
Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Пропуск трехлетнего срока на возврат
Пропуск трехлетнего срока на возврат
До сих пор не многие налогоплательщики знают, что они могут вернуть налог и по истечении 3-х лет со дня излишней уплаты. Конечно, налоговые органы стараются изо всех не допустить такого возврата, поэтому налогоплательщикам приходится защищать свои права в судебном порядке. И как показано в Постановлении Поволжского округа от 16 октября 2003 года Дело N А 12-5595/03-С25, это можно делать достаточно успешно:
29.08.2007До сих пор не многие налогоплательщики знают, что они могут вернуть налог и по истечении 3-х лет со дня излишней уплаты. Конечно, налоговые органы стараются изо всех не допустить такого возврата, поэтому налогоплательщикам приходится защищать свои права в судебном порядке. И как показано в Постановлении Поволжского округа от 16 октября 2003 года Дело N А 12-5595/03-С25, это можно делать достаточно успешно:
"Из приобщенных к делу материалов усматривается, что у истца к моменту решения о самоликвидации имелась переплата по ряду налогов на общую сумму 521529,27 руб. Ни факт, ни сумма переплаты налоговым органом не оспаривались (о чем имеется запись в протоколе судебного заседания апелляционной инстанции от 30.07.2003 - л. д. 118), что в соответствии с п. 3 ст. 70 АПК РФ освобождало истца от необходимости доказывания этих обстоятельств.
12.10.2002 истец обратился в налоговый орган с заявлением о возврате на его расчетный счет указанной суммы.
Рассмотрев данное заявление, ответчик возвратил на расчетный счет общества 244445,90 руб., излишне уплаченных сумм налогов в период 2000 - 2002 гг., и зачел 18208,68 руб. в уплату недоимок, пени, штрафов.
Переплата в сумме 258874,68 руб. сложилось в 1999 г., не была возвращена в связи с истечением трехгодичного срока, установленного ст. 78 НК РФ, для подачи соответствующего заявления о возврате (зачете) сумм излишне уплаченного налога.
Статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (п. 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (п. 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (п. 9).
Из содержания приведенных положений в их взаимосвязи следует, что данная норма позволяет налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные, а потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время данная норма, как указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, не препятствует организации в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Ответчиком не опровергнуто утверждение истца о том, что о нарушении своего права на возврат излишне уплаченных в 1999 г. сумм налогов он узнал лишь в августе 2002 г. в связи с началом процедуры добровольной ликвидации.
При этом ответчиком не доказано исполнение им своей обязанности информирования налогоплательщика о каждом факте излишней уплаты налога и ее сумме не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.
В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня дачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата по ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения данного срока.
Расчет суммы взыскиваемых процентов ответчиком также оспорен не был."
Выводы:
Таким образом, налогоплательщик может вернуть излишне уплаченный налог за пределами 3-х лет со дня уплаты. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 21.06.2001 N 173-О, налогоплательщик может обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства. В этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В данной связи важным становится определение момента начала срока исковой давности. Очевидно, что в каждом конкретном случае данный вопрос будет решаться по-разному. Например, в рассматриваемом случае налогоплательщик узнал о переплате только при ликвидации, а налоговый орган не смог опровергнуть данное утверждение, в том числе доказать факт уведомления налогоплательщика об излишней уплате.
- 05.03.2018 Наследники могут вернуть суммы налога, излишне уплаченного умершим лицом
- 15.01.2018 Аэропорт Шереметьево готов запустить услугу tax free
- 09.01.2018 В 2018 г. начнет работать система tax free
- 25.01.2018 Вернуть излишне уплаченные налоги можно в течение 10 лет
- 26.09.2013 Инициировать возврат денег по итогам проверки должен налоговый орган
- 20.09.2013 «РусГидро» вернуло налог на прибыль за себя и обособленные подразделения
- 03.10.2016 Уведомление на уплату имущественных налогов можно получать в электронной форме
- 05.11.2015 Права налогоплательщиков при проведении проверок будут расширены
- 13.08.2015 Как обычному гражданину получить отсрочку по уплате налога?
- 05.09.2013 И зачет, и возврат неправомерно взысканных налогов осуществляется с процентами
- 21.01.2013 Вернуть излишне удержанный налог оказалось не просто
- 13.04.2011 Налогоплательщики отстояли право на выплату процентов за просрочку возврата НДС
- 23.11.2017 Возврат излишне взысканного налога по-новому
- 23.08.2017 Порядок возврата переплаты по страховым взносам, уплаченным до 1 января 2017 года
- 21.08.2017 Как разблокировать счет компании?
- 25.03.2013 Как поступить с переплатой, образовавшейся более трех лет назад?
- 10.07.2012 Возврат переплаты по налогу на прибыль, образовавшейся при перечислении авансовых платежей
- 10.02.2012 Возврат излишне уплаченного налога: исчисление срока давности
- 07.12.2016 Налоговые льготы за прошлые периоды можно заявить без «уточненки»
- 19.12.2014 Плановые налоговые проверки
- 09.07.2014 Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь
- 22.10.2012 Суд признал, что ИФНС вам должна: как получить деньги
- 25.09.2012 Как получить проценты за несвоевременный возврат переплаты налога
- 30.08.2012 Возвращаем излишне удержанный НДФЛ работнику
- 28.03.2018
Перечисление налогов
в бюджет в большей сумме, чем заявлено в налоговой декларации, означает возникновение переплаты, которая может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению. Поскольку в суд за возвратом налога общество обратилось с пропуском срока исковой давности, суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований. - 26.03.2018
Отказывая в
удовлетворении заявленных требований суды пришли к выводам, что общество не отрицает, что за весь отчетный период 2 квартал 2016 г. не перечислило в бюджет, удержанный при выплате дохода работникам НДФЛ, наличие у общества переплаты по НДС не может освобождать его от налоговой ответственности, поскольку наличие данной переплаты никак не повлияло на задолженность по уплате НДФЛ, проведение зачета без заявления общ - 26.03.2018
Суды пришли
к выводу об искусственном занижении налоговой базы по НДС за IV квартал 2012 года с целью возмещения и возврата из бюджета налога. Судами установлено не отражение обществом в бухгалтерском учете выпуска спорного векселя, неподтверждение обществом факта получения векселя, отсутствие экономических оснований для передачи векселя в адрес данной организации в счет погашения задолженности, отсутствие доказательств прио
- 07.12.2016
Согласно правовой
позиции Конституционного Суда Российской Федерации, зафиксированной в определении от 03.07.2008 г. № 630-О-П, возмещение НДС за пределами установленного п. 2 ст. 173 НК РФ срока возможно, если реализации права налогоплательщика в течение этого срока препятствовали обстоятельства, связанные, в частности, с невыполнением налоговым органом возложенных на него обязанностей или с невозможностью получить возмещен - 26.09.2013
В соответствии с п.
8 ст. 176 НК РФ налоговый орган на следующий день после дня принятия им решения о возврате налога направляет в территориальный орган Федерального казначейства поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате налога. Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законо - 20.09.2013
Согласно письму Минфина России
от 21.03.2007 г. № 03-02-07/2-54 именно налоговые органы по месту учета налогоплательщика, а не его обособленного подразделения принимают решение о зачете (возврате) излишне уплаченного налога. Возврат (зачет) излишне уплаченного налога на прибыль должен осуществляться МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам № 4 в целом по обществу без каких-либо изъятий, а не территориальными налоговыми органами, в связи с чем обос
- 12.10.2014
Порядок ведения лицевого счета
и заполнения карточки расчетов с бюджетом не урегулирован НК РФ. Сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам), пени, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, формируется и ведется на основании данных, которые был - 27.05.2014
Письмом от 03.06.2013 г.
№ 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос - 17.04.2014
Наличие или отсутствие у
налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной
- 01.08.2014
2008 год (период возникновения
переплаты) не являлся проверяемым периодом выездной налоговой проверки. Срок возникновения переплаты не установлен. - 05.09.2013
Согласно п. 5 ст.
79 НК РФ сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами в течение одного месяца со дня получения письменного заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне взысканного налога. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. - 21.01.2013 Вывод суда кассационной инстанции о том, что оснований для взыскания с инспекции процентов за несвоевременный возврат налога не имеется, поскольку общество не обращалось в инспекцию с письменным заявлением о возврате суммы излишне взысканного налога, противоречит нормам НК РФ, предоставляющим налогоплательщику право на обращение с заявлением о возврате излишне взысканного налога непосредственно в суд.
- 05.03.2018 Письмо ФНС России от 17 января 2018 г. № ГД-4-8/678@
- 09.01.2018 Письмо Минфина России от 19.12.2017 г. № 03-05-06-04/84814
- 29.12.2017 Письмо ФНС России от 21.12.2017 г. № ГД-3-8/8522@
- 25.01.2018 Письмо Минфина России от 17 ноября 2017 г. № 03-02-08/75912
- 02.10.2012 Письмо Минфина России от 20.09.2012 г. № 03−02−07/1−226 «О порядке возврата излишне уплаченной суммы налога»
- 20.10.2011 Письмо ФНС России от 21.09.2011 г. № СА-4-7/15431
- 05.07.2010 Письмо Минфина РФ от 25 июня 2010 г. N 03-02-08/41
- 17.05.2010 Минфина РФ от 5 мая 2010 г. N 03-02-07/1-216, от 5 мая 2010 г. N 03-07-06/86
- 20.02.2010 Письмо Минфина РФ от 11 февраля 2010 г. N 03-05-04-03/04
- 25.03.2011 Письмо Минфина РФ от 17 марта 2011 г. N 03-02-08/27
- 27.12.2008 Письмо Минфина РФ от 16 декабря 2008 г. N 03-02-07/2-218
Комментарии