Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511

Письмо Минфина России от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511

Вопрос: Между Обществом с ограниченной ответственностью (далее по тексту - Организация) (покупатель) и иностранной компанией (поставщик услуг, оказываемых в электронной форме, состоит на учете в налоговых органах РФ) заключен Договор на оказание услуг в электронной форме (далее по тексту - Договор).

По данному Договору иностранная компания во II квартале 2022 г. уступила дебиторскую задолженность Организации третьему лицу - физическому лицу, резиденту Российской Федерации (далее по тексту - Новый кредитор).

В связи с данным обстоятельством у Организации возникли следующие вопросы.

В отношении порядка определения налоговой базы в случае уступки иностранной компанией, предоставляющей российской компании услуги в электронной форме, прав требования дебиторской задолженности

Уступка прав требования является самостоятельной сделкой, направленной на замену первоначального кредитора новым и на переход к нему прав требования в том объеме, в котором они существуют у первоначального кредитора к моменту уступки (п. 1 ст. 384 Гражданского кодекса РФ).

В связи с этим Организация исходит из того, что при заключении Договора Новому кредитору переходят права и обязанности иностранной компании в том объеме, в котором они существовали на день заключения Договора, включая право требовать от Организации оплаты услуг, оказанных в электронной форме, в соответствии с их фактической стоимостью, определенной условиями первоначального договора.

Таким образом, заключение Договора не влияет на обязательства Организации по оплате оказанных ей услуг - они остаются неизменными и должны быть исполнены в пользу Нового кредитора в полном объеме в соответствии с условиями договора, заключенного с первоначальным кредитором.

Согласно п. 2 ст. 174.2 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, действовавшей до 01.10.2022) при оказании иностранными провайдерами электронных услуг на территории РФ налоговая база по НДС определяется как стоимость услуг, включающая сумму налога, исчисленную исходя из фактических цен их реализации. Моментом определения налоговой базы является последний день налогового периода (квартала), в котором поступила (частичная) оплата таких услуг. При определении налоговой базы стоимость услуг в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на последний день налогового периода, в котором поступила оплата (частичная оплата) таких услуг (п. 4 ст. 174.2 НК РФ). При этом официальных разъяснений, устанавливающих дату определения налоговой базы по НДС в случае уступки прав требования иностранным провайдером услуг, оказанных в электронной форме, не существует.

В силу п. п. 2 и 3 ст. 382 Гражданского кодекса РФ уступка прав первоначального кредитора новому кредитору не требует согласия должника, его необходимо лишь письменно уведомить о состоявшейся уступке. В связи с этим Организация считает, что налоговая база по НДС должна определяться на последний день налогового периода, в котором она получила соответствующее уведомление от иностранной компании.

Учитывая вышеизложенное, верно ли, что в случае уступки иностранной компанией, оказывающей услуги в электронной форме, прав требования третьему лицу налоговая база по НДС должна определяться российским покупателем на последний день налогового периода, в котором он получил соответствующее уведомление от иностранной компании?

В отношении лица, на которого возлагается обязанность по исчислению и уплате налога

С 01.10.2022 при покупке услуг, оказанных в электронной форме, у иностранной компании российские организации исполняют функции налогового агента по НДС, включая исчисление, уплату НДС, отражение операций в своих налоговых декларациях по НДС (Федеральный закон от 14.07.2022 N 323-ФЗ).

Кроме того, фактически аналогичный порядок уплаты НДС применялся с 2019 г. на основании письменных разъяснений ФНС России (Письма ФНС России от 24.04.2019 N СД-4-3/7937, от 30.03.2022 N СД-4-3/3807@).

Учитывая вышеизложенное, верно ли, что обязанность по исчислению и уплате НДС с услуг, оказанных в электронной форме, задолженность по которым была уступлена во II квартале 2022 г. Новому кредитору, может быть исполнена Организацией как налоговым агентом и такое исполнение не повлечет в дальнейшем требований и доначислений со стороны налогового органа?

03.04.2024Российский налоговый портал

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ПИСЬМО

от 06.02.2024 г. № 03-07-08/9511

 

В связи с запросом, зарегистрированным в Минфине России 07.12.2023, о порядке исчисления налога на добавленную стоимость (далее - НДС) российской организацией, которая приобрела услуги в электронной форме у иностранной организации, переуступившей право требования оплаты за оказанные услуги в электронной форме до 1 октября 2022 года физическому лицу, при этом услуги оплачены российской организацией указанному физическому лицу после 1 октября 2022 года, Департамент налоговой политики сообщает, что решение поставленных в запросе вопросов предполагает проведение анализа заключаемых договоров. В то же время согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14 сентября 2018 г. N 194н, в Минфине России не рассматриваются по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.

Одновременно сообщаем, что в связи с вступлением в силу с 1 октября 2022 года положений Федерального закона от 14.07.2022 N 323-ФЗ согласно пункту 10.1 статьи 174.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при оказании иностранными организациями услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, организациям и индивидуальным предпринимателям, состоящим на учете в налоговых органах, исчисление и уплата налога производятся указанными организациями и индивидуальными предпринимателями в качестве налоговых агентов в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 161 Кодекса в случае приобретения у иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах либо состоящего на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке, товаров (работ, услуг), местом реализации которых в целях применения НДС признается территория Российской Федерации, налоговая база по НДС определяется налоговым агентом, приобретающим данные товары (работы, услуги) у иностранного лица.

Согласно пункту 2 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой этого налога, и иные обязанности, установленные главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса.

Учитывая изложенное, российская организация, которая приобрела у иностранного лица, но не оплатила до 1 октября 2022 года услуги в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и плата за данные услуги производится в адрес физического лица в связи с тем, что право требования оплаты к российской организации - покупателю переуступлено иностранным лицом этому физическому лицу, исчисляет и уплачивает в бюджет НДС в качестве налогового агента.

Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое мнение имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

В.А.ПРОКАЕВ

06.02.2024

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Эстонская история, или Когда Россия перейдет на электронные паспорта

Минкомсвязь разрабатывает очередной законопроект о едином ID-документе гражданина РФ. И хотя инициативу еще не представили, ее уже поддержали 60% россиян. Но готовы ли чиновники, их инфраструктура и сами граждане к таким переменам? Подробности и мнения экспертов ИТ-отрасли – далее.

Куда дует ветер перемен?

Проект Постановления № 272 ворвался на рынок грузоперевозок

Налоговые агенты. Исчисление и порядок удержания.
  • 13.03.2024  

    По результатам проверки налоговый орган вынес решение, в соответствии с которым была уменьшена сумма НДФЛ, излишне заявленного предпринимателем к возмещению.

    Итог: в удовлетворении требования отказано исходя из необоснованного учета предпринимателем в качестве профессионального налогового вычета суммы расходов, превышающей сумму доходов от осуществления предпринимательской деятельности, вследствие которог

  • 28.11.2023  

    Вступившим в законную силу судебным актом установлено, что в результате нарушения управляющим очередности погашения требований текущих кредиторов в бюджет РФ не была перечислена сумма текущих платежей по НДФЛ.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку управляющий, действуя разумно и добросовестно, должен был погашать текущие обязательства по НДФЛ в режиме второй очередности текущих платежей; у управляющег

  • 26.11.2023  

    Проверкой выявлено наличие у договора управления, заключенного обществом с индивидуальным предпринимателем, признаков трудового договора, необоснованное неотражение выплаченных по договору вознаграждений в целях удержания НДФЛ и страховых взносов.

    Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку при определении размера налоговой задолженности общества не были приняты во внимание уплаченные предпринима


Вся судебная практика по этой теме »

НДС
  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени, сделав вывод о наличии признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика и его контрагентов.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтверждено создание налогоплательщиком формального документооборота с контрагентами, обязательства по грузоперевозкам контрагентами не исполнены, включение налогоплательщиком в состав налоговых вычетов п

  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что налогоплательщик не осуществлял реальных хозяйственных операций со спорными контрагентами, а лишь создал формальный документооборот с целью получения необоснованной налоговой экономии.

    Итог: требование удовлетворено, поскольку спорные контрагенты являлись самостоятельными действующими юридическими лицами, реальность хозяйственных о

  • 22.05.2024  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль, начислил пени и штраф, ссылаясь на то, что контрагенты налогоплательщика являются недобросовестными налогоплательщиками, реальность хозяйственных операций налогоплательщиком не подтверждена.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что в действительности хозяйственные операции спорными контрагентами не осуществлялись и не могли ос


Вся судебная практика по этой теме »