Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Плановые налоговые проверки

Плановые налоговые проверки

Какими правами обладают налоговики и какие их действия являются прямыми нарушениями порядка выездных налоговых проверок

19.12.2014
ООО «ПКИК»
Автор: Михаил Краснов, юрисконсульт арбитражной практики ООО «ПКИК»

В свете последних событий хотелось бы обратить внимание читателей на тему плановых налоговых проверок. Буквально на днях на главной странице «Яндекса» появилась информация об обыске в главном офисе одного из топовых интернет-магазинов страны. Один из сотрудников интернет-магазина сообщил о том, что работа компании была парализована ОМОНОм. Впоследствии пресс-служба компании сообщила о том, что никакого «налета» на офис не было, а речь шла всего лишь о плановой налоговой проверке.

В связи с этим хотелось бы напомнить налогоплательщикам, какими правами обладают налоговики и какие их действия являются прямыми нарушениями порядка выездных налоговых проверок.

Во-первых, бояться плановой налоговой проверки не нужно. Без предупреждения, если эта проверка действительно плановая, сотрудники прийти к Вам не имеют права. Внеплановые проверки проводятся в том случае, если налоговики опасаются уничтожения документов. Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентирует статья 89 Налогового Кодекса РФ.

Выездная налоговая проверка обычно проводится на территории налогоплательщика, то есть на Вашей. Этот факт закреплен в первом пункте 89 Налогового Кодекса Российской Федерации. При проведении налоговой проверки сотрудники органов обязаны предъявить Вам ряд документов, подтверждающих их полномочия для проведения мероприятия налогового контроля. Зачастую налогоплательщик довольствуется предъявлением служебного удостоверения и вскользь просматривает решение о проведении налоговой проверки. На самом деле, нужно обязательно проверить содержание документа (решения). В нем обязательно должно быть указано наименование налоговой инспекции, номер и дата решения, указано лицо, принявшее такое решение, наименование проверяемого налогоплательщика (ИНН и КПП). Помните, что Вас имеет право проверять исключительно та инспекция, которая расположена по месту нахождения Вашей организации. При этом решение о проведении выездной налоговой проверки организации, выносит только налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет.

Обязательно обратите внимание на период, за который проводится проверка, и перечень проверяемых налогов. Если Вы обнаружили какие-либо несоответствия решения, предъявленного Вам сотрудниками налогового органа, установленной форме, Вы имеете право отказать проверяющим в допуске в свое помещение. Рекомендую сделать копии с предъявленных документов. И, в случае возникновения сомнений в подлинности, не стоит бояться. Нужно позвонить в Вашу налоговую инспекцию и выяснить наверняка, точно ли перед Вами ее сотрудники.                  

Далее нужно понимать, что сотрудники налогового органа имеют право осмотреть все помещения, принадлежащие Вашей компании. Это касается как офисных, так и торговых и складских помещений. В период осмотра должны присутствовать понятые (как минимум, два). Если проверяющие хотят сделать фото-видео съемку, не нужно им препятствовать. Они имеют на это право. При проведении проверки специалисты налоговой инспекции могут вызвать и свидетелей для дачи показаний. Здесь следует обратить внимание, что потенциальному свидетелю должны быть в обязательном порядке разъяснены его права и обязанности. Помните, что свидетель имеет право и отказаться от дачи показаний. Все показания свидетеля должны быть зафиксированы в протоколе. Дача заведомо ложных показаний или неправомерный отказ от них угрожают свидетелю штрафом (это регламентирует статья 128 НК РФ).

И остановлюсь отдельно на окончании налоговой проверки. Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки регламентирует статья 100 Налогового Кодекса Российской Федерации. И даже минимальное отступление от этого порядка впоследствии позволит Вам (в случае возникновения спора и рассмотрения его в Суде) требовать признания решения по результатам. По окончании проверки специалист налоговой инспекции обязан составить справку по проверке, указав в ней сроки ее проведения. Когда справка Вами получена - в дальнейшем  проверке Вы имеете право отказать сотрудникам налогового органа в предоставлении любых документов, ведь проверка уже закончена.

Далее налоговым органом оформляется акт (не позднее двух месяцев после проведения проверки).  Руководитель фирмы-налогоплательщика имеет право получить копию акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налогового уведомлений и требования об уплате налогов. Соответствующая обязанность налоговых органов установлена в пункте 1 статьи 32 Налогового Кодекса Российской Федерации.

И напоследок о Ваших правах по окончанию налоговой проверки.

В случае если вы не согласны с результатом (актом) налогового контроля, вы имеете право обжаловать акты налоговых органов и их должностных лиц в установленном законом порядке. Порядок обжалования и рассмотрения жалоб регламентируют главы 19 и 20 НК РФ.

Вы вправе требовать соблюдения налоговой тайны. Понятие налоговой тайны Вы можете более подробно изучить в статье 102 Налогового Кодекса РФ.  Это является непосредственной обязанностью налоговых органов. Эту обязанность регламентирует п.1 ст. 32 НК РФ. Также Вы имеете право требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием)  должностных лиц налоговой службы. Здесь нужно будет доказать не только факт нарушения налоговым органом Ваших прав и наличие и размер истребуемого ущерба, но и доказать причинно-следственную связь между нарушениями налоговиков и причиненным ущербом.

Налоговые проверки - мероприятие неприятное, но неизбежное. Поэтому стоит внимательнее относиться не только к своим обязанностям касательно проводимых налоговой инспекцией мероприятий, но и знать свои права, чтобы избежать неправомерных действий со стороны сотрудников налоговой службы. 

Разместить:
Евгений
22 декабря 2014 г. в 20:49

ниочем статья

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Выездные проверки
  • 07.12.2016  

    В кассационной жалобе общество указывает, что процедура вскрытия упаковок с изъятыми в ходе выемки оригиналов документов не предусмотрена действующим налоговым законодательством. Кассационная инстанция не принимает данный довод во внимание, поскольку представитель общества приглашался налоговым органом для вскрытия коробок изъятых документов с целью соблюдения интересов налогоплательщика; запрета на указанную процедуру также

  • 17.10.2016  

    Как верно указали суды, результаты произведенных инспекцией контрольных мероприятий в отношении третьих лиц не имеют непосредственного отношения к предмету и объему камеральной проверки, в связи с чем полученная в ходе таких мероприятий налогового контроля информация не могла быть положена инспекцией в основу вывода о нереальности рассматриваемой хозяйственной операции.

  • 03.10.2016  

    Требовать от налогоплательщика уплаты или перечисления налога в бюджет вне рамок завершенной налоговой проверки налоговые органы не вправе.


Вся судебная практика по этой теме »

Права налогоплательщиков
  • 12.10.2014  

    Порядок ведения лицевого счета и заполнения карточки расчетов с бюджетом не урегулирован НК РФ. Сами по себе данные карточек лицевых счетов не являются доказательствами наличия либо отсутствия у налогоплательщика задолженности по налогам (сборам), пени, поскольку лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого во исполнение ведомственных документов, формируется и ведется на основании данных, которые был

  • 27.05.2014  

    Письмом от 03.06.2013 г. № 11-19/3259 Управление (УФНС по Магаданской области, вышестоящий налоговый орган) сообщило компании о продлении срока рассмотрения жалобы на 15 дней. При этом 07.06.2013 г. Управление затребовало в инспекции дополнительные документы, дополнительное заключение по жалобе общества, а также перерасчеты сумм налогов, пеней, штрафов. Перечисленные документы были представлены инспекцией 17.06.2013 г. и положены Управлением в основу ос

  • 17.04.2014  

    Наличие или отсутствие у налогоплательщика задолженности по налогам и сборам перед бюджетом является одним из критериев успешности его предпринимательской деятельности, добросовестности и финансовой стабильности. Поэтому включение в справку сумм недоимки, пеней, штрафов без правовых оснований нарушает права и законные интересы организации в сфере предпринимательской деятельности, создает ей препятствия для осуществления предпринимательской, а также иной


Вся судебная практика по этой теме »