Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Какой налоговый орган может проводить налоговую проверку
Какой налоговый орган может проводить налоговую проверку
В силу статьи 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. То есть один и тот же налогоплательщик может встать на учет по разным основаниям в нескольких налоговых инспекциях. В таком случае возникает вопрос, какой именно налоговый орган может проводить в отношении налогоплательщика процедуры налогового контроля. Именно с таким вопросом разбирались в ...
29.08.2007В силу статьи 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. То есть один и тот же налогоплательщик может встать на учет по разным основаниям в нескольких налоговых инспекциях. В таком случае возникает вопрос, какой именно налоговый орган может проводить в отношении налогоплательщика процедуры налогового контроля. Именно с таким вопросом разбирались в Постановлении ФАС Уральского округа от 15 июня 2004 года № Ф09-2341/04-АК:
"Как следует из материалов дела, ООО "Баштрансгаз", являясь крупнейшим налогоплательщиком, на основании Приказа МНС России от 31.08.2001 N БГ-3-09/319 15.01.2003 поставлено на учет в Межрегиональной инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2.
По месту нахождения недвижимого имущества - административного здания ООО "Баштрансгаз" с 19.12.2000 состоит на учете в Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы.
Инспекцией МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы 15.07.2003 принято решение N 261 с изменениями от 04.08.2003 N 261/1 о проведении выездной налоговой проверки ООО "Баштрансгаз" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль за период с 01.01.02 по 31.12.02 и налога на добавленную стоимость за период с 01.07.02 по 31.12.02.
Считая принятое решение незаконным, заявитель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган действовал в пределах своих полномочий и оспариваемым решением не допущено нарушения норм права, а также прав заявителя.
Отменяя решение суда первой инстанции, и удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции исходил из неправомерности оспариваемого решения налогового органа.
Вывод суда апелляционной инстанции является правильным и соответствует требованиям налогового законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок и как следует из содержания п. 1 ст. 83 НК РФ - по месту учета налогоплательщика.
Материалами дела установлено, что решение о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость принято руководителем Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы в отношении предприятия, которое состоит на налоговом учете в Инспекции МНС РФ по Октябрьскому району г. Уфы по месту нахождения недвижимого имущества. Вопросы правильности налогообложения недвижимого имущества предметом назначенной выездной налоговой проверки не являются.
Налоговый контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога на прибыль и налога на добавленную стоимость относится к компетенции Межрегиональной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2, где состоит на учете в качестве налогоплательщика ООО "Баштрансгаз".
Доказательств назначения выездной налоговой проверки по поручению либо согласованию с Межрегиональной Инспекцией МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 материалы дела не содержат.
Оспариваемое решение, принятое в нарушение установленных правил осуществления налогового контроля и в нарушение определенных функциональных обязанностей налоговых органов (п. 3 ст. 30, п. 2 ст. 31, п. 1 ст. 82, ст. 83 НК РФ), нарушает права и гарантии налогоплательщика, предусмотренные п. 2 ст. 22 НК РФ, в связи с чем, согласно положениям ст. 137 НК РФ, ст. 201 АПК РФ обоснованно признано судом апелляционной инстанции незаконным."
Выводы:
Таким образом, налогоплательщики, состоящие на учете в нескольких налоговых органах, должны, четко разграничивать компетенцию налоговых органов, в которых они состоят на учете, при проведении налогового контроля.
Можно говорить о том, что основание для постановки на учет должно соответствовать цели налогового контроля. Например, постановка на учет по месту нахождения недвижимого имущества преследует цель контроля за уплатой налога на имущества, то есть в компетенции налогового органа, в котором налогоплательщик стоит на учете по данному основанию, осуществление налогового контроля в отношении только налога на имущество. Если данный налоговый орган пытается провести налоговый контроль в отношении, например НДС, то налоговый орган выходит за пределы своей компетенции, а значит такая проверка не может быть признана законной.
Неразграничение компетенции налоговых органов может привести к проведению повторных налоговых проверок, что недопустимо.



