Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

Письмо Минфина России от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

Вопрос: Требуются разъяснения по вопросу применения действующих норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части правомерности принятия налога на добавленную стоимость (далее - НДС) к вычету организацией, выступающей налоговым агентом на основании п. 3 ст. 161 НК РФ и применяющей упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) с объектом налогообложения "доходы", в случае утраты данной организацией права на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ в период исчисления ею этого НДС в качестве налогового агента при соблюдении условий для вычета НДС.

Организации, которые применяют УСН, являются налоговыми агентами по НДС на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ, выставляют сами себе счет-фактуру при покупке государственного имущества (абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ).

В силу пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, превышает 150 млн руб.

Таким образом, в случае приобретения государственного либо муниципального недвижимого имущества, не закрепленного за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями, организация утрачивает право на применение УСН при превышении лимита, установленного в пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, с первого числа квартала, в котором было допущено несоответствие указанному лимиту (п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Организация становится налогоплательщиком на общей системе налогообложения с первого числа квартала, в котором она утратила право на УСН, и должна с этого квартала платить НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций в порядке для вновь созданных организаций (абз. 3 п. 4 ст. 346.13 НК РФ).

Согласно п. 6 ст. 346.25 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применявшие УСН, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему УСН, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении УСН, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.

Верховный Суд Российской Федерации в Определении от 24.05.2021 N 301-ЭС21-784 (далее - Определение ВС РФ) <1> признал, что НДС, предъявленный обществу в период применения им УСН с объектом налогообложения "доходы", может быть принят к вычету при исчислении обществом НДС после перехода на общий режим налогообложения. Глава 21 НК РФ и п. 6 ст. 346.25 НК РФ ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями НК РФ не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг). Из Определения ВС РФ следует, что НДС может быть принят к вычету при соблюдении установленных ст. 169, п. 2 ст. 171 и п. 2 ст. 172 НК РФ условий, если рассматриваемый объект недвижимости не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

--------------------------------

<1> Данное Определение включено ФНС России в Обзор правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2021 г. по вопросам налогообложения (п. 9), который письмом ФНС России от 28.07.2021 N БВ-4-7/10638 направлен налоговым органам для использования в текущей работе.

 

С учетом вышеизложенного также отмечаем, что в НК РФ нет прямого запрета принимать к вычету НДС, который был исчислен организацией на УСН с объектом налогообложения "доходы" в качестве налогового агента на основании абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, если право на вычет данного НДС у организации появилось в том же периоде, когда она утратила право на применение УСН на основании пп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ.

Право на вычет НДС, исчисленного налоговым агентом в соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 161 НК РФ, и смена налоговых режимов произошли в одном квартале. Приобретенный объект недвижимости (здание) не использовался для извлечения выгоды в период применения УСН, а облагаемые НДС операции с использованием этого объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

16.02.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 09.01.2024 г. № 03-07-11/258

 

В связи с обращением, зарегистрированным в Минфине России 23 ноября 2023 г., по вопросу принятия к вычету налога на добавленную стоимость (далее - НДС), исчисленного организацией в отношении приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, в случае перехода организации на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, Департамент налоговой политики сообщает.

В соответствии с пунктом 6 статьи 346.25 главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации и индивидуальные предприниматели, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса для налогоплательщиков НДС.

Пунктом 3 статьи 171 Кодекса предусмотрено, что суммы НДС, исчисленные в соответствии со статьей 161 Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3, 5.3, 6, 6.1, 6.2 и 8 статьи 161 Кодекса, подлежат вычетам при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в пункте 2 статьи 171 Кодекса, и при их приобретении он исчислил НДС в соответствии со статьей 161 Кодекса.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 января 2014 г. N 62-О (далее - Определение N 62-О), указанным пунктом 6 статьи 346.25 Кодекса урегулирован случай, когда соответствующие суммы НДС не были отнесены к расходам в рамках упрощенной системы налогообложения при выборе налогоплательщиком в качестве объекта налогообложения доходов, уменьшенных на величину расходов. В связи с этим налогоплательщики, перешедшие на общую систему налогообложения, получили возможность принять к вычету суммы НДС, подлежавшие отнесению, но не отнесенные ими к расходам при применении упрощенной системы налогообложения. Что же касается налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, то они не определяют расходы для целей налогообложения (статья 346.18 Кодекса), однако для них устанавливается меньшая налоговая ставка (статья 346.20 Кодекса).

Вместе с тем Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации Определением от 24 мая 2021 г. N 301-ЭС21-784 (далее - Определение N 301-ЭС21-784), определив направить дело А38-8598/2019 на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Марий Эл, пришла к выводу, что само по себе то обстоятельство, что спорные суммы "входящего" НДС были предъявлены обществу в период осуществления строительства и применения им упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения "доходы", не могло служить основанием для отказа в вычете названных сумм при исчислении НДС после перехода общества на общий режим налогообложения.

В Определении N 301-ЭС21-784 отмечается, что ни глава 21 Кодекса, ни статья 346.25 Кодекса, определяющие правила налогообложения при переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения с упрощенной системы налогообложения, не содержат запрета на вычет сумм НДС, предъявленных в период применения упрощенной системы налогообложения по товарам (работам, услугам), использование которых в облагаемой НДС деятельности начато после перехода на общий режим налогообложения. Положения пункта 6 статьи 346.25 Кодекса ни по своему буквальному содержанию, ни во взаимосвязи с иными положениями Кодекса не дают оснований для вывода об установлении законодателем такого рода запрета, а направлены на исключение возможности одновременного получения налоговой выгоды в рамках применения двух систем налогообложения при приобретении товаров (работ, услуг).

Определением N 301-ЭС21-784 установлено, что предъявленные в ходе строительства суммы "входящего" НДС могут быть приняты к вычету налогоплательщиком, ранее применявшим упрощенную систему налогообложения, при соблюдении установленных статьей 169, пунктом 2 статьи 171 и пунктом 2 статьи 172 Кодекса условий, если объект строительства не использовался для извлечения выгоды в период применения упрощенной системы налогообложения, а облагаемые НДС операции с использованием оконченного строительством объекта совершены после перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения.

Учитывая изложенное, организации, перешедшей на общий режим налогообложения в связи с утратой права на применение упрощенной системы налогообложения, при применении которой объектом налогообложения были выбраны доходы, при решении вопроса о принятии к вычету сумм НДС, исчисленных в соответствии со статьей 161 Кодекса в отношении приобретенного в период применения упрощенной системы налогообложения государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, возможно руководствоваться правовой позицией, изложенной в Определении N 62-О, с учетом выводов, содержащихся в Определении N 301-ЭС21-784.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

09.01.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

НДС
Все новости по этой теме »

Налоговые вычеты
Все новости по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все новости по этой теме »

Доходы
Все новости по этой теме »

НДС
Все статьи по этой теме »

Налоговые вычеты
Все статьи по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
Все статьи по этой теме »

Доходы
Все статьи по этой теме »

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

НДС
  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени, штрафы в связи с тем, что создана схема ухода от налогообложения посредством искажения сведений о фактах поставки товаров, оказания транспортных услуг. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты в хозяйственных операциях участвовали лишь формально (посредством фиктивного документооборота), поставка ими материалов, оказание услуг не п

  • 29.10.2025  

    Налоговый орган начислил НДС, пени, штраф в связи с созданием формального документооборота по сделкам со спорным контрагентом. 

    Итог: требование удовлетворено, так как подтверждено приобретение налогоплательщиком оборудования у контрагента, его использование в своей деятельности, признаков взаимозависимости лиц, возвратности денежных средств налогоплательщику не установлено.

  • 29.10.2025  

    Начислены НДС, налог на прибыль, пени ввиду неправомерного применения вычетов при отсутствии реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, не имеют необходимых ресурсов для исполнения договорных обязательств, налогоплательщиком не представлены первичные документы, содержащие ин


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые вычеты
  • 25.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, ссылаясь на необоснованное предъявление обществом налоговых вычетов по взаимоотношениям с контрагентом в рамках договора поставки строительных материалов. 

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не проверены доводы налогового органа об отсутствии доказательств транспортировки товаров контрагентом, о наличии у общества возможности приобрести такие же товары

  • 20.10.2025  

    Заявителю отказано в возмещении НДС ввиду того, что налоговым органом установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании заявителем формального документооборота группой аффилированных, взаимозависимых лиц в отношении перехода права собственности на отходы металлургического производства. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку передача заявителю отходов являлась формальной, оплата по договору со спорным постав

  • 07.10.2025  

    Оспариваемым решением обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как доказано получение обществом необоснованной налоговой экономии в виде завышения вычетов по НДС. 


Вся судебная практика по этой теме »

Упрощенная система налогообложения (УСН)
  • 29.10.2025  

    Решением начислены налог по УСН, штраф, указано на занижение налоговой базы, создание схемы дробления бизнеса. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, так как налоговым органом представлены доказательства создания формального документооборота налогоплательщиком, который фактически продолжал единолично осуществлять предпринимательскую деятельность в спорных торговых точках при номинальной передаче

  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, пени и штраф ввиду неправомерного применения обществом УСН путем занижения собственных доходов посредством вовлечения в оборот взаимозависимого лица, с которым контрагенты общества заключали договоры субподряда, при этом фактически работы выполнялись обществом. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие оснований для исчисления НДС по операциям от

  • 19.10.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС и пени, указав на применение обществом схемы минимизации налоговых обязательств путем переноса части выручки от изготовления и реализации готовой продукции на подконтрольных лиц, применяющих специальный налоговый режим. 

    Итог: в удовлетворении требования частично отказано, поскольку все организации являлись структурными подразделениями общества, имели общие финансовые, м


Вся судебная практика по этой теме »

Доходы
  • 09.09.2025  

    Проверкой выявлено отражение в налоговой декларации неверного объекта налогообложения (доходы) по сравнению с ранее заявленным в уведомлении (доходы, уменьшенные на величину расходов). 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку книга учета доходов и расходов и иные подтверждающие документы налогоплательщиком не представлены, достоверность заявленных показателей не подтверждена, размер нало

  • 01.09.2024  

    Налоговый орган приостановил операции по счетам предпринимателя в банке, ссылаясь на непредставление налоговых деклараций по общей системе налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку предприниматель не представил доказательства, подтверждающие направление в налоговый орган заявления о переходе на УСН.

  • 21.04.2024  

    По результатам камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.


Вся судебная практика по этой теме »