Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

Вопрос: Требуются разъяснения по вопросу применения действующих норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правомерности принятия налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету организацией, выступающей налоговым агентом на основании п. 3 ст. 161 НК РФ и применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы", в случае утраты данной организацией права на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в период исчисления ею этого НДС в качестве налогового агента при соблюдении условий для вычета НДС.

Организации, которые применяют УСН, являются налоговыми агентами по НДС на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ, выставляют сами себе счет-фактуру при покупке государственного имущества (абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ).

В силу пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.

Таким образом, в случае приобретения государственного либо муниципального недвижимого имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, организация утрачивает право на применение УСН при превышении лимита, установленного в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, с первого числа квартала, в котором было допущено несоответствие указанному лимиту (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Организация становится налогоплательщиком на общей системе налогообложения с первого числа квартала, в котором она утратила право на УСН, и должна с этого квартала платить НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций в порядке для вновь созданных организаций (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2021 N 301-ЭС21-784 (далее - Определение ВС РФ) <1> признал, что НДС, предъявленный обществу в период применения им УСН с объектом налогообложения "доходы", может быть принят к вычету при исчислении обществом НДС после перехода на общий режим налогообложения. Глава 21 НК РФ и п. 6 ст. 346.25 НК РФ ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями НК РФ не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг). Из Определения ВС РФ следует, что НДС может быть принят к вычету при соблюдении установленных ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ условий, если рассматриваемый объект недвижимости не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

--------------------------------

<1> Данное Определение включено ФНС России в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 г. по вопросам налогообложения (п. 9), который письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 направлен налоговым органам для использования в текущей работе.

 

С учетом вышеизложенного также отмечаем, что в НК РФ нет прямого запрета принимать к вычету НДС, который был исчислен организацией на УСН с объектом налогообложения "доходы" в качестве налогового агента на основании абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, если право на вычет данного НДС у организации появилось в том же периоде, когда она утратила право на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Право на вычет НДС, исчисленного налоговым агентом в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, и смена налоговых режимов произошли в одном квартале. Приобретенный объект недвижимости (здание) не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

16.02.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

 

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 23 ноября 2023 г., по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленного организацией в отношении приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в случае перехода организации на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.

Пунктом 3 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что суммы НДС, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 5.3, 6, 6.1, 6.2 и 8 статьи 161 Кодекса, подлежат вычетам при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он исчислил НДС в соответствии со статьей 161 Кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 62-О (далее - Определение N 62-О), указанным пунктом 6 статьи 346.25 Кодекса урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики, перешедшие на общую систему налогообложения, получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Кодекса).

Вместе с тем Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 24 мая 2021 г. N 301-ЭС21-784 (далее - Определение N 301-ЭС21-784), определив направить дело А38-8598/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Марий Эл, пришла к выводу, что само по себе то обстоятельство, что спорные суммы "входящего" НДС были предъявлены обществу в период осуществления строительства и применения им упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы", не могло служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода общества на общий режим налогообложения.

В Определении N 301-ЭС21-784 отмечается, что ни глава 21 Кодекса, ни статья 346.25 Кодекса, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения упрощенной системы налогообложения по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на общий режим налогообложения. Положения пункта 6 статьи 346.25 Кодекса ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями Кодекса не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг).

Определением N 301-ЭС21-784 установлено, что предъявленные в ходе строительства суммы "входящего" НДС могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, при соблюдении установленных статьей 169, пунктом 2 статьи 171 и пунктом 2 статьи 172 Кодекса условий, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

Учитывая изложенное, организации, перешедшей на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, при применении которой объектом налогообложения были выбраны доходы, при решении вопроса о принятии к вычету сумм НДС, исчисленных в соответствии со статьей 161 Кодекса в отношении приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, возможно руководствоваться правовой позицией, изложенной в Определении N 62-О, с учетом выводов, содержащихся в Определении N 301-ЭС21-784.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

09.01.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Доходы
Все новости по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Доходы
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 04.06.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф ввиду нереальности приобретения налогоплательщиком лома у спорного контрагента. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку реальность спорных хозяйственных операций не подтверждена, налоговые вычеты применены необоснованно. 

    Решение налогового органа не затрагивает права и обязанности контрагента налогоплательщика. В случае несогласия с выво

  • 04.06.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, указав на получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по договорам поставки. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладали признаками анонимных структур, на момент рассмотрения настоящего спора исключены из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с наличием недостоверных сведений, первичные докуме

  • 04.06.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени ввиду создания формального документооборота и получения в связи с этим необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям по приобретению полипропилена. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку сделки с контрагентами, обладающими признаками номинальных структур, не сопровождались реальным приобретением товара. 


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 04.06.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени ввиду создания формального документооборота со спорными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как в результате совместной деятельности налогоплательщика и лиц, входящих с ним в одну группу компаний, ими была реализована схема сокрытия операций по реализации налогоплательщиком товаров собственного производства, спорные контрагенты фактически

  • 01.06.2025  

    О признании недействительным решения налогового органа.

    Обстоятельства: Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДС и пени, установив факт неправомерного применения им налоговых вычетов по НДС.

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано ввиду отсутствия реальных хозяйственных отношений с контрагентами и создания формального документооборота. Дело в части отказа во взыскании пеней, начисле

  • 21.05.2025  

    В ходе проведения выездной налоговой проверки установлено неправомерное применение заявителем налоговых вычетов по НДС, а также необоснованность расходов по налогу на прибыль. По результатам проверки принято решение о доначислении налога на добавленную стоимость, налога на прибыль организаций, налога на доходы физических лиц, пени.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом до


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 01.06.2025  

    Налоговый орган доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.

    Итог: в удовлетворении требовани

  • 21.05.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислены УСН и штраф.

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку не соответствует действительным обстоятельствам дела вывод суда о том, что налоговым органом обеспечено участие общества в рассмотрении материалов проверки, и о том, что со стороны заявителя установлены недостоверные сведения об адресе фактического нахождения.

  • 14.05.2025  

    Обществу доначислены НДС, налог на прибыль, налог на имущество, штрафы по причине формального деления бизнеса путем разделения сотрудников на взаимозависимые организации с целью получения необоснованной налоговой экономии и неправомерного применения специальных налоговых режимов (УСН и ЕНВД).

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказан факт создания обществом противоправной схемы с участие


Вся судебная практика по этой теме »

Доходы
  • 01.09.2024  

    Налоговый орган приостановил операции по счетам предпринимателя в банке, ссылаясь на непредставление налоговых деклараций по общей системе налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель не представил доказательства, подтверждающие направление в налоговый орган заявления о переходе на УСН.

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.

  • 10.09.2023  

    Налоговый орган начислил налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, ссылаясь на занижение предпринимателем налоговой базы в результате невключения в нее дохода, полученного от реализации имущества.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку полученный предпринимателем доход от реализации спорной квартиры относится к доходу, полученному от предпринимательской деятельности.


Вся судебная практика по этой теме »