
Судебные дела / Постановления / Постановление ВАС РФ от 17 апреля 2007 г. № 14386/06
Постановление ВАС РФ от 17 апреля 2007 г. № 14386/06
Независимо от правомерности заявленных налогоплательщиком вычетов инспекция в соответствии с положениями статьи 88, пункта 4 статьи 176 Кодекса обязана проверить представленную налогоплательщиком декларацию и приложенные к ней документы и принять решение
17.04.2007ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
17 апреля 2007 г. № 14386/06
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего-ПредседателяВысшего Арбитражного Суда Российской Федерации Иванова А.А.;
членов Президиума: АндреевойТ.К. ,БабкинаА.И.,
Валявиной Е.Ю., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Козловой А.С., Козловой О.А., Сарбаша СВ., Слесарева В.Л., Юхнея М.Ф. -
рассмотрел заявление открытого акционерного общества "Авиакомпания "Авиакон Цитотранс" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2006по делу№А60-5847/06-С10 и постановленияФедерального арбитражногосуда Уральского округа от 02.08.2006 по тому же делу.
В заседании приняли участие представители:
от заявителя - открытого акционерного общества "Авиакомпания "Авиакон Цитотранс" - Истомина Е.В.;
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району городаЕкатеринбурга- Бочаров В.Н.
Заслушав и обсудив доклад судьи Сарбаша СВ., а также объяснения представителей участвующих в деле лиц, Президиум установил следующее.
Открытое акционерное общество "Авиакомпания "Авиакон Цитотранс" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее - инспекция, налоговый орган), выразившегося в отказе в возмещении 791 820 рублей налога на добавленную стоимость по уточненной декларации за сентябрь 2003 года и об обязании инспекции принять решение о возмещении указанной суммы налога.
Решением суда первой инстанции от 02.05.2006 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 02.08.2006 решение суда оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов, общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, Президиум считает,что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, заявленное обществом требование -удовлетворению по следующим основаниям.
Общество 20.10.2003 представило в инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 процентов за сентябрь 2003 года и документы, предусмотренные статьей 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в обоснование применения 985 009 рублей налоговых вычетов.
По результатам камеральной проверки этой декларации инспекцией принято решение от 20.01.2004 № 03-05/7/1 об отказе в возмещении указанной суммы налога на добавленную стоимость в связи с неподтверждением обоснованности применения налоговых вычетов.
Общество 24.08.2005 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов за тот же налоговый период, в которой заявило к возмещению 791 820 рублей налоговых вычетов.
По итогам рассмотрения этой декларации решение инспекцией не вынесено, возмещение налога не произведено.
Отказывая в удовлетворении заявленного обществом требования, суд первой инстанции указал, что поданная обществом 24.08.2005 налоговая деларация не является уточненной. Представление декларации, по которой уже имеется решение налогового органа, направлено на получение нового решения инспекции по данному периоду. Налог на добавленную стоимость не может быть заявлен к возмещению за период, в котором не был собран полный пакет документов,приналичии принятого инспекцией решения по налоговой декларации за названный налоговый период. Суд счел, что у инспекции в данном случае отсутствует обязанность рассматривать по существу вопрос об обоснованности заявления вычетов по уточненной налоговой декларации за сентябрь 2003, и сделал вывод об отсутствии неправомерного бездействия налогового органа.
Вывод суда первой инстанции поддержан судом кассационной инстанции.
Между тем такая позиция судов является ошибочной.
Кодекс не запрещает налогоплательщику, обнаружившему факты неотражения (неполного отражения) сведений в ранее поданной декларации, внести необходимые изменения и дополнения в декларацию того налогового периода, к которому относятся операции и выплаты по ним, применительно к правилам, содержащимся в статье 81 Кодекса. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2005 №1321/05.
При этом независимо от правомерности заявленных налогоплательщиком вычетов инспекция в соответствии с положениями статьи 88, пункта 4 статьи 176 Кодекса обязана проверить представленную налогоплательщиком декларацию и приложенные к ней документы и принять решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в их возмещении. Кодекс устанавливает исключение только для случаев, когда налоговая декларация подана налогоплательщиком по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода (пункт 2 статьи 173 Кодекса).
Невыполнение инспекцией возложенных на нее обязанностей влечет нарушение прав налогоплательщика.
Представление обществом уточненной налоговой декларации само по себе не может рассматриваться в качестве основания для отказа налогоплательщику в применении налоговых вычетов, поскольку они непосредственно связаны с теми экспортными операциями, правомерность применения налоговой ставки О процентов по которым была подтверждена инспекцией применительно к конкретному налоговому периоду.
При названных обстоятельствах обжалуемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежат отмене в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 3 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02.05.2006 по делу № А60-5847/06-С10 и постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 02.08.2006 по тому же делу отменить.
Признанатьнезаконнымбездействиедолжностныхлиц ИнспекцииФедеральнойналоговойслужбыпоВерх-Исетскому
району города Екатеринбурга, выразившееся в отказе в возмещении 791 820 рублей налога на добавленную стоимость по уточненной декларации за сентябрь 2003 года, и обязать инспекцию принять решение о возмещении указанной суммы налога.
Председательствующий
А.А.Иванов
Темы: Налоги  НДС  Порядок возмещения НДС  Налоговая Декларация. Внесение изменений в налоговую декларацию  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 21.09.2025 Шохин: рост НДС вызовет инфляцию, рост цен и повышение ключевой ставки
- 18.09.2025 Песков не стал комментировать, обсуждается ли повышение НДС
- 29.06.2023 Путин поторопил кабмин с возвратом НДС туроператорам
- 23.08.2022 Как получить ускоренное возмещение НДС в заявительном порядке?
- 21.07.2022 В Крыму коммунальная компания незаконно возместила 400 млн рублей НДС
- 26.05.2025 Первая декларация по туристическому налогу: ФНС указала на типичные ошибки
- 07.04.2025 Налоговая введет новую форму единой декларации
- 25.03.2024 Единую упрощенную декларацию можно будет сдавать реже
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 10.08.2022 Ремонт имущества и восстановительные работы. Нужно ли восстановить НДС?
- 23.03.2022 ФНС ускорила предоставление налоговых вычетов для россиян
- 26.12.2019 Вновь созданная компания с «нулевой» деятельностью – порядок возмещения НДС
- 13.10.2022 Виноградари представляют урожайную декларацию
- 01.09.2022 ФНС России должна самостоятельно исключать из учета ошибочно принятые декларации
- 30.08.2022 Введены новые коды операций для декларации по НДС
- 24.07.2025
Заявитель указывает,
что у него образовалась переплата по налогу на прибыль организаций.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем пропущен трехлетний срок для обращения за возвратом переплаты.
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 01.10.2025
Налоговый орган
доначислил НДС и штраф, указав на сознательное искажение обществом фактов хозяйственной жизни, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, путем создания формального документооборота с контрагентами с целью завышения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку содержащиеся в представленных обществом для получения налоговой выгоды докумен
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота по договорам поставки нефтепродуктов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку контрагенты в отсутствие основных средств и производственных мощностей имеют признаки технических компаний, расчеты по сделкам не проводились, осуществление поставок не доказано, основания для списания горюче-
- 01.10.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате формального заключения с взаимозависимыми организациями сделок по поставке товаров и приобретению недвижимого имущества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность хозяйственных операций первичными документами не подтверждена, создание формального документооборота направлено на получение необоснованной налоговой выг
- 28.09.2025
Налоговый орган
отказал в возмещении НДС и привлечении к налоговой ответственности ввиду приобретения товаров (работ, услуг), оплаченных из бюджета за счет средств субсидий, отсутствия ведения раздельного учета сумм налога.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку вывод о необходимости ведения раздельного учета недостаточно обоснован.
- 06.08.2025
Оспариваемыми решениями
обществу предложено уменьшить сумму НДС, излишне заявленную к возмещению, отказано в возмещении части заявленного к возмещению НДС в связи с необоснованным заявлением к возмещению НДС по сделкам с контрагентами, не осуществляющими реальную финансово-хозяйственную деятельность.Итог: требование удовлетворено, так как обществом соблюдены все условия для принятия к вычету сумм НД
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 19.07.2023
Налогоплательщик указывал
на неотражение в карточке расчетов с бюджетом данных уточненной налоговой декларации по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку декларация подана за пределами трехлетнего срока, наличие объективных препятствий для своевременной подачи уточненной налоговой декларации не доказано.
- 23.08.2017
Суд правильно
указал на отсутствие у инспекции права отказать в принятии налоговой декларации, поданной в установленной форме. Подача уточненной налоговой декларации в период проведения и после окончания выездной налоговой, так же, как и после принятия решения по результатам такой проверки, не запрещены. Налогоплательщик не ограничен сроком на представление уточненной налоговой декларации, в том числе и в случае, когда по ре - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 21.07.2025 Письмо Минфина России от 27.05.2025 г. № 03-05-04-06/51626
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 16.05.2025 г. № 03-02-08/48073
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 25.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44607
- 15.07.2025 Письмо Минфина России от 05.05.2025 г. № 03-07-11/44612
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 11.09.2024 Письмо ФНС России от 03.09.2024 г. № СД-17-3/2581@
- 16.08.2024 Письмо Минфина России от 21.06.2024 г. № 03-07-08/57623
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 23.10.2023 г. № 03-07-11/100562
- 04.06.2025 Письмо Минфина России от 03.04.2025 г. № 03-03-06/1/32867
- 27.05.2025 Письмо Минфина России от 11.03.2025 г. № 03-04-05/23900
- 30.08.2024 Письмо ФНС России от 13.08.2024 г. № ЗГ-2-15/11593
Комментарии