Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515

Письмо Минфина России от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515

Вопрос: Об НДС в отношении коммунальных услуг, а также комиссии и вознаграждения банковского платежного агента при осуществлении операций по принятию (выдаче) наличных денежных средств от физлиц.

23.04.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 11.03.2024 г. № 03-07-14/21515

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение, поступившее и зарегистрированное в Минфине России 6 февраля 2024 г., и по вопросу применения налога на добавленную стоимость (далее - НДС) в ситуации и при условиях, изложенных в обращении, сообщает, что решение поставленного в обращении вопроса предполагает проведение анализа "тройственного договора", заключенного между товариществом собственников жилья, финансовым посредником и банком.

В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Учитывая изложенное, рассмотреть вышеуказанное обращение по существу не представляется возможным.

Одновременно сообщаем, что согласно подпункту 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) НДС на территории Российской Федерации операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации), при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, от налогообложения НДС освобождается предоставление коммунальных услуг управляющими организациями по стоимости, соответствующей стоимости приобретения этих коммунальных услуг, в том числе с учетом НДС, у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также отмечаем, что согласно подпунктам 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса от налогообложения НДС освобождаются осуществляемые банками банковские операции (за исключением инкассации), в том числе кассовое обслуживание организаций и физических лиц, а также отдельные банковские операции, осуществляемые организациями, имеющими право в соответствии с законодательством Российской Федерации совершать их без лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 149 и пунктом 2 статьи 156 Кодекса предусмотрено, что в отношении услуг, оказываемых на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению НДС в соответствии со статьей 149 Кодекса, освобождение от обложения НДС не применяется, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса.

Таким образом, освобождение от НДС посреднических услуг при реализации услуг, поименованных в вышеуказанных подпунктах 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса, не установлено.

В соответствии с пунктом 9 статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Федеральный закон N 395-1) осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, в том числе электронных денежных средств (за исключением почтовых переводов), относится к банковским операциям.

Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" в редакции Федерального закона от 3 июля 2019 г. N 173-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О национальной платежной системе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) оператор по переводу денежных средств, являющийся кредитной организацией, в том числе небанковской кредитной организацией, имеющей право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций в соответствии с Федеральным законом N 395-1, вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента, в том числе для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов. При этом на основании пункта 10 данной статьи Федерального закона N 161-ФЗ банковский платежный агент вправе взимать с физических лиц вознаграждение, если это предусмотрено договором с оператором по переводу денежных средств.

Поскольку операции по принятию от физического лица наличных денежных средств и (или) выдаче физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, осуществляются банковским платежным агентом от имени кредитной организации, небанковской кредитной организации на основании посреднического договора, комиссия, взимаемая банковским платежным агентом с физического лица за указанные операции, освобождается от обложения НДС на основании вышеуказанных подпунктов 3 и 5 пункта 3 статьи 149 Кодекса, а вознаграждение, получаемое банковским платежным агентом от кредитной организации, небанковской кредитной организации в рамках исполнения договора, предусматривающего прием от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачу физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов, подлежит обложению НДС согласно пункту 7 статьи 149 и пункту 2 статьи 156 Кодекса.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

11.03.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налог на прибыль
  • 24.07.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены НДС, налог на прибыль организаций, штраф и пени. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку финансово-хозяйственные операции с поставщиками носили формальный характер и не были реально осуществлены. 

  • 24.07.2025  

    По результатам выездной проверки обществу доначислены налог на прибыль, НДС и штрафы в связи с неправомерным занижением внереализационного дохода с сумм кредиторской задолженности при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, заявлением к вычету НДС и включением в состав расходов по налогу на прибыль затрат, понесенных в адрес спорных контрагентов. 

    Итог: дело направлено на новое рассмотр

  • 20.07.2025  

    Начислены налог на прибыль, пени, штрафы ввиду: 1) Включения имущества в амортизационную группу с меньшим сроком полезного использования; 2) Включения в состав внереализационных расходов процентов по договорам займа; 3) Невключения суммы уменьшения уставного капитала. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как: 1) Спорное имущество не подлежит отдельному учету в качестве низковольтных выключ


Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 24.07.2025  

    Обществу начислены НДС, НДФЛ и страховые взносы, пени и штрафы, так как установлены обстоятельства, свидетельствующие о том, что общество, применяющее УСН, при ведении финансово-хозяйственной деятельности осуществляло дробление бизнеса, направленное на снижение предельных показателей до установленных законодательством, позволяющих применять специальный налоговый режим в каждом из хозяйствующих субъектов. 

    Итог

  • 20.07.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду создания формального документооборота по сделкам с взаимозависимыми контрагентами с целью сохранения права на применение УСН. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как реальность сделок с контрагентами не подтверждена, налогоплательщик утратил право на применение УСН. 

  • 20.07.2025  

    Начислены налог на прибыль, НДС, пени, штраф ввиду завышения налогоплательщиком расходов, подлежащих учету при исчислении налога, путем завышения цены товара, реализуемого между взаимозависимыми лицами. 

    Итог: требование удовлетворено, так как оплата спорного товара предыдущими приобретателями произведена в полном объеме, информация о сделках отражена в книгах продаж, НДС в установленном размере уплач


Вся судебная практика по этой теме »