
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.
23.04.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 6 февраля 2024 г., и по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа "тройственного договора", заключенного между товариществом собственников жилья, финансовым посредником и банком.
В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Учитывая изложенное, рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.
Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории Российской Федерации операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Также отмечаем, что согласно подпунктам 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе кассовое обслуживание организаций и физических лиц, а также отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 149 и пунктом 2 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС в соответствии со статьей 149 Кодекса, освобождение от обложения НДС не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Таким образом, освобождение от НДС посреднических услуг при реализации услуг, поименованных в вышеуказанных подпунктах 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не установлено.
В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 10 данной статьи Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.
Поскольку операции по принятию от физического лица наличных денежных средств и (или) выдаче физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, осуществляются банковским платежным агентом от имени кредитной организации, небанковской кредитной организации на основании посреднического договора, комиссия, взимаемая банковским платежным агентом с физического лица за указанные операции, освобождается от обложения НДС на основании вышеуказанных подпунктов 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса, а вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации, небанковской кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачу физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, подлежит обложению НДС согласно пункту 7 статьи 149 и пункту 2 статьи 156 Кодекса.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
11.03.2024
Темы: Налог на прибыль  НДС  
- 24.09.2025 Минфин: расходы на использование электромобиля не уменьшают налог на прибыль
- 24.09.2025 Эксперт: налоги на букмекеров увеличат доходы бюджета на 70 млрд рублей
- 18.09.2025 В России хотят ввести разовый налог на сверхприбыль банков
- 07.10.2025 В Конституционном суде обсудили совершенствование практики взимания НДС с ИТ-компаний
- 06.10.2025 Как в 2025 году получить освобождение от НДС: памятка для бухгалтеров
- 24.09.2025 Минфин предложил повысить НДС и расширить круг его плательщиков
- 15.07.2025 Как меняются налоги на прибыль в эпоху цифровизации: тренды и риски для бизнеса
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 26.09.2025 НДС повысят до 22%: новостройки подорожают, вторичка последует за ними
- 11.09.2025 Рост налогов: почему правительство думает о повышении НДС до 22%
- 03.09.2025 Без налога на доход: вклады в золоте и серебре станут привлекательнее для россиян
- 07.10.2025
По результатам
камеральной проверки обществу доначислены налог на прибыль и штраф в связи с занижением доходов от реализации нежилого здания.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены факты, свидетельствующие о занижении обществом налоговой базы в результате искажения фактов финансово-хозяйственной деятельности.
- 07.10.2025
Налоговый орган
привлек общество к ответственности, предусмотренной статьей 123 НК РФ, за неправомерное неудержание и неперечисление суммы налога на прибыль организаций с дохода, выплаченного иностранной организации в виде штрафа, доначислил налог на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранными организациями.Итог: требование удовлетворено, поскол
- 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу начислены налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость, также начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку факт умышленного создания обществом формального документооборота с целью получения налоговой экономии подтвержден.
- 07.10.2025
Налоговым органом
проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов. По итогам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки налоговым органом вынесено решение о привлечении заявителя к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ и ст. 123 НК РФ, в виде штрафа, ему доначислены НДС, НДФЛ, страховые взн - 07.10.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС.
- 07.10.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, пени и штрафы в связи с применением схемы минимизации налоговых обязанностей путем создания в проверяемых периодах формального документооборота с поставщиками и иными контрагентами, не исполнявшими обязанностей по сделкам, учтенным обществом в целях налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты использованы обществ
Комментарии