Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.2023 г. № Ф07-8224/2023 по делу № А56-95776/2022

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.08.2023 г. № Ф07-8224/2023 по делу № А56-95776/2022

Решение мотивировано неподтверждением обществом права на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС.

Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку основания для отказа в применении льготы отсутствовали, однако не проверена заявленная к возврату сумма НДС.

01.11.2023Российский налоговый портал 

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2023 г. по делу N А56-95776/2022

 

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Соколовой С.В., Трощенко Е.И., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Адъютор" представителя Лузгина А.А. (доверенность от 03.06.2019), от Балтийской таможни представителей Бранденбург Т.В. (доверенность от 30.12.2022 N 06-10/0006) и Васильевой О.В. (доверенность от 18.01.2023 N 24-19/0072), от Федеральной таможенной службы представителя Бранденбург Т.В. (доверенность от 30.12.2022 N 06-10/0014), рассмотрев 03.08.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Адъютор" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2023 по делу N А56-95776/2022,

 

установил:

 

Общество с ограниченной ответственностью "Адъютор", адрес: 195112, Санкт-Петербург, Новочеркасский пр., д. 1, лит. Р, пом. 21-н, комн. 2, ОГРН 1147847350090, ИНН 7838510919 (далее - ООО "Адъютор", общество), обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Федеральной таможенной службе, адрес: 121087, Москва, Новозаводская ул., д. 11/5, ОГРН 1047730023703, ИНН 7730176610 (далее - ФТС), с заявлением о признании недействительным и отмене решения от 06.05.2022 N 15-67/131 об отказе в удовлетворении жалобы общества от 23.03.2022 N 252, обязании принять новое решение, а также об обязании осуществить возврат на единый лицевой счет излишне уплаченных таможенных платежей в размере 3 584 927,31 руб.

Определением Арбитражного суда города Москвы от 03.08.2022 по делу N А40-120848/22-149-910 заявление передано по подсудности в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с присвоением делу номера А56-95776/2022.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Балтийская таможня, адрес: 198184, Санкт-Петербург, Канонерский остров, д. 32-А, ОГРН 1037811015879, ИНН 7830002014.

В порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), ООО "Адъютор" уточнило заявленные требования и просило признать недействительным решение Балтийской таможни об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (далее - ДТ) N 10216170/151120/0301611, формализованное в письме от 07.12.2021 N 15-10/44129 и акте проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств от 07.12.2021 N 10216000/015/071221/А281, а также просило обязать таможню устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в названную ДТ с целью возврата излишне уплаченного налога на добавленную стоимость (далее - НДС), осуществить возврат излишне уплаченного НДС в размере 3 584 927,31 руб.

Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.01.2023 в соответствии со статьей 47 АПК РФ произведена замена ненадлежащего заинтересованного лица - Федеральная таможенная служба заменена на Балтийскую таможню.

Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе ООО "Адъютор", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 15.02.2023 и постановление от 24.04.2023, и принять новый судебный акт - об удовлетворении требований. По мнению общества, суды не учли, что декларант вправе подтвердить право на применение льготы в виде освобождения от НДС и после ввоза товара. В данном случае ООО "Адъютор" после ввоза товара получило документ, подтверждающий целевое назначение ввезенных товаров, и представило его в таможенный орган. В представленном письме Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) от 23.11.2020 N ЦС-89636/19 указаны контракт, спецификация, комплектующие, задекларированные по ДТ N 10216170/151120/0301611. Соответственно, оснований для отказа во внесении изменений в ДТ и отказа в возврате НДС у таможни не имелось.

В отзывах на кассационную жалобу ФТС и таможня просили оставить решение и постановление без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представители таможни и ФТС возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ООО "Адъютор" (покупатель, Россия) в рамках исполнения обязательств по внешнеэкономическому контракту от 05.07.2018 N 05/07/18, заключенному с иностранной компанией "Anhui Hongyu Wuzhou Import & Export Co., LTD" (продавец, Китай), ввезло на таможенную территорию Евразийского экономического союза и задекларировало по ДТ N 10216170/151120/0301611 комплектующие для производства измерителя артериального давления (тонометра неэлектрического, стрелочного): "прибор для измерения давления - манометр с диафрагмой (мембранный)...", "оборудование, применяемое в медицине, для измерения кровяного давления...", "изделия из вулканизированной резины...", "приборы и устройства, применяемые в медицине...", производитель "Wenzhou Wuzhou Import & Export Co, Ltd".

Товары выпущены таможенным органом 15.11.2020 в соответствии с заявленной процедурой выпуска для внутреннего потребления.

Общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 28.10.2021 N 221 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявив о применении льготы по НДС в отношении ввезенных товаров и приложив в подтверждение права на льготу письмо Минпромторга России от 23.11.2020 N ЦС-89636/19 о целевом назначении ввезенных товаров.

По результатам таможенного контроля письмом от 07.12.2021 N 15-10/44129 Балтийская таможня уведомила общество об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в упомянутой ДТ, сославшись на несоблюдение условий для предоставления льготы, поскольку письмо Минпромторга России от 23.11.2020 N ЦС-89636/19 получено после ввоза товаров и не распространяет свое действие на товары, ввезенные до даты выдачи письма.

Решением Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ) от 08.02.2022 N 09-02-26/22 жалоба ООО "Адъютор" на решение таможни от 07.12.2021 N 15-10/44129 об отказе во внесении изменений в ДТ оставлена без удовлетворения.

Решением от 06.05.2022 N 15-67/131 по жалобе общества ФТС также подтвердила правомерность решений таможни и СЗТУ.

Посчитав незаконным решение Балтийской таможни об отказе во внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ N 10216170/151120/0301611, формализованное в письме от 07.12.2021 N 15-10/44129, ООО "Адъютор" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о несоблюдении декларантом в отношении ввезенных товаров условий для применения льготы в виде освобождения от уплаты НДС, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.

Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) ввоз на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, указанных в подпункте 1 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), а также сырья и комплектующих изделий для их производства, аналоги которых не производятся в Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).

Упомянутое освобождение от НДС применяется при условии представления в таможенные органы документа, подтверждающего целевое назначение таких сырья и комплектующих изделий и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации, выданного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного и оборонно-промышленного комплексов, в установленном указанным федеральным органом исполнительной власти порядке (абзац четвертый подпункта 2 пункта 1 статьи 150 НК РФ).

Как указано в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2021 N 305-ЭС21-9393 по делу N А41-10540/2020, из содержания приведенных положений Налогового кодекса вытекает, что условием применения льготы по НДС при ввозе на территорию Российской Федерации сырья и комплектующих изделий для производства медицинских товаров является подтверждение в установленном порядке целевого назначения ввозимых товаров и отсутствие их аналогов, которые производятся в Российской Федерации. Получение упомянутого подтверждения от Минпромторга России для предоставления таможенным органом при соблюдении иных установленных законодательством условий является достаточным основанием для применения льготы.

При этом не исключается возможность реализации права на льготу после выпуска товаров, поскольку законодательство о налогах и сборах не содержит обратных предписаний, в том числе не ограничивает возможность получения названного подтверждения после выпуска товаров, а первоначальное декларирование товаров без применения льготы не означает отказа от ее использования.

Иное не следует и из положений таможенного законодательства, определяющих порядок декларирования товаров.

Так, в подпункте 5 пункта 1 статьи 106 Таможенного кодекса Евразийского таможенного союза (далее - ТК ЕАЭС) предусмотрено, что в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о льготах по уплате таможенных платежей.

В силу положений статьи 108 данного Кодекса к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся в том числе документы, подтверждающие соблюдение целей и условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей (подпункт 8 пункта 1); документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, должны быть у декларанта на момент подачи таможенной декларации, за исключением случаев, когда исходя из особенностей таможенного декларирования товаров, установленных законодательством государств-членов о таможенном регулировании в соответствии с пунктом 8 статьи 104 настоящего Кодекса или определенных статьями 114 - 117 настоящего Кодекса, такие документы могут отсутствовать на момент подачи таможенной декларации (пункт 3).

Исходя из изложенного декларант должен подтвердить право на льготу на момент ввоза товара, если она заявлена в декларации, однако не ограничен в возможности заявить о праве на льготу после выпуска товаров.

В соответствии с пунктом 3 статьи 112 ТК ЕАЭС после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в декларации на товары, и сведений в электронном виде декларации на товары на бумажном носителе, производится в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и (или) определяемых Комиссией, по решению таможенного органа либо с разрешения таможенного органа.

В части 1 статьи 108 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению после выпуска товаров в случаях и в порядке, которые установлены Комиссией.

Согласно подпункту "д" пункта 11 Порядка внесения изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, утвержденного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 N 289 (далее - Порядок N 289), после выпуска товаров изменение (дополнение) сведений, заявленных в ДТ, производится при заявлении плательщиком после выпуска товаров сведений о применении льгот по уплате таможенных платежей, в том числе в связи с представлением в таможенный орган документов, являющихся основанием для предоставления таких льгот.

В данном случае суды установили, материалами дела подтверждается и таможней не оспаривается, что в сентябре 2020 года, до ввоза товара, общество обратилось в Минпромторг России с заявлением о подтверждении целевого назначения товаров, в дальнейшем задекларированных по ДТ 10216170/151120/0301611, и отсутствия их аналогов, которые производятся в Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявления Минпромторг России письмом от 23.11.2020 N ЦС-89636/19, то есть после ввоза товара, подтвердил целевое назначение задекларированных по ДТ N 10216170/151120/0301611 комплектующих для производства медицинских изделий и отсутствие их аналогов, производимых в Российской Федерации.

Получив письмо о целевом назначении товаров от 23.11.2020 N ЦС-89636/19, общество, реализуя предусмотренную Порядком N 289 процедуру, обратилось в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, а также представило полученное письмо Минпромторга России.

То обстоятельство, что представленный обществом документ, выданный Минпромторгом России, получен после таможенного оформления товаров, вопреки ошибочным таможенных органов и судов двух инстанций, не лишает ООО "Адъютор" возможности представлять его для подтверждения права на льготы при внесении изменений в сведения, указанные в ДТ.

На неотносимость письма Минпромторга России от 23.11.2020 N ЦС-89636/19 к ввезенным по ДТ N 10216170/151120/0301611 товарам таможня в ходе судебного разбирательства не ссылалась. Какие-либо противоречия либо несоответствия, исключающие возможность использования письма Минпромторга России в качестве документа, подтверждающего право на освобождение от уплаты НДС в отношении ввезенных товаров, судами также не установлены.

Таким образом, поскольку льгота в виде освобождения от уплаты НДС гарантирована пунктом 2 статьи 150 НК РФ и ее предоставление не ставится в зависимость от момента ввоза товара, а ограничено лишь установленным в абзаце 3 пункта 7 статьи 310 ТК ЕАЭС сроком нахождения товаров под таможенным контролем, принимая во внимание соблюдение обществом указанного трехлетнего срока и представление письма Минпромторга России от 23.11.2020 N ЦС-89636/19, подтверждающего соблюдение требований, необходимых для предоставления льготы по уплате НДС в отношении ввезенных комплектующих для медицинского изделия (тонометра), следует признать, что у таможни отсутствовали правовые основания для отказа заявителю во внесении заявленных изменений (дополнений) в спорную ДТ.

Выводы судебных инстанций об обратном основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда на основании части 2 статьи 288 АПК РФ подлежат отмене.

В качестве восстановления нарушенного права ООО "Адъютор" просило обязать таможню устранить допущенные нарушения путем внесения изменений в рассматриваемую ДТ с целью возврата НДС и осуществить возврат излишне уплаченного НДС в размере 3 584 927,31 руб.

Вместе с тем подлежащая возврату сумма излишне уплаченного по ДТ N 10216170/151120/0301611 налога судами двух инстанций не проверялась, соответствующие выводы в обжалуемых судебных актах отсутствуют.

Учитывая изложенное, так как для принятия законного и обоснованного решения требуются проверка расчета, произведенного заявителем, то есть установление обстоятельств, исследование и оценка доказательств, принятые судами по данному делу решение и постановление подлежат отмене, а дело в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

При новом рассмотрении судам следует учесть изложенное, проверить доводы сторон о подлежащей возврату сумме излишне уплаченного обществом НДС, дать этим доводам и представленным в дело доказательствам правовую оценку, и принять законный и обоснованный судебный акт.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

 

постановил:

 

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.02.2023 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2023 по делу N А56-95776/2022 отменить.

Направить дело в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области на новое рассмотрение.

 

Председательствующий

Е.Н.АЛЕКСАНДРОВА

 

Судьи

С.В.СОКОЛОВА

Е.И.ТРОЩЕНКО

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.

    Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.

    Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен

  • 21.04.2024  

    Оспариваемым решением обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.

    Итог: в


Вся судебная практика по этой теме »

Освобождение от обязанностей налогоплательщика
  • 23.04.2023  

    Налоговый орган принял решение вследствие того, что предприниматель не представил декларацию по НДС. Последний заявил, что перешел на УСН.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку факт применения предпринимателем в спорный период УСН доказан, а потому обязанность по представлению отчетности по НДС у него отсутствует.

  • 12.04.2023  

    Общество обратилось с заявлениями о внесении изменений в декларации, однако ему было отказано.

    Итог: требование удовлетворено в отношении некоторых деклараций, поскольку отказ является нарушающим права и законные интересы общества в части препятствования получения налоговой преференции и ведет к излишней уплате НДС. В части декларации отказано, поскольку представленное обществом регистрационное удостовере

  • 15.03.2023  

    Таможенный орган внес изменения в таможенную декларацию ввиду неправомерного освобождения общества от уплаты НДС в отношении ввезенного товара (картриджа медицинского).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку обществом не соблюдены установленные критерия для освобождения ввезенного спорного товара от уплаты НДС.


Вся судебная практика по этой теме »