Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Узнайте самые значимые изменения в работе бухгалтеров в 2019 году

практические решения для работы, советы по применению законодательства и кейсы по проверкам и отчетности от лучших спикеров ИРСОТ

Главная неделя для главбуха
   
График мероприятий

Аналитика / Налогообложение / Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции

Внесение в уведомление об исправлении технической ошибки в акте налоговой проверки указания о привлечении налогового агента к ответственности является основанием для отмены решения инспекции

Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки может являться основанием для отмены решения налогового органа

19.07.2012
Российский налоговый портал

Автор: Телия Юлия, КонсультантПлюс.

В силу п. 14 ст. 101 НК РФ нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки может являться основанием для отмены решения налогового органа. При этом в данной норме не раскрывается, какие именно условия признаются существенными. В частности, не установлено, является ли их нарушением направление налогоплательщику уведомления об исправлении технической ошибки в акте проверки, если в этом уведомлении содержится указание на привлечение налогоплательщика (налогового агента) к ответственности, при том что в акте данного указания не было.

ФАС Поволжского округа пришел к выводу, что приведенное обстоятельство является существенным нарушением процедуры принятия решения по итогам проверки.

 

Инспекция вызвала налогового агента для подписания и вручения акта по результатам выездной проверки, а также для участия в процессе рассмотрения материалов проверки и получения решения. Позднее организации было вручено уведомление об исправлении технической ошибки в акте выездной проверки. Из содержания данного уведомления следовало, что по результатам проверки компания привлекается к налоговой ответственности, тогда как в акте проверки такого указания не было. По итогам проверки налоговый агент был привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ. Считая, что инспекция нарушила процедуру принятия решения о привлечении к налоговой ответственности, компания обратилась в суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным.

Суды всех трех инстанций признали требование компании правомерным в силу следующих обстоятельств. В уведомлении об исправлении технической ошибки содержались новые выводы, в отношении которых налоговый агент был лишен возможности представить свои возражения. Суды указали, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в течение 15 дней с момента получения акта налоговой проверки вправе представить в соответствующий налоговый орган письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). В рассматриваемой ситуации с даты получения уведомления об исправлении технической ошибки до вынесения инспекцией решения прошла одна неделя. Кроме того, налоговый агент ссылался на смягчающие обстоятельства, которые в силу нарушения порядка принятия решения не были учтены налоговым органом, хотя выявление таких обстоятельств согласно подп. 4 п. 5 ст. 101 НК РФ входит в обязанности проверяющих. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки (в том числе отсутствие у проверяемого лица возможности участвовать в их рассмотрении и предоставлять свои объяснения) может являться основанием для отмены решения инспекции (п. 14 ст. 101 НК РФ). Суды указали, что в рассматриваемой ситуации из-за нарушения порядка принятия решения налогоплательщик был привлечен к ответственности без учета смягчающих обстоятельств и без их надлежащей оценки, поэтому решение инспекции было признано недействительным.

Аналогичные выводы содержат Постановления ФАС Уральского округа от 02.02.2010 N Ф09-19/10-С2, ФАС Поволжского округа от 01.11.2011 N А55-3313/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.04.2006 N А19-11062/05-40-Ф02-1582/06-С1 и др. Однако в практике встречались и противоположные решения (см., например, Постановления ФАС Поволжского округа от 28.03.2012 N А12-3551/2011, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.09.2010 N А33-14891/2009). Кроме того, суды указывали, что внесение изменений в решение, принятое по итогам проверки, также является нарушением порядка его принятия (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 09.09.2010 N А46-757/2010, от 05.08.2009 N Ф04-4682/2009(12213-А46-26), ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.03.2012 N А19-13202/2011). Таким образом, большинство судов склоняются к тому, что если налоговый орган исправляет технические ошибки в акте налоговой проверки (или своем решении), изменяя при этом вывод относительно ответственности налогоплательщика или увеличивая сумму доначисленных платежей, то решение инспекции может быть признано недействительным, поскольку в данном случае нарушаются права налогоплательщика.

 

Документ:

Постановление ФАС Поволжского округа от 25.06.2012 N А12-23020/2011

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться