Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №316-O от 10.07.2003
Определение КС РФ №316-O от 10.07.2003
Налоговые декларации (которые не входят в перечень обязательных элементов налогообложения) представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
10.07.2003КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 июля 2003 г. № 316-О
ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАНКИ ИВАНОВОЙ ИРИНЫ
НИКОЛАЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
ПУНКТОМ 2 СТАТЬИ 119 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение жалобы гражданки И.Н. Ивановой,
установил:
1. Статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 данной статьи, влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 руб. (пункт 1); непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня (пункт 2).
Арбитражный суд Воронежской области 19 ноября 2001 года признал недействительным решение межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Воронежской области от 19 сентября 2001 года о привлечении индивидуального предпринимателя И.Н. Ивановой к ответственности по пункту 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 85892 руб. за несвоевременное представление в налоговый орган налоговой декларации на реализацию горюче-смазочных материалов за третий и четвертый кварталы 2000 года. Федеральный арбитражный суд Центрального округа Постановлением от 13 февраля 2002 года решение арбитражного суда первой инстанции отменил. Решением Арбитражного суда Воронежской области от 8 августа 2002 года с И.Н. Ивановой в соответствии с названной нормой штраф взыскан, однако его размер - с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, - снижен до 8589 руб.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации И.Н. Иванова просит признать пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 8 (часть 1), 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 55 (часть 3) и 57, поскольку, по мнению заявительницы, во взаимосвязи с пунктом 1 той же статьи он позволяет применять двойную ответственность за одно и то же нарушение, а предусмотренный им порядок определения размера штрафа не соответствует принципам справедливости и соразмерности.
2. Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации налоги могут считаться законно установленными лишь при условии, что в законе четко определены объекты налогообложения, налогооблагаемая база, суммы налоговых платежей, категории налогоплательщиков и иные существенные элементы налоговых обязательств, и только при соблюдении указанного условия на налогоплательщика может быть возложена закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации обязанность и, следовательно, ответственность за ее неисполнение (Постановления от 18 февраля 1997 года по делу о проверке конституционности Постановления Правительства Российской Федерации "О введении платы за выдачу лицензий на производство, розлив, хранение и оптовую продажу алкогольной продукции", от 11 ноября 1997 года по делу о проверке конституционности статьи 11.1 Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", от 27 мая 2003 года по делу о проверке конституционности положения статьи 199 УК Российской Федерации и др.).
Налоговые декларации (которые не входят в перечень обязательных элементов налогообложения) представляются в налоговый орган по тем налогам, которые налогоплательщики обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункт 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации). Из этого следует, что ответственность за непредставление налоговой декларации не может наступать, если соответствующая обязанность не предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения, т.е. виновно совершенного противоправного (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяния (действия или бездействия) налогоплательщика, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность (статья 106, пункт 1 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
Статьей 4 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года "О дорожных фондах в Российской Федерации", утратившей силу с 1 января 2001 года, устанавливался налог на реализацию горюче-смазочных материалов. Однако этим Законом не были установлены ни обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы декларации (расчеты по данному налогу), ни сроки их представления, - соответствующая обязанность налогоплательщиков была предусмотрена пунктом 20 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 4 апреля 2000 года N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды".
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (пункт 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации). Издаваемые Министерством Российской Федерации по налогам и сборам инструкции по вопросам, связанным с налогообложением, не входят в состав законодательства о налогах и сборах и не могут его изменять или дополнять (статья 4 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 5 ноября 2002 года N 319-О по жалобе некоммерческой организации - учреждения по управлению персоналом "Персона", эти положения не могут рассматриваться как содержащие основания для издания актов, допускающих ограничение прав или возлагающих на налогоплательщиков дополнительные обязанности по сравнению с тем, как они определены законом.
Следовательно, пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливающий ответственность за непредставление налоговой декларации, не может рассматриваться как основание для привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение предписаний, содержащихся в ведомственном правовом акте.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43 и статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Признать жалобу гражданки Ивановой Ирины Николаевны не подлежащей дальнейшему рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку для разрешения поставленного в ней вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" итогового решения в виде постановления.
2. Пункт 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации в его конституционно-правовом истолковании, данном в настоящем Определении на основе правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в сохраняющих свою силу решениях, не содержит оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за непредставление налоговой декларации, если соответствующая обязанность предусмотрена ведомственными правовыми актами.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл положения, содержащегося в пункте 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.
3. Правоприменительные решения по делу гражданки Ивановой Ирины Николаевны подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет других препятствий.
4. Определение по данной жалобе окончательно, не подлежит обжалованию, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Темы: Общеправовые принципы и принципы налогообложения  Принципы привлечения к ответственности  Ответственность за нарушение налогового законодательства  Нарушение срока предоставления налоговой декларации (ст. 119 НК РФ)  Обязанности налогоплательщиков  Обязанность по предоставлению налоговой декларации  
- 22.05.2019 На сайте ФНС функционирует удобный сервис «Налоговый калькулятор по расчету налоговой нагрузки»
- 22.05.2019 Формулировки «ежемесячно до 15-го числа…» и «ежемесячно не позднее 15-го числа…» являются равнозначными
- 20.03.2014 Отказ в выдаче «алкогольной» лицензии не влечёт возврата государственный пошлины
- 27.03.2024 Повысили размер ущерба, при котором налоговое нарушение может стать преступлением
- 13.03.2024 Минфин: положительный баланс ЕНС не всегда может спасти от штрафа
- 09.02.2024 На Камчатке бывшего директора предприятия ЖКХ подозревают в сокрытии от налогов 9 млн
- 18.09.2013 Новое основание для блокировки расчетного счета: о чем необходимо помнить?
- 27.08.2013 Непредставление декларации приведет к закрытию расчетного счета
- 24.07.2013 Ошибка в КПП на декларации: налоговые последствия
- 07.10.2022 Мобилизация не освобождает предпринимателя от уплаты налогов
- 18.05.2021 Финансовые компании обяжут сообщать информацию о клиентах ФНС
- 20.09.2019 Банк вернул платежку по уплате налога: обязательства не исполнены
- 05.10.2016 Долги по налогу по «уточненке»: права ли налоговая инспекция, которая насчитала штраф?
- 07.03.2013 Общество признано банкротом – кто обязан предоставлять данные в органы статистики?
- 24.08.2012 ВАС РФ обратил внимание на обязанность сдачи сведений по ССЧ независимо от количества работников
- 15.09.2021 Оперативный контроль, как новая форма налоговых проверок. «Ну что опять?»
- 22.02.2008 Применение презумпции правоты налогоплательщика
- 29.08.2007 Дискриминационные льготы по ЕСН и НДС
- 20.02.2023 Налоговые мошенничества отделят от «обычных»
- 30.06.2022 Бастрыкин: уголовный закон в отношении бизнеса применяется сбалансированно
- 17.06.2021 В правительстве разберутся с «серыми» доходами шоубиза
- 23.10.2013 За непредставление в установленный срок декларации за отчетный период привлечь налогоплательщика к ответственности по ст. 119 НК РФ нельзя
- 23.10.2012 Минфин России рассмотрел вопросы применения ответственности за несвоевременное представление декларации
- 12.02.2010 Представление налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи
- 06.04.2017 Об уплате налога через проблемный банк
- 20.05.2015 Первый отчет граждан по заграничным банковским счетам - комом
- 09.07.2014 Требования налогового органа по пеням и штрафам исполняются банком в третью очередь
- 18.08.2011 Компания решила отчитываться через сайт ФНС
- 17.08.2011 Любой иностранный гражданин имеет право на получение ЭЦП
- 24.01.2011 Чем рискует ваша компания из-за ошибок при сдаче отчетности
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 31.10.2022
По результатам
выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени и штрафы ввиду неправомерного применения налоговых вычетов по НДС и включения в состав расходов по налогу на прибыль затрат на основании документов, оформленных от имени контрагентов в связи с отсутствием совершения реальных сделок с этими контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представленные об
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа.
- 08.11.2011
Признавая недействительным решение инспекции
в части доначисления спорных сумм налога на прибыль, пеней и штрафов, суды пришли к правильному выводу о том, что налогоплательщик обоснованно в проверяемом периоде ежегодно списывал проценты, начисленные Минфином РФ, исходя из 360 дней в году и курса Банка России на дату признания задолженности по долговым обязательствам и уступленным в составе консолидированной задолженности. - 18.06.2004
Отсутствие вины при нарушении
обязательств в публично-правовой сфере является одним из обстоятельств, исключающих применение санкций, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава правонарушения. Иная трактовка состава налогового правонарушения как основания ответственности противоречила бы и природе правосудия. Суд в связи с привлечением налогоплательщиков к ответственности за нарушение налоговых обязательств, исходя из принципов состязательно - 05.11.2003
Вводя административную ответственность
за неприменение контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и устанавливая в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие санкции, законодатель учитывал конституционно закрепленные цели и охраняемые законом права и интересы граждан и их объединений и исходил из необходимости обеспечения вытекающего из Конституции Российской Федерации об
- 25.02.2024
Оспариваемым решением
отказано в привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, при этом доначислений НДС и пени не произведено ввиду подачи обществом уточненной налоговой декларации, которая не была исследована (проверена) в рамках налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт формального составления обществом документов с целью
- 07.02.2024
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы путем создания фиктивного документооборота в отношении сделок по осуществлению предпродажной подготовки автомобилей.Итог: требование удовлетворено, поскольку реальность произведенных налогоплательщиком расходов, связанных с привлечением лица для исполнения обязательств по дилерскому договору, подтверждена, спорные затраты способствовали увеличению объема
- 07.02.2024
Проверкой выявлено
применение налоговых вычетов по сделкам в отсутствие поставки товарно-материальных ценностей и использования их в производстве.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факты ведения налогоплательщиком двойного учета в отношении складского товара подтверждены, организации, указанные в качестве изначальных поставщиков, являются техническими, не обладают необходимыми ресурсам
- 24.03.2024
Общество привлечено
к ответственности по статье 119 НК РФ за нарушение установленного срока представления декларации по налогу на прибыль.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговая декларация представлена обществом с нарушением установленного срока, привлечение общества к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ является правомерным.
- 24.01.2024
Налоговый орган
начислил водный налог, штраф по п. 1 ст. 119 и п. 1 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на занижение обществом налоговой базы в связи с непринятием к учету используемой им в производственных целях подземной воды.Итог: требование удовлетворено, поскольку с учетом заключения судебной экспертизы установлено, что извлеченная обществом из дренажного штрека подземная грунтовая вода обладает признаками колл
- 16.01.2024
В связи
с несвоевременной уплатой налога на прибыль (авансовых платежей) налоговым органом были начислены пени, а также выставлены требования о его уплате.Итог: требование удовлетворено, поскольку в целях исполнения вновь возникшей обязанности согласно п. 8 ст. 25.5 НК в связи с выходом из консолидированной группы налогоплательщиков общество пересчитало свои налоговые обязательства, подало налоговую декл
- 13.09.2023
О признании
недействительным решения налогового органа об отказе в зачете (возврате) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа).Итог: требование удовлетворено, поскольку на общество незаконно была возложена обязанность по уплате излишней суммы административного штрафа, чем было нарушено его право на свободное распоряжение денежными средствами.
- 30.07.2023
Об отмене
постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за неприменение контрольно-кассовой техники.Итог: требование удовлетворено, поскольку в действиях предпринимателя отсутствует событие вменяемого административного правонарушения, так как используемая предпринимателем холодильная витрина не обеспечивает сохранность товара.
- 24.05.2023
Истец указывает,
что ему было необоснованно отказано в предоставлении справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, а также справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
- 17.10.2016
Если уточненная налоговая декларация
представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы - 03.03.2013 До момента внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности юридическое лицо обязано представлять информацию в органы государственного статистического учета.
- 24.08.2012
Суд отметил, что п.
ст. 80 НК РФ не предусмотрено непредставление в налоговый орган налогоплательщиками (ИП), у которых отсутствуют наемные работники, сведений о среднесписочной численности.
- 25.10.2022 Письмо Минфина России от 26.08.2022 г. № 03-02-07/83870
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10626@
- 05.10.2022 Письмо ФНС России от 30.09.2022 г. № ШЮ-3-13/10632@
- 07.03.2024 Письмо Минфина России от 26.02.2024 г. № 03-02-08/16653
- 14.02.2024 Письмо ФНС России от 06.02.2024 г. № ЗГ-2-7/1561
- 15.11.2023 Письмо Минфина России от 17.10.2023 г. № 03-02-07/99155
- 23.10.2013 Письмо ФНС от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536
- 27.11.2012 Письмо ФНС России от 21.11.2012 г. № АС-4-2/19575@
- 21.11.2010 Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2010 г. N 03-02-07/1-518
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.11.2023 Письмо Минфина России от 14.09.2023 г. № 03-03-06/1/88011
- 16.06.2023 Письмо Минфина России от 12.04.2023 г. № 02-12-10/33021
- 12.02.2024 Письмо Минфина России от 21.12.2023 г. № 03-03-06/1/124257
- 03.07.2023 Письмо ФНС России от 14.06.2023 г. № БВ-15-7/60
- 18.08.2011 Письмо Минфина России от 09.08.2011 г. № 03-03-06/1/464
Комментарии