
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
Вопрос: Требуются разъяснения по вопросу применения действующих норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правомерности принятия налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету организацией, выступающей налоговым агентом на основании п. 3 ст. 161 НК РФ и применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы", в случае утраты данной организацией права на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в период исчисления ею этого НДС в качестве налогового агента при соблюдении условий для вычета НДС.
Организации, которые применяют УСН, являются налоговыми агентами по НДС на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ, выставляют сами себе счет-фактуру при покупке государственного имущества (абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ).
В силу пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.
Таким образом, в случае приобретения государственного либо муниципального недвижимого имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, организация утрачивает право на применение УСН при превышении лимита, установленного в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, с первого числа квартала, в котором было допущено несоответствие указанному лимиту (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Организация становится налогоплательщиком на общей системе налогообложения с первого числа квартала, в котором она утратила право на УСН, и должна с этого квартала платить НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций в порядке для вновь созданных организаций (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.
Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2021 N 301-ЭС21-784 (далее - Определение ВС РФ) <1> признал, что НДС, предъявленный обществу в период применения им УСН с объектом налогообложения "доходы", может быть принят к вычету при исчислении обществом НДС после перехода на общий режим налогообложения. Глава 21 НК РФ и п. 6 ст. 346.25 НК РФ ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями НК РФ не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг). Из Определения ВС РФ следует, что НДС может быть принят к вычету при соблюдении установленных ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ условий, если рассматриваемый объект недвижимости не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.
--------------------------------
<1> Данное Определение включено ФНС России в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 г. по вопросам налогообложения (п. 9), который письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 направлен налоговым органам для использования в текущей работе.
С учетом вышеизложенного также отмечаем, что в НК РФ нет прямого запрета принимать к вычету НДС, который был исчислен организацией на УСН с объектом налогообложения "доходы" в качестве налогового агента на основании абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, если право на вычет данного НДС у организации появилось в том же периоде, когда она утратила право на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.
Право на вычет НДС, исчисленного налоговым агентом в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, и смена налоговых режимов произошли в одном квартале. Приобретенный объект недвижимости (здание) не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.
16.02.2024Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258
В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 23 ноября 2023 г., по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленного организацией в отношении приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в случае перехода организации на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.
В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.
Пунктом 3 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что суммы НДС, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 5.3, 6, 6.1, 6.2 и 8 статьи 161 Кодекса, подлежат вычетам при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он исчислил НДС в соответствии со статьей 161 Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 62-О (далее - Определение N 62-О), указанным пунктом 6 статьи 346.25 Кодекса урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики, перешедшие на общую систему налогообложения, получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Кодекса).
Вместе с тем Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 24 мая 2021 г. N 301-ЭС21-784 (далее - Определение N 301-ЭС21-784), определив направить дело А38-8598/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Марий Эл, пришла к выводу, что само по себе то обстоятельство, что спорные суммы "входящего" НДС были предъявлены обществу в период осуществления строительства и применения им упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы", не могло служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода общества на общий режим налогообложения.
В Определении N 301-ЭС21-784 отмечается, что ни глава 21 Кодекса, ни статья 346.25 Кодекса, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения упрощенной системы налогообложения по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на общий режим налогообложения. Положения пункта 6 статьи 346.25 Кодекса ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями Кодекса не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг).
Определением N 301-ЭС21-784 установлено, что предъявленные в ходе строительства суммы "входящего" НДС могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, при соблюдении установленных статьей 169, пунктом 2 статьи 171 и пунктом 2 статьи 172 Кодекса условий, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.
Учитывая изложенное, организации, перешедшей на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, при применении которой объектом налогообложения были выбраны доходы, при решении вопроса о принятии к вычету сумм НДС, исчисленных в соответствии со статьей 161 Кодекса в отношении приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, возможно руководствоваться правовой позицией, изложенной в Определении N 62-О, с учетом выводов, содержащихся в Определении N 301-ЭС21-784.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента
В.А.ПРОКАЕВ
09.01.2024
Темы: НДС  Налоговые вычеты  Упрощенная система налогообложения (УСН)  Доходы  
- 26.06.2025 ФНС перечислила ошибки в первых декларациях по НДС для упрощенцев
- 16.06.2025 С июля вводят новые правила по налогам и отчётности
- 09.06.2025 Комитет ГД поддержал продление до конца 2030 года нулевой ставки НДС для гостиниц
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 27.06.2025 Власти готовят отмену «упрощенки» для торговли: поручение президента
- 10.06.2025 ФНС объяснила, кто входит в лимит из 5 человек при применении АУСН
- 02.06.2025 Как «упрощенщикам» учитывать доходы при торговле через маркетплейсы: разъяснение УФНС
- 20.03.2014 Суд объяснил, когда нужно платить НДФЛ, а когда – единый налог на УСН
- 12.07.2013 Получение заемных средств не образует дохода в смысле норм главы 25 НК РФ
- 19.02.2013 Поступление средств на расчетный счет ИП еще не говорит о получении им дохода
- 14.03.2024 10 регионов России вернули больше НДС, чем уплатили в бюджет
- 14.11.2023 Вычет НДС по счету‑фактуре, выставленному 3 года назад: когда не поздно заявить
- 12.10.2023 Транспортная накладная: правила заполнения
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 02.04.2025 ФНС попросили не наказывать бизнес на УСН за ошибки с НДС
- 18.03.2025 Декларация по УСН за 2024: основные изменения для бухгалтера
- 06.10.2024 Совмещение УСН и патента в одном регионе при продаже одного наименования товара
- 04.06.2018 Является ли для ИП компенсация расходов на проезд к месту работы доходом для целей налогообложения?
- 25.07.2017 Компания – турагент на УСН: порядок расчета налоговой базы
- 26.06.2025
Обществу предложено
уплатить в бюджет недоимку по НДС, пени и штраф в связи с занижением налоговой базы в результате неправомерного применения налоговых вычетов по НДС по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт создания обществом формального документооборота с контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде неправомерного п
- 26.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество, действуя умышленно, сознательно исказило сведения о фактах хозяйственной жизни путем отражения в регистрах бухгалтерского и налогового учета заведомо недостоверной информации об объектах налогообложения с целью увеличения суммы налоговых вычетов по о
- 26.06.2025
Оспариваемые решения
мотивированы тем, что обществом были представлены недостоверные сведения о таможенной стоимости товаров, в том числе задекларированных по спорным декларациям на товары.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сумма НДС, начисленная на сумму роялти, является частью платежей, подлежащих уплате в пользу правообладателя, и подлежит включению в структуру таможенной стоим
- 15.06.2025
Налоговый орган
сделал вывод о неправомерном применении обществом вычетов по НДС по хозяйственным операциям с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлены создание обществом и его контрагентами формального документооборота с целью получения вычетов по НДС, непредставление обществом первичных документов по хозяйственным операциям с большинством контраген
- 15.06.2025
Налоговый орган
признал неправомерным принятие обществом, осуществляющим операции по реализации рыбопродукции на экспорт и на внутреннем рынке, к вычету НДС по ставке 20 процентов, выставленного контрагентами по услугам хранения и погрузочно-разгрузочным работам, которые облагаются по ставке 0 процентов.Итог: требование удовлетворено частично, поскольку услуги не связаны с международной перевозкой п
- 15.06.2025
Обществу доначислены
НДС и налог на прибыль, начислен штраф за неполную уплату налогов в связи с завышением расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, на сумму затрат по хозяйственным операциям с контрагентами, и с необоснованным предъявлением к вычету НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие между обществом и контрагентами реальных хозяйственных операций и
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 21.05.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены УСН и штраф.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.
- 14.05.2025
Обществу доначислены
НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие
- 01.09.2024
Налоговый орган
приостановил операции по счетам предпринимателя в банке, ссылаясь на непредставление налоговых деклараций по общей системе налогообложения.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель не представил доказательства, подтверждающие направление в налоговый орган заявления о переходе на УСН.
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 10.09.2023
Налоговый орган
начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на занижение предпринимателем налоговой базы в результате невключения в нее дохода, полученного от реализации имущества.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученный предпринимателем доход от реализации спорной квартиры относится к доходу, полученному от предпринимательской деятельности.
- 10.09.2023
Комментарии