдь не сразу...

07.10.2008
«Расчет»
Автор: Анна Будневич

Правила и исключения

Нормы законодательства гласят, что выездная налоговая проверка может проводиться на территории или в помещении компании (п. 1 ст. 89 НК), а решить, что ревизия необходима, вправе сотрудники только той инспекции, в которой фирма встала на налоговый учет (п. 2 ст. 89 НК).

Если речь идет о проведении проверки в отношении организации, являющейся крупнейшим налогоплательщиком, то решение о начале этой процедуры выносит тот налоговый орган, который осуществлял постановку этого предприятия на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (как правило, это межрайонные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам).

Следует учитывать, что выездная налоговая проверка может проводиться либо в отношении всей организации, включая ее обособленные подразделения, или же частично - затрагивая исключительно головное подразделение, либо только филиалы и представительства.

В первых двух случаях решение о проведении проверки принимается налоговым органом по месту нахождения организации, а в отношении крупнейшего налогоплательщика - с учетом специфики его статуса. Если же назначается проверка только какого-то обособленного подразделения организации (без проверки головного подразделения), то решение о проведении такого мероприятия принимается налоговым органом по месту нахождения данного обособленного подразделения.

Но, несмотря на то, что законодатели попытались максимально четко регламентировать «территориальный вопрос» проведения выездных проверок, налоговикам иногда удается всех удивить. Например, они отлично помнят, что компания может встать на налоговый учет там, где находится принадлежащая ей земля (ст. 83 НК и ст. 398 НК). Однако историям о том, как аккуратные чиновники поставили компанию на «земельный» налоговый учет, а сообщить об этом забыли (не успели, направили не на тот адрес, выслали письмо без уведомления и не уточнили, достигло ли послание адресата - вариантов может быть много), вообще нет числа.

Вмешательство со стороны

Даже если компания по не зависящим от нее причинам не получила вовремя уведомление, налоговики ревностно следят за тем, как предприятие следует нехитрой «цепочке»: встал на учет - сдавай отчетность. В противном случае, как показывает практика, у инспекторов есть два варианта действий.

Во-первых, они могут сами инициировать выездную проверку и поинтересоваться - почему, собственно, руководство и бухгалтерия компании не сдают им налоговые декларации по земельному налогу. Ведь контроль за исполнением землепользователями законов о земельном налоге в полной мере возложен на налоговиков по месту нахождения самого участка, так что они имеют полное право провести соответствующую выездную проверку.

Во-вторых, налоговики, решаясь проверить не «свою» фирму, могут и подстраховаться, направив в ту инспекцию, где зарегистрировано интересующее их предприятие, официальный документ и попросить коллег провести проверку соответствующей компании. Более того, иногда чиновники проявляют чудеса изобретательности и просят у коллег официального разрешения на самостоятельное проведение выездной проверки! Обратите внимание - подобные письма не свидетельствуют о соблюдении инспекцией требований закона, в частности, статьи 89 Налогового кодекса, и все действия чиновников, совершенные на основании таких бумаг, абсолютно неправомерны (см., например, решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23 октября 2007 г., постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 7 февраля 2008 г. по делу № А56-19608/2007, постановление ФАС Северо-Западного округа от 8 мая 2008 года по делу № А56-19608/2007).

Внутренние противоречия

«Среди практикующих налоговых адвокатов распространено мнение, что используемое в тексте законов словосочетание «самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства» является ошибочным, - отмечает адвокат Сергей Воронин. - Мало того, что оно некорректно с точки зрения теории налогового права, так еще и противоречит пункту 1 статьи 87 Налогового кодекса. Дело в том, что самостоятельная выездная проверка филиала или представительства, не признаваемого самостоятельным налогоплательщиком, просто недопустима. Обратите внимание - согласно п. 1 ст. 87 НК налоговые проверки могут проводиться в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, в то время как филиалы, представительства и другие обособленные подразделения налогоплательщика собственно налогоплательщиками (плательщиками сборов, налоговыми агентами) не являются».

Обособленная территория

Так называемые территориальные споры могут возникнуть и при проведении выездных проверок филиалов и представительств. Например, у представителей предприятия иногда возникают вопросы относительно самого понятия обособленного подразделения - в частности, его местонахождения.

В этой связи следует отметить, что нормы Налогового кодекса, дающие определение вышеупомянутому термину, не устанавливают такой критерий, как расположение подразделения вне места нахождения юридического лица (государственной регистрации). Таким образом обособленность подразделения может определяться территорией города, района или улицы, и это не должно вызывать смущения представителей проверяемого предприятия (постановление Арбитражного суда Республики Коми от 29 июня 2005 г. № А29-1152/05А).

Впрочем, можно поинтересоваться у фискалов, чем они могут подтвердить сам факт их нахождения вне помещения проверяемой компании. Как правило, в ответ на такие вопросы инспекторы предъявляют соответствующие приказы о командировке и командировочные удостоверения. К тому же понятие «обособленное подразделение» фирмы не обозначает конкретного здания или офиса. Ведь зачастую подразделения филиала могут находиться в разных помещениях, иногда на значительном расстоянии друг от друга.

комментарий специалиста

«Рассматривая вопросы, связанные с территориальной составляющей выездных проверок, стоит обратить внимание на одно из разъяснительных постановлений Высшего арбитражного суда, - комментирует Владимир Савчук. - Дело в том, что на компанию-налогоплательщика, вставшую на налоговый учет в конкретном налоговом органе по одному из предусмотренных статьей 83 Налогового кодекса оснований, - по месту нахождения фирмы, ее обособленного подразделения или же принадлежащего компании недвижимого имущества и транспортных средств - не может быть возложена ответственность за неподачу заявления о повторной постановке на налоговый учет в том же самом налоговом органе по иному упомянутому в этой статье основанию. Ведь в данном случае речь идет о постановке на учет самой фирмы, а не ее имущества (п. 39 постановления Пленума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Кстати, аналогичной позиции придерживается и Минфин России (см., например, Письмо Минфина России от 25.08.2004 г. № 03-01-10/3-105)».

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Выездные проверки
  • 07.04.2024  

    По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом было принято решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Оспариваемым решением ФНС России жалоба заявителя оставлена без рассмотрения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен установленный налоговым законодательством трехмесячный срок на подачу жалобы в ФНС

  • 31.03.2024  

    Заявитель считал, что решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным, нарушает его права и законные интересы.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что оспариваемое решение содержит все предусмотренные налоговым законодательством реквизиты, проверяемый период ранее выездной налоговой проверке не подвергался, не представлены обстоятельства, исключающие воз

  • 13.03.2024  

    По мнению общества, оспариваемое решение налогового органа о проведении проверки вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку отсутствуют доказательства превышения налоговым органом установленных законом сроков проведения выездной налоговой проверки, кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит прямого запрета на проведение


Вся судебная практика по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
  • 10.01.2024  

    Налоговый орган запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн

  • 10.09.2013   Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
  • 31.03.2009   Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.

Вся судебная практика по этой теме »