Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Заполнение отчетов о прослеживаемости товаров

Заполнение отчетов о прослеживаемости товаров

Уже почти год в отношении некоторых видов товаров в Российской Федерации применяется система прослеживаемости, пока, правда, в экспериментальном порядке (поскольку санкции за ее несоблюдение временно не действуют[1]). Впрочем, скоро штрафов за нарушения нарушителям будет не избежать[2]. Поэтому надо разобраться, как заполняется необходимая при прослеживаемости товаров отчетность. Это может коснуться любого налогоплательщика, тем более что перечень прослеживаемых товаров будет постепенно расширяться

29.03.2022
Автор: Сухов А. Б., эксперт журнала

Об уведомлении об остатках товаров

Первым отчетным документом в отношении прослеживаемых товаров стало уведомление об имеющихся остатках товаров, подлежащих прослеживаемости[3] (далее – уведомление). В первую очередь на основании п. 28 Положения о национальной системе прослеживаемости товаров[4] (далее – Положение) его следовало представить в налоговый орган на дату вступления в силу акта Правительства РФ, утверждающего перечень таких товаров. Имеется в виду Постановление Правительства РФ от 01.07.2021 № 1110, оно действует с 08.07.2021.

Но подача уведомления не стала разовым случаем. Есть несколько поводов для представления уведомления.

Во-первых, в перечень прослеживаемых товаров могут быть внесены изменения. В таком случае надо подать уведомление об остатках именно по тем товарам, в отношении которых внесены изменения[5] (это касается и тех экономических субъектов, которые уже участвовали в системе прослеживаемости, и тех, которые попали в нее в связи с внесением изменений).

Во-вторых, в аналогичный срок надо представлять уведомление в отношении следующих товаров, подлежащих прослеживаемости[6]:

  • приобретенные после дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1110, то есть 08.07.2021, или последующих постановлений,

    утверждающих изменения в перечне товаров, подлежащих прослеживаемости, у физических лиц, использовавших указанные товары для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;

  • приобретенные в такой же ситуации у плательщиков налога на профессиональный доход;
  • приобретенные в той же ситуации, ранее конфискованные, обращенные в собственность государства в соответствии с законодательством РФ, приобретенные у Росимущества и уполномоченных контролирующих органов;
  • возвращенные в оборот физическими лицами, приобретавшими указанный товар до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1110 (изменений в нем), для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд;
  • возвращенные в оборот плательщиками налога на профессиональный доход, приобретавшими данный товар до дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1110 (изменений в нем);
  • ввезенные после дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1110 (изменений в нем) на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, при условии использования в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов.

В строке 18 уведомления указывается стоимость товаров (без НДС). Имеется в виду стоимость принятия товара к бухгалтерскому учету, то есть балансовая стоимость имущества, являющегося в соответствии с п. 2 Положения товаром, подлежащим прослеживаемости, в размере по состоянию на дату оформления первичного учетного документа.

В случаях включения товаров, подлежащих прослеживаемости, в комплект в строке 18 уведомления стоимость таких товаров прописывается как пропорциональная часть стоимости всего основного средства либо ставится ноль («0»), если основное средство полностью самортизировано (см. Письмо ФНС России от 01.09.2021 № ЕА-4-15/12341@).

Самый регулярный отчет о прослеживаемых товарах

В настоящее время основным в отношении прослеживаемости является отчет об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости[7] (далее – отчет). Согласно п. 32 Положения отчет представляется не позднее 25‑го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, только при наличии в отчетном периоде (квартал) операций с товарами, подлежащими прослеживаемости.

В строках титульного листа указываются данные налогоплательщика, подающего отчет, в частности, в поле «По месту нахождения (учета) (код)» – коды места представления отчета в налоговый орган, которые приведены в приложении 3 к Порядку:

Код

Наименование

116

По месту постановки индивидуального предпринимателя на учет в качестве налогоплательщика

213

По месту постановки на учет организации в качестве крупнейшего налогоплательщика

214

По месту постановки на учет организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком

215

По месту постановки на учет правопреемника, не являющегося крупнейшим налогоплательщиком

216

По месту постановки на учет правопреемника, являющегося крупнейшим налогоплательщиком

227

По месту постановки на учет участника договора инвестиционного товарищества – управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета

231

По месту нахождения налогового агента

250

По месту постановки на учет налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции

331

По месту осуществления деятельности иностранной организации через отделение иностранной организации

Непосредственно операции, подлежащие прослеживаемости, отражаются в табличной части отчета отдельно по каждой операции в отношении партий товара, которым присвоен регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (п. 3 Порядка).

В одной строке отчета фиксируются сведения о товарах, имеющих одинаковую стоимость единицы товара (в рамках одного вида операции в соответствии с приложением 1 к Порядку). В этой строке заполняются подстроки граф 10–13 по каждому регистрационному номеру партии товара, подлежащего прослеживаемости, зафиксированному в графе 10 отчета.

Согласно п. 10 Порядка в графах отчета указываются следующие сведения:

№ графы

Отражаемые сведения

1

Номер строки

2

Дата совершения операции с товарами, подлежащими прослеживаемости

3

Код вида операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, в соответствии с приложением 1 к Порядку

4

Вид сопроводительного документа, отражающего содержание операции с товарами, подлежащими прослеживаемости, сведения о которой подлежат отражению в отчете: 1 – счет-фактура, 2 – корректировочный счет-фактура, 3 – универсальный передаточный документ, 4 – универсальный корректировочный документ, 5 – иной первичный учетный документ

5

Номер сопроводительного документа, отраженного в графе 4

6

Дата сопроводительного документа, указанного в графе 4

7

Наименование контрагента участника оборота товаров, подлежащих прослеживаемости (наименование юридического лица, наименование представительства (филиала) иностранной организации, иного обособленного подразделения, осуществляющего деятельность на террито-

 

рии РФ, либо фамилия, имя, отчество (при наличии) физического лица, поставленного на учет в налоговом органе на территории РФ в качестве индивидуального предпринимателя), которому передается право собственности на товары, подлежащие прослеживаемости, или который передает право собственности на товары

8

ИНН налогоплательщика, наименование которого прописано в графе 7

9

Код причины постановки на учет в налоговом органе на территории РФ того же налогоплательщика (при отсутствии данных эта строка не заполняется)

10

Регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости (РНПТ)

11

Количественная единица измерения товара (код), используемая в целях осуществления прослеживаемости, в соответствии с перечнем товаров, подлежащих прослеживаемости на территории РФ, утверждаемым постановлением Правительства РФ

12

Количество товара, подлежащего прослеживаемости, в количественной единице измерения товара, используемой в целях осуществления прослеживаемости

13

Стоимость товаров, подлежащих прослеживаемости, без НДС, указываемая отдельно по каждому регистрационному номеру партии товара, подлежащего прослеживаемости, зафиксированному в соответствующей подстроке графы 10 отчета

Графа 10 «Регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости» обязательна к заполнению. Согласно п. 13 Положения поставщик при реализации товаров, подлежащих прослеживаемости, обязан обеспечить наличие и правильность указания реквизитов прослеживаемости, в том числе РНПТ, в счетах-фактурах и универсальных передаточных документах, а покупатель при приобретении товаров, подлежащих прослеживаемости, в свою очередь, обязан удостовериться в наличии и правильности проставленного в счете-фактуре и универсальном передаточном документе РНПТ, а также обеспечить правильность его указания в документах, содержащих реквизиты прослеживаемости, отчете.

В соответствии с Правилами заполнения счета-фактуры[8] (далее – Правила) при наличии в счетах-фактурах ошибок в реквизитах прослеживаемости продавец товара, подлежащего прослеживаемости, составляет исправленный счет-фактуру.

Поэтому при отсутствии в полученном от поставщика счете-фактуре либо универсальном передаточном документе РНПТ покупателю следует обратиться к поставщику с целью оформления исправленного счета-фактуры либо исправленного универсального передаточного документа и указания в нем корректного РНПТ последним (см. Письмо ФНС России от 19.10.2021 № ЕА-4-15/14819@).

Обратите внимание:

В целях исполнения обязанности, предусмотренной в п. 13 Положения, налогоплательщик вправе использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте ФНС (nalog.gov.ru), «Проверка регистрационного номера партии товара», позволяющий определить достоверность и правильность РНПТ, указанного продавцом в счете-фактуре или универсальном передаточном документе.

Международное движение прослеживаемых товаров

Есть еще два вида уведомлений, которые может иногда представлять участник оборота прослеживаемых товаров. Это уведомление о перемещении товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории Российской Федерации или иных территорий, находящихся под ее юрисдикцией, на территорию другого государства – члена Евразийского экономического союза (уведомление о перемещении) и уведомление о ввозе товаров, подлежащих прослеживаемости, с территории другого государства – члена Евразийского экономического союза на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией[9] (уведомление о ввозе).

В соответствии с п. 23 и 25 Положения представлять эти уведомления в налоговый орган надо в течение пяти рабочих дней с даты отгрузки прослеживаемых товаров либо с даты принятия их на учет соответственно.

В числе показателей, которые вносятся в данные уведомления, имеется цифровой код государства – члена Евразийского экономического союза, в котором поставлено на учет лицо, которому передано право собственности на подлежащие прослеживаемости товары (поле 7а). Этот код указывается согласно Общероссийскому классификатору стран мира (ОКСМ)[10].

К сведению:

В настоящее время помимо Российской Федерации в ЕАЭС входят Республика Армения (код 051), Республика Беларусь (112), Республика Казахстан (398), Киргизская Республика (417).

В строках 7б и 7в уведомлений указываются идентификационный код (номер) и юридический адрес государственной регистрации юридического лица государства – члена ЕАЭС, представительства (филиала) иностранной организации, иного обособленного подразделения, осуществляющего деятельность на территории государства – члена Евразийского экономического союза, физического лица, поставленного на учет в качестве индивидуального предпринимателя в государстве – члене ЕАЭС, соответственно. То есть это именно данные, установленные согласно законодательству иного государства – члена ЕАЭС (не Российской Федерации).

В строке 8 указывается признак в зависимости от вида сопроводительного документа: 1 – счет-фактура, 2 – универсальный передаточный документ, 3 – иной первичный учетный документ.

В строке 9 уведомления о перемещении отражаются сведения о пунктах назначения (доставки, разгрузки) товара, подлежащего прослеживаемости, находящихся на территории государств – членов ЕАЭС, строго в соответствии с сопроводительным документом, проставленном в строке 8.

При отсутствии названных данных в сопроводительном документе, указанном в строке 8, строка 9 не заполняется.

Но в строке 9 уведомления о ввозе ставится классификационный код товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза[11] количеством знаков до десяти. Для каждого кода составляется и направляется отдельное уведомление.

При этом в строке 10 уведомления о ввозе указывается количество товара в соответствии с сопроводительным документом. Если уведомление оформляется на товары, прописанные в нескольких строках сопроводительного документа с одним и тем же кодом и единицей измерения, то в данной строке фиксируется общее количество товаров из сопроводительного документа с таким кодом. 

[1] Предполагается, что эти санкции не будут действовать примерно до середины 2022 года.

[2] Проект внесения изменений в КоАП РФ предусматривает, что невыполнение обязанности по представлению налоговому органу отчета об операциях с товарами, подлежащими прослеживаемости, а также искажение реквизитов прослеживаемости в отчете об операциях с названными товарами приводят к штрафу в размере

1 000 руб. за каждый отчет.

[3] Его форма и порядок заполнения утв. Приказом ФНС России от 08.07.2021 № ЕД-7-15/645@.

[4] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 01.07.2021 № 1108.

[5] Очевидно, также не позднее дня совершения операций с товарами, подлежащими прослеживаемости, теперь с теми, в отношении которых внесены изменения.

[6] При этом в поле «Признак уведомления» надо указывать признак 1, кроме случая подачи уведомления на товары, подлежащие прослеживаемости, ранее конфискованные, обращенные в федеральную собственность, приобретенные у Росимущества и иных уполномоченных контролирующих органов, когда указывается признак 2. В иных случаях в данном поле не указывается никакого значения (пп. «г» п. 1 Порядка заполнения уведомления).

[7] Форма и порядок заполнения (далее – Порядок) данного отчета утв. Приказом ФНС России № ЕД-7-15/645@, который в соответствии с Письмом ФНС России от 16.08.2021 № ЕА-4-15/11507@ вступил в силу с 11.09.2021.

[8] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137.

[9] Формы этих уведомлений и порядок их заполнения приведены в Приказе ФНС России № ЕД-7-15/645@.

[10] Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 14.12.2001 № 529‑ст.

[11] Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.09.2021 № 80 и действует с 01.01.2022. До этой даты применялась Единая ТН ВЭД, утв. Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54.

Бухгалтер Крыма, №3, 2022 год

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Торговля
  • 09.04.2014   О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость
  • 06.09.2010   Президиум ВАС РФ рассмотрит вопрос, какие затраты относятся к прямым
  • 03.05.2010   Учитывая характер оказанных услуг, в частности, отслеживание наличия полного ассортимента товара заказчика в магазинах, отслеживание и корректировка выкладки товаров на прилавках, обеспечение приоритетной выкладки товаров на кассах, стендах/паллетах при входе/выходе магазина, проведение рекламных акций, направленных на привлечение внимания покупателей к продукции заказчика, распространение информационных материалов о товаре в местах его реализации, суд усм

Вся судебная практика по этой теме »

Учетная политика предприятия
  • 16.01.2024  

    Общество ссылается на то, что учетные бухгалтерские регистры в бумажном виде не переданы, учетная политика по бухгалтерскому и налоговому учету также не передана.

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку все документы о финансово-хозяйственной деятельности общества, имевшиеся в распоряжении бывшего руководителя, переданы новому генеральному директору.

  • 03.05.2023  

    Определением частично удовлетворено заявление вновь утвержденного конкурсного управляющего и у бывшего конкурсного управляющего истребованы реестр текущих платежей, база 1С, бухгалтерские регистры и карточки счетов за период исполнения последним своих обязанностей, при этом в понуждении вновь утвержденного конкурсного управляющего принять имущество должника отказано. Дополнительным определением истребованы также копии правоу

  • 27.02.2023  

    Обществом было допущено искажение сведений о фактах хозяйственной жизни, об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и бухгалтерском учете, налоговой отчетности, в результате сокрытия объекта налогообложения.

    Итог: в удовлетворении требования отказано ввиду наличия у налогового органа правовых оснований для принятия решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогово


Вся судебная практика по этой теме »