Аналитика / Налогообложение / Основания для выполнения российской организацией функций налогового агента
Основания для выполнения российской организацией функций налогового агента
Иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль
02.11.2023Российский налоговый порталОтвет подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Лазукова Екатерина
Ответ прошел контроль качества
Возникают ли у российской организации обязанности налогового агента по налогу на прибыль при перечислении арендной платы организации – резиденту КНР, не имеющей представительства в РФ, за аренду офиса на территории КНР?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В данном случае основания для выполнения российской организацией функций налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль отсутствуют.
Обоснование вывода:
Иностранные организации, не осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства, но получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль (п. 1 ст. 246 НК РФ).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории налогоплательщиков является полученная ими прибыль, которой признаются доходы, полученные от источников в РФ, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ (п. 3 ст. 247 НК РФ).
В п. 1 ст. 309 НК РФ поименованы виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в РФ, относящиеся к доходам иностранной организации от источников в РФ и подлежащие обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты доходов (п. 1.1 ст. 309 НК РФ). К ним относятся в том числе доходы от сдачи в аренду имущества, используемого на территории РФ, доходы от предоставления в аренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ).
Принимая во внимание, что арендуемое в рассматриваемой ситуации недвижимое имущество (помещение офиса) находится за пределами территории РФ, считаем, что его нельзя признать используемым на территории РФ, а потому доход, получаемый китайской организацией, не подпадает под действие подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ (смотрите также письмо Минфина России от 08.09.2010 N 03-08-05).
Соответственно, российская организация - арендатор в данном случае не должна выполнять функции налогового агента по исчислению, удержанию и уплате налога на прибыль (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Заметим, что данная точка зрения согласуется с положениями Соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы (Пекин, 27 мая 1994 г.). Для доходов, полученных по договору аренды, данным Соглашением не предусмотрено самостоятельных правил налогообложения. К этим доходам, по мнению Минфина России, применимы положения ст. 21 "Другие доходы" (смотрите письмо Минфина России от 28.03.2016 N 03-08-05/17302), из которой следует, что доходы от аренды недвижимого имущества китайской организации, не осуществляющей деятельности в России через постоянное представительство, могут облагаться налогом только в КНР.



