Законодательство / Декларации (Бланки) / Письмо Минфина России от 06.07.2022 г. № 03-07-11/53356
Письмо Минфина России от 06.07.2022 г. № 03-07-11/53356
Вопрос: О предложениях по учету в целях налога на прибыль расходов на гуманитарную помощь ДНР и ЛНР и освобождению от НДС при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) в рамках такой помощи.
01.07.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 06.07.2022 г. № 03-07-11/53356
В связи с письмом с предложениями о включении в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, затрат, связанных с оказанием гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике, и освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в рамках оказания указанной гуманитарной помощи Департамент налоговой политики сообщает.
Согласно действующим положениям подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 главы 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли организаций относятся расходы в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, в том числе включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом порядок ведения реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение указанного реестра, критерии включения некоммерческих организаций в указанный реестр устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, положениями подпункта 19.6 пункта 1 статьи 265 Кодекса уже предусмотрена возможность отнесения расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного некоммерческим организациям, включенным в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, в состав внереализационных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
При этом полагаем, что оснований для расширения перечня организаций, безвозмездная передача имущества которым учитывается в целях налогообложения прибыли, не имеется.
Что касается налога на добавленную стоимость, то согласно подпункту 12 пункта 3 статьи 149 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) налогом на добавленную стоимость операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг), имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), за исключением подакцизных товаров.
На основании статьи 1 и пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 135-ФЗ под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки, осуществляемая в том числе в целях:
социальной поддержки и защиты граждан;
подготовки населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев;
оказания помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам;
содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращения социальных, национальных, религиозных конфликтов.
Таким образом, осуществляемые в рамках оказания гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике операции по безвозмездной передаче товаров, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг по существу являются операциями по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в благотворительных целях, в связи с чем в отношении указанных операций применяется освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость, предусмотренное подпунктом 12 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Учитывая изложенное, предложение об освобождении от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) в рамках оказания указанной гуманитарной помощи Донецкой Народной Республике и Луганской Народной Республике не поддерживается.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
06.06.2022



