Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295

Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295

Вопрос: Об отражении информации в акте, оформляемом по результатам камеральной или выездной проверки, ревизии, встречной проверки.

23.06.2023Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение от 04.05.2023 и сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по оценке правомерности действий (бездействия), в том числе органов государственного (муниципального) финансового контроля, а также по разъяснению решений суда.

Кроме того, в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.

При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.

Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.

Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.

Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы не соответствуют предусмотренным Федеральным законом N 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, а также то, что суть вопросов сводится к выполнению функций органов государственного (муниципального) финансового контроля, сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.

Кроме того, из содержания обращения не представляется возможным определить, какие именно права и свободы лично Вас как гражданина Российской Федерации были нарушены.

Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.

Согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).

Правила проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий и обследований (далее - контрольные мероприятия), а также порядок оформления их результатов установлены федеральным стандартом "Проведение проверок, ревизий и обследований и оформление их результатов", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 N 1235 (далее - Стандарт N 1235).

Пунктами 50 - 52 Стандарта N 1235 установлены обязательные требования к содержанию акта, которые должны соблюдаться органами контроля при оформлении результатов проведенных контрольных мероприятий (проверок и ревизий).

Форма акта, оформляемого по результатам выездных и камеральных проверок, ревизий, а также встречных проверок, утверждена приказом Минфина России от 30.12.2020 N 340н "Об утверждении форм документов, оформляемых органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля" (далее - Приказ N 340н).

Согласно положениям Приказа N 340н во вступительной части акта в обязательном порядке указывается информация о контрольном мероприятии, а в случае проведения встречной проверки также указываются наименование и основание проведения камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), в рамках которой проводится встречная проверка. Содержательная часть акта подлежит составлению в том числе в соответствии с требованиями пунктов 50 - 52 Стандарта N 1235.

При этом обращаем внимание, что согласно положениям пункта 46 Стандарта N 1235 при проведении встречной проверки в отношении юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя (объекта встречной проверки) проводятся контрольные действия в целях установления и (или) подтверждения фактов, связанных исключительно с деятельностью объекта контроля.

Таким образом, органу контроля при решении вопроса об указании в акте, оформляемом по результатам проведенных камеральной проверки или выездной проверки (ревизии), встречной проверки, информации о счетах в кредитных организациях, лицевых счетах в органах Федерального казначейства, открытых объекту контроля, объекту встречной проверки, о должностных лицах объекта контроля, имевших право подписи денежных и расчетных документов, информации о результатах встречных проверок, проведенных в рамках камеральных или выездных проверок, следует руководствоваться требованиями вышеуказанных нормативных правовых актов.

 

Заместитель директора Департамента

С.С.БЫЧКОВ

26.05.2023

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Порядок оформления результатов проверок и привлечения к ответственности
Все новости по этой теме »

Камеральные проверки
Все новости по этой теме »

Выездные проверки
Все новости по этой теме »

Порядок оформления результатов проверок и привлечения к ответственности
Все статьи по этой теме »

Камеральные проверки
Все статьи по этой теме »

Выездные проверки
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Порядок оформления результатов проверок и привлечения к ответственности
  • 15.11.2025  

    По результатам налоговой проверки принято оспариваемое решение, которым предпринимателю доначислены НДС, НДФЛ, начислены соответствующие пени и штрафы в связи с необоснованным предъявлением к вычету сумм НДС и включением в состав налоговых вычетов при исчислении НДФЛ стоимости товарно-материальных ценностей на основании документов, оформленных от имени контрагента. 

    Итог: в удовлетворении требования о

  • 09.11.2025  

    В ходе проверки установлено, что обществом неправомерно предъявлен к вычету НДС и занижена база по налогу на прибыль в результате включения в состав затрат стоимости строительно-монтажных работ по договорам с заявленными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные контрагенты не исполняли договоры подряда, фактически работы исполняло само общество; подтверждено создан

  • 05.11.2025  

    Об обязании ознакомить со всеми оригиналами документов, связанными с осмотром и выемкой документов, указанных в протоколах. 

    Обстоятельства: Налогоплательщик ссылается на то, что налоговый орган в нарушение пункта 2 статьи 101 НК РФ не ознакомил со всеми материалами налоговой проверки. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом были направлены и вручены отраженные


Вся судебная практика по этой теме »

Камеральные проверки
  • 20.04.2025  

    Налогоплательщик ссылался на то, что при проведении проверки были использованы документы, полученные налоговым органом до момента начала соответствующей налоговой проверки.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС нарушений налогового законодательства и прав налогоплательщика не допущено.

  • 12.02.2025  

    По результатам камеральной проверки обществу были начислены налог на добычу полезных ископаемых, пени и штраф в связи с неправомерным применением способа оценки добытых полезных ископаемых из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

    Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у налогового органа оснований для применения расчетного метода определения налога, обществом д

  • 18.08.2024  

    По результатам камеральной проверки обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и созданием формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны обстоятельства, свидетельствующие о фиктивном харак


Вся судебная практика по этой теме »

Выездные проверки
  • 15.11.2025  

    По результатам выездной проверки обществу были доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы в связи с тем, что обществом неправомерно были включены в состав налоговых вычетов суммы НДС и учтены расходы по налогу на прибыль на основании документов, оформленных от имени контрагентов. 

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку налоговым органом представлены доказательства, свидетельствующие

  • 13.08.2025  

    По результатам выездной проверки налоговым органом было принято решение, согласно которому привлечение общества к налоговой ответственности не представляется возможным в связи с недостаточностью собранной доказательственной базы. Вышестоящий налоговый орган в порядке контроля назначил повторную выездную проверку. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку законодательство о налогах и сбора

  • 13.08.2025  

    Единственный участник общества ссылается на то, что его представитель не был допущен к участию в заседании по рассмотрению материалов выездной налоговой проверки со ссылкой на недействительность представленной им нотариальной доверенности. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку участник (учредитель) общества не является законным представителем и может участвовать в отношениях, регулиру


Вся судебная практика по этой теме »