Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 10.06.2022 г. № 03-04-05/55417

Письмо Минфина России от 10.06.2022 г. № 03-04-05/55417

Вопрос: О предоставлении имущественных вычетов по НДФЛ, в том числе в упрощенном порядке.

29.06.2022Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 10.06.2022 г. № 03-04-05/55417

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу совершенствования порядка предоставления налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и сообщает следующее.

На основании пункта 1 статьи 210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.

При определении размера налоговых баз в соответствии с пунктом 3 или 6 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, предоставляемых с учетом особенностей и в порядке, которые предусмотрены статьей 220 Кодекса.

Так, в соответствии с пунктом 7 статьи 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода.

Таким образом, применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц является правом налогоплательщика, носит заявительный характер, в том числе посредством его декларирования в подаваемой в налоговый орган налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц по окончании налогового периода.

Согласно пункту 1 статьи 80 Кодекса налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Также отмечаем, что положениями пункта 8 статьи 220 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю (далее - налоговый агент) при условии представления налоговым органом налоговому агенту подтверждения права налогоплательщика на получение имущественных налоговых вычетов.

Срок для подтверждения налоговым органом права на получение налогоплательщиком налоговых вычетов у налоговых агентов не должен превышать 30 календарных дней со дня подачи налогоплательщиком в налоговый орган соответствующего заявления и документов, предусмотренных подпунктом 6 пункта 3 и пунктом 4 статьи 220 Кодекса.

Таким образом, налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов как путем подачи в налоговый орган налоговой декларации, так и путем обращения с письменным заявлением к работодателю до окончания налогового периода без представления налоговой декларации.

Согласно пункту 1 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, если иное не предусмотрено главой 14 "Налоговый контроль" Кодекса.

Пунктом 2 статьи 88 Кодекса установлено, что камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), если иное не предусмотрено указанным пунктом.

Таким образом, срок, установленный статьей 88 Кодекса, позволяет налоговым органам провести контрольные мероприятия, направленные на подтверждение достоверности и полноты представленных налогоплательщиком данных, отраженных в налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, как с использованием информации, имеющейся в налоговом органе, так и путем проведения мероприятий налогового контроля, указанных в статьях 90 - 97 Кодекса.

Вместе с тем следует отметить, что трехмесячный пресекательный срок проведения камеральной налоговой проверки не препятствует налоговому органу завершить камеральную налоговую проверку до его истечения.

Одновременно сообщаем, что с 20 мая 2021 года вступили в силу положения статьи 221.1 Кодекса, введенные Федеральным законом от 20.04.2021 N 100-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", которыми установлено право налогоплательщиков на получение, в частности, имущественных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц в упрощенном порядке.

Пунктом 2 статьи 221.1 Кодекса установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, предоставляются налогоплательщику налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о получении налоговых вычетов в упрощенном порядке по окончании налогового периода не более чем за три года, предшествующие году подачи заявления, при наличии в налоговом органе представленных в соответствии с пунктом 2 статьи 230 Кодекса за соответствующие периоды сведений о доходах физического лица и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных налоговым агентом в бюджетную систему Российской Федерации. В заявлении налогоплательщик указывает для возврата денежных средств реквизиты открытого им счета в банке. Заявление должно быть сформировано и представлено налогоплательщиком в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В соответствии с пунктом 3 статьи 221.1 Кодекса в целях указанной статьи суммы имущественных налоговых вычетов определяются исходя из сведений, имеющихся в распоряжении налоговых органов, представленных налоговыми агентами или банками начиная с 1 января года, следующего за годом, в котором у налогоплательщика возникло право на соответствующий вычет, по формату, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в рамках обмена информацией в соответствии с правилами обмена информацией в целях предоставления налоговых вычетов в упрощенном порядке.

На основании абзаца шестого пункта 2 статьи 88 Кодекса камеральная налоговая проверка на основе заявления, указанного в пункте 2 статьи 221.1 Кодекса, проводится в течение 30 календарных дней со дня представления такого заявления, если иное не установлено Кодексом.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А.ЛЫКОВ

10.06.2022

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоги
Все новости по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все новости по этой теме »

Имущественные налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
Все новости по этой теме »

Налоги
Все статьи по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
Все статьи по этой теме »

Имущественные налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоги

Вся судебная практика по этой теме »

НДФЛ (Налог на доходы физических лиц, подоходный налог)
  • 08.02.2017   Нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. Налоговая выгода может быть признана необоснованной если, налоговым органом будет доказано, что налогоплательщику должно быть известно о нарушениях допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированное налогоплательщика с контрагентом.
  • 22.08.2016   Суды пришли к обоснованному выводу о том, что налоговый орган правомерно определил дату фактического получения физическими лицами дохода и обязанность Предприятия перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц как день выплаты налогоплательщику дохода и дату фактического получения дохода (сумм, подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц), и с которого Предприятием был удержан этот налог на доходы физических лиц (не включая авансы). В обязан
  • 01.08.2016   Суд, с учетом выводов изложенных выше по НДФЛ (в части выручки), а также того, что при переводе налогоплательщика на другую систему налогообложения ретроспективно по результатам налоговой проверки, подлежат учету все документы в подтверждение права на вычет по НДС, вне зависимости от того, что данные вычеты не были заявлены в установленном порядке, признал расчет предпринимателя по налоговым обязательствам по НДС, изложенный в исковом заявлении, обоснованн

Вся судебная практика по этой теме »

Имущественные налоговые вычеты
  • 17.05.2017  

    Изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 146-ФЗ в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественного налогового вычета при передаче средств (имущества) участнику в случае ликвидации общества. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2016 года, законодатель им обратной силы не придал.

  • 23.03.2017  

    Суды пришли к выводу о том, что предприниматель в нарушение ст. 210 НК РФ необоснованно уменьшил доход, полученный от распределяемого имущества ликвидируемых обществ, на стоимость оплаченных вкладов в уставные капиталы обществ, что привело к занижению дохода на сумму 11 млн руб. и занижению НДФЛ.

  • 20.11.2014  

    Судебные инстанции пришли к выводу о том, что банк правомерно до даты получения от налогоплательщиков (работников банка) уведомлений налогового органа о подтверждении их права на имущественный вычет за спорный налоговый период и соответствующих заявлений работников удерживал с их доходов НДФЛ без применения имущественного вычета, а после предоставления этих документов предоставил указанным налогоплательщикам имущественный налоговый вычет за весь налогов


Вся судебная практика по этой теме »

Полезная информация для налогоплательщика
  • 27.04.2022  

    О привлечении бывшего руководителя должника к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку нахождение должника в процедуре банкротства само по себе не свидетельствует о неэффективном управлении и наличии оснований для привлечения бывшего руководителя к субсидиарной ответственности по указанному основанию.

  • 04.04.2022  

    Обществу отказано в предоставлении субсидий как субъекту малого и среднего предпринимательства, ведущему деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как примененный судами при разрешении спора формальный подход не может быть признан правильным, исходя из целей и условий полу

  • 14.03.2022  

    Налогоплательщик указал, что в связи с принятым налоговым органом решением о приостановлении расходных операций по счетам налогоплательщик фактически был лишен возможности вести предпринимательскую деятельность.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку вступившим в законную силу судебным актом признано недействительным решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.


Вся судебная практика по этой теме »