Судебные дела / Постановления / Постановление ВАС РФ от 5 июня 2007 г. № 877/07
Постановление ВАС РФ от 5 июня 2007 г. № 877/07
Норма, содержащаяся в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятие «экспортируемые» должно толковаться вне связи с таможенным режимом экспорта. Использованное в данной норме понятие «товары, экспортируемые за пределы территории Российской Федерации» означает товары, вывозимые за пределы территории Российской Федерации.
05.06.2007ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
№ 877/07 от 5 июня 2007 г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Исайчева В.Н.;
членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Завьяловой Т.В., Иванниковой Н.П., Козловой А.С., Козловой О.А., Маковской А.А., Сарбаша С.В., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. — рассмотрел заявление открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2006 по делу № А40-8 1805/05-151-259, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.10.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 — Беляева Р.Т., Борзаева П.В., Озерова А.А.
Заслушав и обсудив доклад судьи Маковской А.А., а также объяснения представителей участвующего в деле лица, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество «Владивостокский морской торговый порт» (далее — общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 (далее — инспекция) от 19.08.2005 № 40 в части отказа в возмещении 1 284 059 рублей 16 копеек налога на добавленную стоимость за апрель 2005 года.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2006 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 03.10.2006 оставил решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре названных судебных актов в порядке надзора общество просит отменить их, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иных публичных интересов, и передать дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
По мнению заявителя, при рассмотрении дела судами необоснованно сделан вывод о неправомерном применении обществом налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при реализации работ (услуг), связанных с перевозкой товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории. Кроме того, заявитель считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправомерно не приняли его доводы о заявлении обществом к вычету сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных по счетам-фактурам, внесенным в книгу покупок общества, но не зарегистрированным контрагентами в книгах продаж и книгах покупок.
В отзыве на заявление инспекция просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, отзыве на него и выступлениях присутствующих в заседании представителей инспекции, Президиум считает, что заявление подлежит удовлетворению в части отказа судами в признании недействительным решения инспекции в отношении отказа в возмещении 36 208 рублей 52 копеек налога на добавленную стоимость по следующим основаниям.
По результатам камеральной проверки представленной обществом налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за апрель 2005 года с приложением пакета документов инспекцией вынесено решение от 19.08.2005 № 40 о возмещении 1 715 680 рублей 75 копеек и об отказе в возмещении 1 284 059 рублей 16 копеек налога.
Признавая необоснованным применение обществом ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям реализации работ (услуг), связанных с сопровождением товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории, на сумму 267 366 рублей 86 копеек, инспекция указала на то, что к таким услугам норма подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающая право на применение ставки О процентов при реализации работ (услуг) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, не применяется, эти услуги подлежат обложению налогом на добавленную стоимость на общих основаниях.
Суды трех инстанций признали этот вывод обоснованным. Однако он не соответствует нормам налогового и таможенного законодательства.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия судебных актов, обложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке О процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров. В силу абзаца второго подпункта 2 положения этого пункта распространяются на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, экспортируемых за пределы территории Российской Федерации и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и на иные подобные работы (услуги).
При этом в соответствии со статьей 58 Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 года, действовавшего в Российской Федерации на момент вступления в силу указанной нормы Налогового кодекса Российской Федерации, переработка товаров на таможенной территории представляла собой таможенный режим, при котором иностранные товары используются в установленном порядке для переработки на таможенной территории Российской Федерации без применения мер экономической политики и с возвратом сумм ввозных таможенных пошлин и налогов при условии вывоза в таможенном режиме экспорта продуктов переработки за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Таким образом, на момент принятия нормы, изложенной в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, она распространялась на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке товаров, помещенных под режим переработки на таможенной территории Российской Федерации и вывезенных за пределы Российской Федерации, поскольку данные товары подлежали вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта.
В настоящее время в силу прямого указания, содержащегося в пункте 1 статьи 173 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года, в отношении ввезенных товаров, помещаемых под таможенный режим переработки на таможенной территории, применяется полное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов при условии вывоза продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации в определенный срок. В соответствии с пунктом 1 статьи 177 Таможенного кодекса Российской Федерации срок переработки товаров не должен превышать двух лет.
В силу пункта 1 статьи 185 Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 года не позднее дня истечения срока переработки таможенный режим переработки на таможенной территории должен быть завершен вывозом продуктов переработки с таможенной территории Российской Федерации либо помещением ввезенных товаров и продуктов их переработки под иные таможенные режимы. При этом вывоз продуктов переработки возможен только в режиме переработки на таможенной территории.
С учетом изложенного, а также того, что норма, содержащаяся в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, не имеет указания на какой-либо таможенный режим, понятие «экспортируемые» должно толковаться вне связи с таможенным режимом экспорта. Использованное в данной норме понятие «товары, экспортируемые за пределы территории Российской Федерации» означает товары, вывозимые за пределы территории Российской Федерации.
Обоснованность такого толкования этой нормы подтверждается изменением, внесенным в абзац второй подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 22.07.2005 № 119-Ф3, в соответствии с которым положение названного подпункта распространяется на работы (услуги) по перевозке или транспортировке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями.
Следовательно, в силу абзаца второго подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке Товаров, помещенных под таможенный режим переработки товаров на таможенной территории Российской Федерации и вывезенных за пределы территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке О процентов.
Правомерность применения налоговой ставки О процентов подтверждается представлением обществом в инспекцию в соответствии со статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации всех необходимых документов, в том числе грузовых таможенных деклараций, свидетельствующих о том, что товар был вывезен. Данный факт установлен судами и налоговым органом не оспаривается.
Таким образом, применение обществом налоговой ставки О процентов по налогу на добавленную стоимость при осуществлении им операций по транспортировке товаров, которые в соответствии с действующим таможенным законодательством были помещены под таможенный режим переработки на таможенной территории и вывезены за пределы таможенной территории Российской Федерации в этом же таможенном режиме, а не в таможенном режиме экспорта, является правомерным.
Никаких иных возражений и замечаний по поводу представленных обществом документов в подтверждение своего права на возмещение налога на добавленную стоимость по указанным операциям инспекцией в решении от 19.08.2005 40 не приводится.
При таких обстоятельствах следует признать: судебные акты в части отказа в удовлетворении требования общества о признании недействительным решения налогового органа от 19.08.2005 № 40 в части отказа в возмещении 36 208 рублей 52 копеек налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с услугами по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим переработки, на сумму 267 366 рублей 86 копеек нарушают публичные интересы и препятствуют формированию единообразной практики арбитражных судов в толковании и применении норм права, что является основаниями к их отмене, предусмотренными пунктами 1 и З статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Налог на добавленную стоимость в сумме 36 208 рублей 52 копеек, в возмещении которого было отказано обществу, отражен в приложении № 2 к решению инспекции от 19.08.2005 № 40, в отзыве инспекции на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора и обществом не оспаривается.
При этом доводы общества о незаконности решения налогового органа в части отказа в возмещении других сумм налога на добавленную стоимость подлежат отклонению, поскольку, как было установлено инспекцией, представленные обществом счета-фактуры не были зарегистрированы в книгах продаж и книгах покупок контрагентов общества, что заявителем не оспаривается.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом З части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 16.02.2006 по делу № А40-8 1805/05-151-259, постановление девятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2006 и постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 03.10.2006 по тому же делу в части отказа в удовлетворении требования открытого акционерного общества «Владивостокский морской торговый порт» о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 19.08.2005 № 40 в отношении отказа в возмещении 36 208 рублей 52 копеек налога на добавленную стоимость отменить.
Признать решение Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам № 6 от 19.08.2005 3Ч 40 в части отказа в возмещении открытому акционерному обществу «Владивостокский морской торговый порт» 36 208 рублей 52 копеек налога на добавленную стоимость недействительным.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Председательствующий В.Н. Исайчев
Темы: Налоги  НДС  Подтверждение права на получения возмещения НДС по ставке 0%  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 22.04.2024 В РФ упростили подтверждение права на обнуление НДС при экспорте товаров и услуг
- 18.04.2024 Заявление на ускоренное возмещение НДС будет сдаваться по новой форме
- 17.04.2024 В Уфе директора «Стройиндустрии» будут судить за неуплату НДС на 122 млн
- 11.09.2018 Какие документы надо собрать для подтверждения 0% ставки НДС при экспорте?
- 23.08.2018 Для подтверждения нулевой ставки по НДС отметка о выпуске товаров на таможенной декларации не нужна
- 19.04.2018 АКИТ просит упростить порядок подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Смена транспорта при экспорте товара – с какой даты отсчитывать 180 дней для подтверждения экспорта?
- 24.09.2021 Подтвердить право на применение нулевой ставки НДС станет проще
- 25.08.2021 Нулевая ставка НДС. Уточнили перечень иностранных представительств, для которых при реализации товаров будет применяться ставка НДС 0%
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 09.11.2022
Налоговый орган
предложил уменьшить УСН, исчисленный в завышенном размере, доначислил НДС, НДФЛ, налог на имущество физических лиц, начислил пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком схемы ухода от налогообложения путем "дробления бизнеса" с использованием подконтрольных лиц, применяющих специальный режим налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доводы налогово
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
предпринимателю доначислены НДФЛ и НДС, а также соответствующие пени и штрафы в связи с неправомерным применением специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход и неуплатой налогов по общей системе налогообложения.Встречное требование: О взыскании НДФЛ, НДС, пеней, штрафов.
Итог: основное требование удовлетворено в части, встречное требование удовлетворен
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль, НДС, НДФЛ, пени и штрафы, предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС, неподтверждением несения затрат по нереальным сделкам, неполным и несвоевременным перечислением НДФЛ и непредставлением документов по требованиям налогового органа.Итог: в
- 14.02.2024
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о занижении налогоплательщиком налоговой базы и подлежащих уплате в бюджет налогов в результате завышения расходов и включения в налоговые вычеты НДС по хозяйственным операциям с контрагентами в отсутствие реальных хозяйственных операций.Итог: требование удовлетворено в части эпизодов по сделкам с некоторыми контрагентами, посколь
- 21.11.2022
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф в связи с выводами о неправомерном принятии к вычету по НДС сумм, выставленных контрагентами по ставке 18 процентов вместо 0 процентов, а также неправомерном учете в составе внереализационных расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, суммы безнадежных долгов при наличии неиспользованного резерва по сомнительным долгам.Итог: в
- 27.11.2019
Налоговый орган
отказал в возмещении НДС, указывая, что налогоплательщик достоверно не подтвердил реализацию спорного товара на экспорт и факт вывоза товара.Итог: требование удовлетворено, поскольку факт экспорта каменного угля и обоснованность применения ставки 0 процентов по НДС общество подтвердило документально.
- 21.03.2024 Письмо Минфина России Вопрос: Об определении размера совокупной обязанности по ЕНС.
- 05.03.2024 Письмо Минфина России от 08.02.2022 г. № 03-04-05/8313
- 15.06.2023 Письмо ФНС России от 02.06.2023 г. № ЗГ-3-8/7361
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-03-06/3/21025
- 23.04.2024 Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
- 03.04.2024 Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511
- 22.02.2023 Письмо Минфина России от 12.01.2023 г. № 03-07-08/1323
- 24.01.2023 Письмо Минфина России от 09.12.2022 г. № 03-07-11/121016
- 11.01.2023 Письмо Минфина России от 28.11.2022 г. № 03-07-11/115976
Комментарии