
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июля 2007 года Дело N А42-8322/2006
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июля 2007 года Дело N А42-8322/2006
Поскольку согласно пункту 5 статьи 173 НК РФ и на Кооперативе лежала лишь обязанность по перечислению выделенного в счете-фактуре и неправомерно полученного от покупателя налога на добавленную стоимость, плательщиком налога на добавленную стоимость Кооператив не являлся, то у налоговой инспекции не было оснований ни для начисления пеней, ни для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ.
23.07.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июля 2007 года Дело N А42-8322/2006
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Клириковой Т.В., судей Корпусовой О.А., Морозовой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Тундра" и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области на решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.07 (судья Быкова Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.07 (судьи Петренко Т.И., Горбачева О.В., Протас Н.И.) по делу N А42-8322/2006,
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Тундра" (далее - Кооператив) обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области (далее - налоговая инспекция) от 20.11.06 N 2044.
Решением суда от 02.02.07, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.07, заявленные требования удовлетворены частично: решение налоговой инспекции признано недействительным в части привлечения Кооператива к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 189774 рублей 20 копеек, начисления и предложения уплатить 303469 рублей 35 копеек пени. В удовлетворении остальной части заявленных требований Кооперативу отказано.
В кассационной жалобе Кооператив, указывая на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и постановление судов в части отказа в удовлетворении заявленных требований.
В своей кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение и постановление судов в части удовлетворения заявленных требований.
Налоговая инспекция и Кооператив о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела проверку соблюдения налогового законодательства Кооперативом за период с 01.01.04 по 31.12.04, о чем составлен акт от 24.10.06 N 682. По результатам проверки вынесено решение от 20.11.06 N 2044 о привлечении Кооператива к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями.
В ходе проверки установлено, что в период с января по май 2004 года Кооператив, находившийся на общей системе налогообложения, исчислял и уплачивал в общем порядке налог на добавленную стоимость от реализации, применяя налоговые вычеты и представляя соответствующие декларации по налогу на добавленную стоимость.
Кооператив 25.05.04 подал в налоговую инспекцию заявление о переходе с 01.01.04 на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Налоговая инспекция 11.06.04 направила Кооперативу уведомление о возможности применения с 01.01.04 системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.
В оспариваемом решении налоговая инспекция указывает, что поскольку Кооператив с 01.01.04 перешел на уплату единого сельскохозяйственного налога и перестал быть плательщиком налога на добавленную стоимость, то является неправомерным предъявление в течение января - мая 2004 года к вычету сумм налога на добавленную стоимость, в то время как указанные Кооперативом в счетах-фактурах суммы налога на добавленную стоимость при реализации должны были быть уплачены в бюджет в силу пункта 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с изложенным налоговая инспекция доначислила Кооперативу суммы заниженного налога на добавленную стоимость с соответствующими пенями и привлекла его к ответственности за неполную уплату налога.
Кооператив полагает, что в силу пункта 8 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации, подлежавшего применению с 01.01.04, принятые до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога к вычету суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе истца на уплату единого сельскохозяйственного налога восстановлению (уплате в бюджет) не подлежали.
Согласно пункту 1 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подают в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.
Статьей 2 Федерального закона N 147-ФЗ от 11.11.03 "О внесении изменений в главу 26.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 147-ФЗ) предусмотрено, что организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в 2004 году, вправе до 1 февраля 2004 г. подать в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном статьей 1 настоящего Федерального закона в части внесения изменения в статью 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
В указанную норму Федеральным законом N 16-ФЗ от 05.04.04 были внесены изменения, согласно которым срок подачи заявлений в налоговый орган продлен до 1 июня 2004 года. В силу статьи 3 данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.
При этом статья 346.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации дополнена пунктом 8, в соответствии с которым суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не подлежат.
Согласно пункту 1 статьи 346.7 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый период по единому сельскохозяйственному налогу составляет один год.
В рассматриваемом случае заявление на переход на уплату единого сельскохозяйственного налога в 2004 году Кооперативом было подано в мае 2004 года, но переход состоялся с 01.01.04. Начиная с 01.01.04 Кооператив перестал признаваться налогоплательщиком налога на добавленную стоимость на основании специальной нормы - статьи 2 Федерального закона N 147-ФЗ.
Пункт 8 статьи 346.3 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае не подлежит применению, поскольку в нем говорится о суммах налога на добавленную стоимость, принятых к вычету до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, то есть в применении к рассматриваемому случаю - до 01.01.04.
Следовательно, Кооператив неправомерно применял налоговые вычеты в период с 01.01.04, поскольку в этот период плательщиком налога на добавленную стоимость не являлся.
Вместе с тем правильным является и вывод суда о том, что суммы налога на добавленную стоимость, указанные им при реализации товаров в период с января по май 2004 года, Кооператив должен перечислить в бюджет.
В соответствии с пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется следующими лицами в случае выставления ими покупателю счета-фактуры с выделением суммы налога: лицами, не являющимися налогоплательщиками, или налогоплательщиками, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога; налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, переданном покупателю товаров (работ, услуг).
Материалами дела подтверждается, что Кооператив выставлял в январе - мае 2004 года покупателям товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость, вел книгу продаж.
Таким образом, Кооператив, выставляя покупателям товаров (работ, услуг) счета-фактуры с выделением налога на добавленную стоимость, имеет обязанность по уплате в бюджет сумм налога на добавленную стоимость, полученных от покупателей по выставленным заявителем в 2004 году счетам-фактурам.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали Кооперативу в признании недействительным решения налоговой инспекции в части доначисления налога на добавленную стоимость.
Судами также сделан обоснованный вывод о неправомерном применении ответственности на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и начислении Кооперативу пени за несвоевременную уплату налога на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку Кооператив в 2004 году не являлся плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Статья 122 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия).
Поскольку согласно пункту 5 статьи 173 Налогового кодекса Российской Федерации на Кооперативе лежала лишь обязанность по перечислению выделенного в счете-фактуре и неправомерно полученного от покупателя налога на добавленную стоимость, плательщиком налога на добавленную стоимость Кооператив не являлся, то у налоговой инспекции не было оснований ни для начисления пеней, ни для привлечения его к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 02.02.07 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.07 по делу N А42-8322/2006 оставить без изменения, а кассационные жалобы сельскохозяйственного производственного кооператива "Тундра" и Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Мурманской области в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Председательствующий
КЛИРИКОВА Т.В.
Судьи
КОРПУСОВА О.А.
МОРОЗОВА Н.А.
Темы: Налоги  НДС  Оформление счетов-фактур  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 18.09.2025 Песков не стал комментировать, обсуждается ли повышение НДС
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 04.10.2025
Решением налогоплательщику
начислены НДС, налог на прибыль, пени в связи с неправомерным применением налоговых вычетов по НДС и искусственным занижением базы по налогу на прибыль в результате создания формального документооборота.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом доказано, что контрагенты налогоплательщика обладали признаками технических организаций, являлись учас
- 04.10.2025
Начислены НДС,
пени, штраф ввиду наличия у контрагентов признаков "технических" организаций и отсутствия документального подтверждения наличия у налогоплательщика поставленного ими объема товара.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт поставки товара спорными контрагентами налоговый орган не опроверг, но учтено, что участниками сделок являлись лица, не выполняющие своих налоговых
- 04.10.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как у контрагентов отсутствовали ресурсы для выполнения работ, реальную финансово-хозяйственную деятельность они не осуществляли, работы были выполнены силами самого налогоплательщика, а также неустановленными физическими лицами, подтверждено создание формально
- 08.09.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС и пени, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что поставка контрагентами товаров налогоплательщику носила реальный характер и что при заключении договоров поставки налогоплательщик не преследовал цель уклониться от налогообложения.
- 23.08.2024
Налоговым органом
отказано в возмещении НДС, поскольку установлено наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальности хозяйственных операций с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 18.08.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как подтверждено создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 15.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 03-07-11/33597
- 11.02.2025 Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-07-09/4132
- 26.12.2024 Письмо Минфина России от 13.11.2024 г. № 03-07-11/111805
Комментарии