
Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №108-O от 21.06.2000
Определение КС РФ №108-O от 21.06.2000
Поскольку самозанятые граждане (к ним относится и заявитель) осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное решение означало бы переложение бремени участия самозанятых граждан в образовании этого Фонда на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц.
21.06.2000Определение Конституционного Суда РФ
от 21 июня 2000 г. № 108-О
"По жалобе гражданина Серкина Олега Юрьевича на нарушение его конституционных прав пунктами 4 и 5 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и пунктами 2 и 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России)"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В.Баглая, судей Н.С.Бондаря, Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева, Л.М.Жарковой, Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, Т.Г.Морщаковой, Н.В.Селезнева, А.Я.Сливы, В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалобы гражданина О.Ю.Серкина требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", установил:
1. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 2 июля 1998 года с гражданина О.Ю.Серкина, зарегистрированного 21 апреля 1995 года в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, были взысканы не уплаченные им в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за 1995-1996 годы.
Полагая, что уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации должна быть не обязательной, а добровольной, гражданин О.Ю.Серкин обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой о проверке конституционности пунктов 4 и 5 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, а также пунктов 2 и 4 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации (России), утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 2 января 2000 года), которые, по его мнению, противоречат
статьям 2, 7,
8, 15,
17, 18,
19, 55 и
57 Конституции Российской Федерации.
Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации в пределах своих полномочий на основании части второй статьи 40 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" уведомлял гражданина О.Ю.Серкина о несоответствии его жалоб требованиям названного Закона. Однако в жалобе, поступившей 23 марта 2000 года, заявитель настаивает на принятии Конституционным Судом Российской Федерации решения по поставленным им вопросам.
2. Нормы, которые оспаривает заявитель, непосредственно не решают вопрос об обязательности уплаты страховых взносов. В соответствии с ними средства Пенсионного фонда Российской Федерации формируются за счет страховых взносов различных категорий плательщиков, в том числе граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, которые должны быть зарегистрированы в качестве плательщиков в соответствующих отделениях Фонда; страховые взносы уплачиваются ими с тех видов их доходов и в те сроки, которые определены для этой категории самозанятых граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц.
Обязанность же по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, как вытекающая из принципа солидарности поколений (нынешнее поколение обязано содержать предшествующее), закреплена в ряде законов - Федеральном законе от 1 апреля 1996 года "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования", Федеральном законе от 16 июля 1999 года "Об основах обязательного социального страхования", Налоговом кодексе Российской Федерации (часть 1), а также в федеральных законах о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды на соответствующие годы, в том числе на 1995 и 1996 годы.
Анализируя социально-правовую природу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации в
постановлении от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" указал, что
сущностным признаком государственного пенсионного страхования является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов страхователями и застрахованными в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом обязательность выражается в том, что отношения по государственному пенсионному страхованию возникают в силу закона, т.е. независимо от воли его участников; поскольку страховые взносы в названный Фонд представляют собой установленные федеральным законом особые обязательные платежи, при их установлении должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничению прав и свобод граждан
(статья 55, части 2 и
3; статья 57 Конституции Российской Федерации).
Приведенная правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации применительно к Федеральному закону от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", распространяется и на иные федеральные законы о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, которые принимаются ежегодно и воспроизводят, как правило, те же нормы. В связи с этим и с учетом требования статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" об обязательности решений Конституционного Суда Российской Федерации на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений указанная правовая позиция распространяется и на Федеральные законы 1995 года и 1996 года, на основании которых заявитель был обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, как следует из правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в
постановлении от 23 декабря 1999 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1, 2, 4 и 6 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", положение статьи 6 (часть 2) Конституции Российской Федерации о том, что каждый гражданин Российской Федерации обладает равными правами и несет равные обязанности, применительно к государственному пенсионному страхованию означает не только равные права на получение государственных пенсий, но и равные обязанности в несении бремени по образованию Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку самозанятые граждане (к ним относится и заявитель) осуществляют свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности на свой страх и риск, на государстве не лежит обязанность уплачивать за них страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Иное решение означало бы переложение бремени участия самозанятых граждан в образовании этого Фонда на другие категории граждан, что противоречило бы конституционным принципам справедливости и недопустимости такого осуществления прав и свобод, которым нарушаются права и свободы других лиц
(статья 17, часть 3, Конституции Российской Федерации).
3. Законодатель, регламентируя реализацию конституционной обязанности по уплате страховых взносов, вправе предусмотреть в федеральном законе организационно-учетные правила их уплаты (сроки уплаты, порядок регистрации в Пенсионном фонде Российской Федерации плательщиков страховых взносов и др.), в том числе в целях исключения злоупотреблений в этой области.
Следовательно, оспариваемые нормы не могут рассматриваться как затрагивающие конституционный принцип равенства перед законом или как устанавливающие недопустимые ограничения каких-либо прав заявителя.
4. Оспариваемый О.Ю.Серкиным пункт 5 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) утратил силу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2288, т.е. задолго до обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации, в его деле не применялся и не мог быть применен как в силу названного обстоятельства, так и вследствие того, что был адресован Верховному Совету Российской Федерации.
Следовательно, жалоба О.Ю.Серкина в этой части не может быть признана допустимой в соответствии со статьей 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 2 и 3 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Серкина Олега Юрьевича как не отвечающей критерию допустимости обращений в соответствии с требованиями Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", а также поскольку по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее были вынесены постановления, сохраняющие свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации М.В. Баглай
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации Н.В. Селезнев
Примечание: смотрите также Определение КС РФ от 21 июня 2000 года № 160-O, от 21 июня 2000 года № 124-О
- 24.08.2023 Средняя выплата по ОСАГО в июле выросла до 93 тысяч рублей
- 27.07.2018 Госдума зафиксировала на 10 лет льготы резидентам ТОСЭР
- 01.09.2017 Отрицательные значения в Расчете по страховым взносам на 1 января 2017 года не предусмотрены
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 19.08.2013 Уплата страховой премии по истечении срока действия договора является необоснованной
- 15.12.2010 Выплата взносов по договору страхования является основанием для начисления НДФЛ
- 30.09.2010 По договору страхования предусмотрена выплата инвестиционного дохода
- 24.01.2023 Какой ОКТМО указывать при перечислении налогов и взносов
- 31.08.2018 Сдается ли отчет СЗВ-М по договорам ГПХ?
- 18.09.2017 Образцы заполнения платежных поручений для ИП на уплату взносов «за себя»
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 04.08.2010 Прямые и косвенные убытки в страховании
- 11.11.2008 Страхование по доброй воле
- 06.10.2008 Расходы на автострахование: варианты учета
- 01.06.2025
В ходе
проверки Фонд установил факт необоснованного предъявления обществом к возмещению расходов на выплату работнику пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года и принял решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения и об отказе в выделении средств на возмещение расходов, понесенных страхователем на его выплату.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку необх
- 01.06.2025
По результатам
медико-экономического контроля Фонд отказал в оплате оказанной обществом медицинской помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что основания для выплаты обществу возмещения за оказание медицинской помощи на территории иного субъекта РФ у Фонда отсутствовали.
- 11.03.2025
Налоговый орган
доначислил НДФЛ, налог по УСН, страховые взносы, пени, указав на создание обществом схемы по оказанию управленческих услуг предпринимателем, уплачивающим с полученных доходов налог по УСН, при фактически сложившихся между ними трудовых правоотношениях.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку между взаимозависимыми лицами имели место трудовые правоотношения, учтено, что при перер
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 03.02.2009 Для достижения публичной цели не должны избираться средства, которые бы вели к наложению чрезмерного бремени на частных лиц или устанавливали ограничения кроме тех, которые действительно необходимы
- 22.01.2009 Государство обладает довольно широким усмотрением в вопросах регулирования собственности, в частности оно вправе контролировать условия использования собственности или устанавливать ограничения для обеспечения уплаты налогов, не допуская при этом нарушения имущественных прав частных лиц.
- 08.02.2007 Оспариваемые положения пунктов 5 и 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, вопреки утверждению заявителя, не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Налогового коде
- 16.08.2023
Сторонами заключен
договор страхования имущества. Произошло событие, имеющее признаки страхового случая. В установленный срок ответчик не выплатил страховое возмещение.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку повреждение двигателя является страховым случаем, документы, подтверждающие факт несения истцом расходов на оплату стоимости восстановительного ремонта двигателя, были представлены надлежащ
- 19.08.2013
В соответствии с пунктом
1 статьи 272 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений настоящей главы, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты - 26.10.2011
ИП ссылается на то,
что ОАО не доплатило ему страховое возмещение по риску «перерыв в хозяйственной деятельности». Требования предпринимателя удовлетворены частично, поскольку им представлены доказательства, подтверждающие период производства работ в пострадавшем помещении.
- 09.06.2025 Письмо ФНС России от 28.05.2025 г. № БС-16-11/153@
- 26.05.2025 Письмо Минфина России от 24.04.2025 г. № 03-15-05/41388
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 19.03.2025 г. № 03-03-06/1/27456
- 11.10.2024 Письмо Минфина России от 18.09.2024 г. № 03-12-12/89441
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 12.12.2010 Письмо Минфина РФ от 1 декабря 2010 г. N 03-04-06/6-281
- 24.09.2010 Письмо Минфина РФ от 15 сентября 2010 г. N 03-04-06/6-215
- 09.04.2010 Письмо Минфина РФ от 2 апреля 2010 г. N 03-03-06/1/218
Комментарии