Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Законопроекты / О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей»

В части оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных расчетов и платежных карт

04.04.2013 

Статья 1

Внести в Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 3, ст. 140; 1999, № 51, ст. 6287; 2004, № 45, ст. 4377; № 52, ст. 5275; 2006, № 31, ст. 3439; № 43, ст. 4412; 2007, № 44, ст. 5282; 2009, № 23, ст. 2776; № 48, ст. 5711; 2011, № 27, ст. 3873; № 30, ст. 4590) следующие изменения:

1)   дополнить статьей 16.1 следующего содержания:

«Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)

1. Продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов, а также с использованием платежных карт социально значимых платежных систем, по выбору потребителя.

Указанная обязанность не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) которых за предшествующий календарный год не превышает предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для микропредприятий.

2. Оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через субъектов национальной платежной системы, осуществляющих оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. При оплате товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю) либо платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода предоставляемых потребителем наличных денежных средств без открытия банковского счета обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными с момента внесения потребителем наличных денежных средств кредитной организации, банковскому платежному агенту (субагенту), осуществляющему деятельность в  соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

При оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными с момента подтверждения принятия распоряжения потребителя о переводе денежных средств со счета потребителя кредитной организацией, банковским платежным агентом (субагентом), обслуживающим продавца (исполнителя), осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.

4. Продавец (исполнитель) несет ответственность за возникшие у потребителя убытки, вызванные нарушением требований пункта 1 настоящей статьи, а также убытки, связанные с привлечением для приема платежей и оказания услуг по переводу денежных средств субъектов национальной платежной системы.

2)     статью 37 изложить в следующей редакции:

«Статья 37. Порядок оплаты работы (оказанной услуги)

1. Потребитель обязан оплатить оказанную ему услугу в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем.

Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут устанавливаться особенности внесения платы за отдельные виды услуг.

2. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия потребителем. С согласия потребителя работа может быть оплачена им при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса (задатка)»;

Статья 2

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

Президент Российской Федерации

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных расчетов и платежных карт)

Основными нормативными актами, регулирующими продажи товаров (работ, услуг) потребителям в Российской Федерации на сегодняшний день являются Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Отношения, связанные с реализацией товаров (работ, услуг) гражданам Российской Федерации, выражаются в заключении соответствующих договоров (сделок), которые в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации носят публичный характер. При этом у потребителя возникает право приобрести товар (работы, услуги) на условиях, публично обозначенных продавцом, а у продавца (исполнителя) - обязанность осуществить продажу товара (выполнить работы, оказать услуги).

В соответствии со статьей 861 Гражданского кодекса Российской Федерации расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что действующим гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрена возможность и право потребителя производить расчеты за приобретенные товары (работы, услуги) в безналичном порядке. Тем не менее, на практике, данное право потребителя ограничено волеизъявлением продавцов (исполнителей), которые зачастую не предоставляют потребителю возможностей безналичной оплаты.

Данная ситуация связана с отсутствием закрепленной на законодательном уровне обязанностью продавца (исполнителя) по обеспечению возможности осуществления расчетов с потребителями с использованием платежных карт.

Проектом федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части оплаты товаров (работ, услуг) посредством наличных расчетов или платежных карт) (далее - проект федерального закона) предусмотрено внесение в законодательство Российской Федерации изменений, направленных на обязанность определенных категорий торгово-сервисных организаций обеспечить прием к оплате как минимум платежных карт, что подразумевает установку электронного оборудования для приема безналичных платежей (к примеру POS-терминалов или аналогов).

Действие проекта федерального закона предлагается распространить на все торгово-сервисные организации, за исключением микропредприятий.

Таким образом, действие проекта федерального закона не затронет деятельность торгово-сервисных организаций, у которых значение выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость, составляет менее 60 млн. рублей.

Учитывая широкое распространение платежных карт, среди населения, данные поправки обеспечат равные права потребителей с точки зрения используемых средств платежа, как в наличной, так и в безналичной форме. Что положительно скажется на развитии безналичных форм оплаты, а также доступности платежной инфраструктуры.

Разместить:
Гавриш Сергей
28 мая 2013 г. в 14:36

В целом - положительная оценка. Доп.комментарии далее.

1. Повышение доли расчетов с использованием безналичных средств оплаты приведет к сокращению "теневой" части бизнеса, повышению финансовой грамотности потребителей, развитию рынка финансовых услуг в целом.

2. Обязательным условием является сохранение оговорки о распространении (не распространении) требований на микропредприятия.

3. Целесообразно исключить последнее предложение п.4 ст.16.1. как позволяющее переложить комиссионные расходы потребителя на продавца (исполнителя), т.к. потребитель сам выбирает способ оплаты, то это некорректно.

4. В п.3 ст.16.1. определить момент исполнения обязанностей потребителя фактом окончательности перевода денежных средств в терминологии 161-ФЗ от 27.06.11.

5. Срок вступления в силу определить как период после опубликования, целесообразно - 6 месяцев, чтобы продавцы (исполнители) успели своевременно подготовиться.

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Почему в суд выгодно представлять именно электронные документы?

Право и возможность подачи электронных документов в суд предоставлено в России давно. Однако по старинке стороны ходят на заседания с большими папками бумажных документов вместо планшетов или ноутбуков. Почему?

Суфиянова Татьяна
Суфиянова Татьяна

Российский налоговый портал

Ошибки риэлтора могут помешать получению имущественного вычета

При совершении сделок при покупке или продаже жилья советую быть внимательным при подписании договора купли-продажи. В противном случае покупатель не сможет вернуть НДФЛ в полном размере.

24
Экономика
  • 02.10.2017  

    Выявив тот факт, что уполномоченный орган предоставил обществу без документального подтверждения расходов на приобретение оборудования для создания производства субсидию из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, управление выдало уполномоченному органу предписание предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Требование удовлетворено. Факт поставки обществу оборудования доказан документально.

  • 10.09.2013   Обязан ли конкурсный управляющий предупредить преднамеренное банкротство? ВАС отметит пределы анализа финансового состояния должника.
  • 30.08.2013  

    Запрет на исполнение обязательств в бесспорном порядке связывается законодательством о банкротстве с принятием судом определения о введении в отношении должника процедуры наблюдения, а не с моментом принятия судом заявления о признании должника банкротом. Поскольку спорное писание денежных средств произведено по платежным поручениям до введения процедуры наблюдения, суд признал его правомерным.


Вся судебная практика по этой теме »

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »