Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / НДС, исчисленный при импорте товаров, организация вправе принять к вычету при соблюдении сразу нескольких условий

НДС, исчисленный при импорте товаров, организация вправе принять к вычету при соблюдении сразу нескольких условий

Для целей принятия к вычету НДС, уплаченного по товарам, ввезенным на территорию России, документами, подтверждающими право на вычет, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налога

25.04.2013
ГАРАНТ
Автор: эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Гадалина Ольга, Мягкова Светлана

При ввозе товаров из стран таможенного союза в марте 2012 года их оприходование проведено организацией в этом же месяце, НДС уплачен 16.04.2012 г.

Имеет ли право плательщик НДС на вычет в I квартале 2012 года?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

НДС, исчисленный при импорте товаров, ввезенных на территорию РФ с территории государств - членов таможенного союза, используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, организация вправе принять к вычету при соблюдении следующих условий:

– ввезенные товары приняты на учет;

– исчисленный с их стоимости НДС уплачен в бюджет;

– наличие на заявлении о ввозе товаров отметки налогового органа, подтверждающей уплату НДС в полном объеме.

В рассматриваемой ситуации организация не вправе принять к вычету НДС в I квартале, поскольку НДС был уплачен в бюджет во II квартале.

Обоснование вывода:

Единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 Таможенный кодекс Таможенного союза).

При осуществлении сделок с товарами между государствами – членами таможенного союза внутри таможенного союза организациям необходимо руководствоваться, в частности:

– Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.);

– Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее – Протокол о взимании косвенных налогов) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г., протокол ратифицирован Федеральным законом от 19.05.2010 г. № 98-ФЗ);

– Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов (далее – Протокол об обмене информацией) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).

Статьей 3 Соглашения регулируются особенности налогообложения товаров при импорте, а ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов определяет порядок уплаты косвенных налогов и механизмы контроля за их уплатой.

Согласно положениям ст. 3 Соглашения и ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов взимание налога на добавленную стоимость по товарам, ввозимым на территорию одного государства – члена таможенного союза с территории другого государства – члена таможенного союза, осуществляется налоговыми органами государства – члена таможенного союза, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков – собственников товаров (включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения) после их принятия на учет, за исключением товаров, которые в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Собственником товаров признается лицо, которое обладает правом собственности на товары или к которому переход права собственности на товары предусматривается договором (контрактом) (п. 1 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов).

Суммы НДС, подлежащие оплате при импорте товаров, исчисляются налогоплательщиком-импортером по внутренним налоговым ставкам своего государства (п. 5 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов).

Налоговая база для целей уплаты НДС определяется налогоплательщиком на дату принятия на учет импортированных товаров на основе стоимости приобретенных товаров. Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора (контракта) (п. 2 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов).

В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, налогоплательщик обязан уплатить НДС в бюджет и представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию по форме, установленной законодательством государства - члена таможенного союза, на территорию которого импортированы товары (форма и порядок заполнения налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов таможенного союза утверждены приказом Минфина России от 07.07.2010 г. № 69н).

Одновременно с налоговой декларацией по косвенным налогам налогоплательщик представляет в налоговый орган перечисленные в п. 8 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов соответствующие документы, в том числе заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление о ввозе товаров).

Форма заявления о ввозе товаров и порядок его заполнения установлены Протоколом об обмене информацией (письмо УФНС России по г. Москве от 02.11.2010 г. № 16-15/114926).

НДС, уплаченный по товарам, ввезенным на территорию РФ из государств – членов таможенного союза, подлежит вычету в порядке, предусмотренном российским законодательством (п. 11 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов).

Так, на основании ст. 171 и ст. 172 НК РФ налогоплательщики имеют право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную согласно ст. 166 НК РФ в отношении операций по реализации товаров на территории РФ, на суммы налога, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ, после принятия на учет ввезенных товаров при наличии документов, подтверждающих уплату указанных сумм, и при использовании данных товаров для осуществления операций, облагаемых НДС (письмо Минфина России от 20.07.2011 г. № 03-07-13/01-26).

Сумма налога, уплаченная организацией при ввозе товаров из стран таможенного союза и подлежащая вычету, отражается в налоговой декларации по НДС, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина России от 15.10.2009 г. № 104н.

С учетом положений п. 8 ст. 2 Протокола о взимании косвенных налогов документом, подтверждающим уплату НДС налоговому органу при ввозе товаров с территории государств – членов таможенного союза, является заявление об уплате косвенных налогов, составленное по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией, с отметкой налогового органа РФ об уплате косвенных налогов (письмо ФНС России от 02.04.2012 г. № АС-4-2/5467@).

Специалисты финансового ведомства также придерживаются мнения, что для целей принятия к вычету сумм НДС, уплаченных налогоплательщиком по товарам, ввезенным на территорию РФ с территории государств – членов таможенного союза, документами, подтверждающими право на вычет указанных сумм НДС, являются не только документы, подтверждающие фактическую уплату налогоплательщиком налога в бюджет, но и заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа, подтверждающей исполнение налогоплательщиком обязанности по уплате налога. В связи с этим право на вычет соответствующих сумм налога возникает у налогоплательщика не ранее периода, в котором налог на добавленную стоимость по таким товарам уплачен и отражен в соответствующих налоговой декларации и заявлении о ввозе товаров (письмо Минфина России от 05.09.2012 г. № 03-07-13/01-47).

В соответствии с Правилами заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – Правила) (Приложение 2 к Протоколу об обмене информацией) заявление о ввозе товаров представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде, один из которых остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (п. 1 Правил).

В течение десяти рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных Протоколом о порядке взимания косвенных налогов, должностное лицо налогового органа, принявшего заявление о ввозе товаров, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты) либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении и произвести соответствующие отметки в разделе 2 заявления (п. 6 Правил).

Учитывая вышеизложенное, НДС, исчисленный при импорте товаров, ввезенных на территорию РФ с территории государств – членов таможенного союза, используемых для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, организация вправе принять к вычету при соблюдении следующих условий:

– ввезенные товары приняты на учет;

– исчисленный с их стоимости НДС уплачен в бюджет;

– наличие на заявлении о ввозе товаров отметки налогового органа, подтверждающей уплату НДС в полном объеме.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации организация не вправе принять к вычету НДС в I квартале, поскольку из перечисленных выше условий в I квартале соблюдено только одно – об оприходовании ввезенных товаров.

Необходимо также отметить, что в соответствии с п. 17 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137, при ввозе на территорию РФ с территории государства – члена таможенного союза товаров, в отношении которых взимание НДС осуществляется налоговыми органами в соответствии с Соглашением и Протоколом о взимании косвенных налогов, в книге покупок регистрируются заявления о ввозе товаров с отметками налоговых органов об уплате налога на добавленную стоимость и указываются реквизиты документов, подтверждающих фактическую уплату НДС.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
  • 08.02.2017   Датой получения дохода признается дата, когда получатель имущества (в том числе денежных средств) фактически использовал указанное имущество (в том числе денежные средства) не по целевому назначению либо нарушил условия, на которых они предоставлялись, - для доходов в виде имущества (в том числе денежных средств), указанных в п. 14, 15 статьи 250 НК РФ. Таким образом, с момента, когда получатель средств фактически использовал их не по целевому назначению (
  • 08.02.2017   Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку представленные обществом документы в обоснование права на применение налоговых вычетов, содержат недостоверные сведения, составлены формально и не отражают реальность сделок по заявленной ООО "Маристый" схеме поставки топлива, в связи с приобретением которого общество заявило к вычету НДС за 2, 3 кварталы 2014 го
  • 18.01.2017   Для применения вычетов по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделки носили реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 22.02.2017  

    Отказывая в удовлетворении требований, суды исходили из того, что налоговый вычет относится к операции реализации проекта строительства АС в Республике Болгария. Возможность вывоза оборудования не утрачена. В силу п. 3 ст. 172, п. 10 ст. 165 НК РФ и учетной политики, налогоплательщик не вправе до момента реализации проекта строительства или продажи оборудования, заявлять суммы НДС, предъявленные при его приобретении и за усл

  • 13.02.2017  

    Налогоплательщик обеспечил отдельный учет затрат по строительству каждого жилого дома и каждого объекта внешней инфраструктуры. Принятая в обществе система учета позволяет отслеживать затраты, произведенные именно на строительство внешних инфраструктурных сетей. Арбитражный суд, на основании представленных документов, установил, что указанные объекты инженерной инфраструктуры не являются частью жилых домов и не реализуются в

  • 13.02.2017  

    Для реализации права на применение вычета по налогу на добавленную стоимость необходимо, чтобы сделка носила реальный характер, а документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов, содержали достоверную информацию.


Вся судебная практика по этой теме »

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »