
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. N Ф04-6005/2008(12805-А45-29)
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2008 г. N Ф04-6005/2008(12805-А45-29)
Налоговое законодательство не содержит положений, ограничивающих право инспекции на истребование документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в том числе и не относящихся к налоговой или бухгалтерской отчетности
15.10.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2008 г. N Ф04-6005/2008(12805-А45-29)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Западно-Сибирское речное пароходство" на постановление от 16.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-2228/2008 по заявлению открытого акционерного общества "Западно-Сибирское речное пароходство" к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск о признании недействительным требования,
установил:
открытое акционерное общество "Западно-Сибирское речное пароходство" (далее по тексту общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным требования N 1089 от 26.12.2007 межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области г. Новосибирск (далее по тексту инспекция) в части обязания предоставить копии ведомостей на получение сумм по рациону питания членов экипажей; платежных поручений; журналов проводок 70, 51 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; журнала проводок 70, 50 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм единого социального налога (далее по тексту ЕСН), страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на всех работников плавсостава, получивших денежную компенсацию взамен рациона питания; журнала-ордера по счету 68.1 (налог на доходы физических лиц) за период с 01.04.2006 по 31.10.2007 (ежемесячно); выписки из судовых журналов с 01.05.2006 на суда РТ 764, РТ 787, РТ 740, РТ 627, РТ 664, РТ 677, РТ 742, ОТ 2125, ОТ 2402, теплоход Шукшин, теплоход П. Яворовский, БТ 305, плотовод 692, плотовод 2402.
Заявленные требования мотивированы тем, что требования инспекции сформулированы некорректно, что не позволяет его исполнить, документы, запрашиваемые налоговым органом, переданы ему в оригиналах.
Решением от 20.03.2008 Арбитражного суда Новосибирской области требования общества удовлетворены. Признавая в оспариваемой части требование N 1089 от 26.12.2007 недействительным, арбитражный суд исходил из того, что налоговый орган злоупотребляет правом, требуя документы в копии, а также те которые в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" не являются первичными документами бухгалтерского учета.
Постановлением от 16.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение арбитражного суда отменено и принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение арбитражного суда первой инстанции. Податель жалобы считает, что апелляционным судом нарушены нормы процессуального права, судом не были исследованы и не дана оценка представленным обществом доказательствам, выводы суда не основаны на обстоятельствах дела.
Отзыв на кассационную жалобу от инспекции не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки, инспекцией в адрес общества было направлено требование N 1089 от 26.12.2007 о представлении документов.
Считая, что требование N 1089 от 26.12.2007 в части представления копии ведомостей на получение сумм по рациону питания членов экипажей; платежных поручений; журналов проводок 70, 51 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; журнала проводок 70, 50 за период с 01.04.2006 по 31.10.2007; индивидуальных карточек учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на всех работников плавсостава, получивших денежную компенсацию взамен рациона питания; журнала-ордера по счету 68.1 (налог на доходы физических лиц) за период с 01.04.2006 по 31.10.2007 (ежемесячно); выписки из судовых журналов с 01.05.2006 на суда РТ 764, РТ 787, РТ 740, РТ 627, РТ 664, РТ 677, РТ 742, ОТ 2125, ОТ 2402, теплоход Шукшин, теплоход П. Яворовский, БТ 305, плотовод 692, плотовод 2402, не соответствует налоговому законодательству, общество обжаловало его в этой части в арбитражный суд.
Отменяя решение арбитражного суда, и отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, апелляционный суд исходил из того, что в соответствии с налоговым законодательством, инспекция вправе затребовать, а налогоплательщик обязан представить необходимые для проведения выездной налоговой проверки документы, перечень которых не ограничен.
Кассационная инстанция, оставляя постановление без изменения, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации, которые представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки общества у него были запрошены копии документов, необходимых для ее проведения.
В Письме Минфина России от 04.12.07 г. N 03-02-07/1-468 указано, что налоговые органы в целях контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации вправе истребовать у налогоплательщика данные налогового и бухгалтерского учета, бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Налоговое законодательство не содержит положений, ограничивающих право инспекции на истребование документов, необходимых для проведения выездной налоговой проверки, в том числе и не относящихся к налоговой или бухгалтерской отчетности.
Арбитражный апелляционный суд, при принятии постановления, правильно применил нормы права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы общества, изложенные в жалобе, не опровергают выводов апелляционного суда.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 16.06.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу А45-2228/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
- 07.04.2017 ФНС утвердила форму уведомления о невозможности представить документы
- 13.05.2016 Налоговики при встречной проверке могут запрашивать выписку у банков
- 07.10.2013 Непредставление документов налогоплательщиком может быть вызвано разными причинами
- 12.08.2021 Порядок привлечения к ответственности за непредставление документов
- 07.11.2016 Налогоплательщики смогут отправить налоговикам многие документы в электронном виде
- 04.08.2014 Об открытых депозитах банки сообщат в налоговый орган
- 06.02.2013 Инспекция не вправе требовать документы, которые не являются основанием для расчета налога
- 05.02.2013 Формы статистической отчетности не являются документами, на основании которых исчисляются налоги
- 09.02.2012 Срок хранения «первички» истек: на проверку предъявить было нечего
- 27.09.2021 Можно ли изымать документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика: позиция ФНС
- 13.05.2019 ИФНС требует документы: на какие запросы нужно ответить, а какие можно игнорировать
- 08.09.2017 О спорах вокруг реквизитов запрашиваемых документов: нужны ли они в требовании?
- 06.07.2022 К чему приведет отказ предоставить документы в рамках «встречной» проверки
- 27.04.2016 Уточненка вместо документов: грозит ли штраф
- 11.09.2015 ФНС: представляемые в инспекцию документы принимаются и без печати
- 30.03.2011 Нельзя привлечь к ответственности за несвоевременное представление документов, не перечисленных инспекцией в требовании
- 19.08.2008 Когда документы унесла стихия
- 11.08.2008 «Штрафная» арифметика от налоговой
- 06.04.2025
Об истребовании
документации должника.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие сведений о дебиторах и кредиторах общества, мотивированных пояснений относительно установления обществом из оборотно-сальдовых ведомостей дебиторов и кредиторов (с указанием конкретных контрагентов) не позволило конкурсному управляющему в достаточной степени установить перечень таких лиц, отраженных в бухгалтерском
- 10.01.2024
Налоговый орган
запросил у общества договоры, акты выполненных работ, штатное расписание, общество указало на необоснованность запроса, наличие у налогового органа сведений о сделках.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как истребование указанных налоговым органом сведений обусловлено необходимостью подтверждения (опровержения) полноты и правильности исчисления и уплаты обществом страховых взн
- 09.10.2023
Оспариваемым решением
общество привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за непредставление части запрашиваемых документов.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку правом на истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого общества, налоговые органы наделены и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, в связи с чем выставление налоговым орг
- 04.08.2024
О включении
в третью очередь реестра требований кредиторов задолженности по договорам поставки и субаренды самоходных машин.Итог: дело передано на новое рассмотрение, поскольку не учтено, что ст. 9 ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено, что все хозяйственные операции должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухга
- 21.04.2024
По результатам
камеральной проверки предпринимателю предложено уточнить налоговые обязательства с учетом применения общей системы налогообложения путем представления налоговых деклараций с отражением полученных доходов, провести корректировку данных бухгалтерского и налогового учета, уменьшить исчисленный в завышенном размере налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы.- 24.10.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, сделав вывод о создании налогоплательщиком условий, направленных исключительно на получение налоговой экономии при отсутствии реальных сделок с контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку все представленные документы подтверждают реальность совершенных сделок и их разумную деловую цель, обусловленную характером предпринимательской
- 24.10.2023
- 23.03.2025
Предпринимателю доначислены
НДС, НДФЛ в связи с организацией формального документооборота по поставке товара; взыскан штраф по ст. 126 НК РФ.Итог: требование удовлетворено частично, штраф снижен; дело в части НДФЛ направлено на новое рассмотрение, поскольку, признавая незаконным доначисление НДФЛ в связи с неосновательностью расчетов, суд не предложил налоговому органу устранить неточности в расчете; в у
- 22.12.2024
Начислены НДС,
пени ввиду незаконного применения вычетов в связи с покупкой лесоматериала; штраф по п. 1 ст. 126 НК РФ за отказ в предоставлении запрашиваемых документов.Итог: требование удовлетворено в части пеней за период моратория на банкротство. В удовлетворении требования в иной части отказано, так как контрагенты были "техническими" организациями (номинальность руководства, ненахождение по юридиче
- 22.12.2024
Штраф начислен
ввиду непредоставления обществом документов по требованию налогового органа.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку направленное обществу требование о представлении документов (информации) по сделке с контрагентом (проверяемым налогоплательщиком) соответствует НК РФ и содержит все необходимые сведения, позволяющие идентифицировать запрашиваемые документы, общество не направил
- 05.05.2025 Письмо Минфина России от 28.02.2025 г. № 03-02-08/19387
- 14.11.2024 Письмо Минфина России от 20.09.2024 г. № 03-02-08/91096
- 06.09.2013 Письмо Минфина РФ от 26 августа 2013 г. N 03-02-07/1/35025
- 12.05.2025 Письмо Минфина России от 13.01.2025 г. № 03-02-08/1102
- 05.12.2024 Письмо Минфина России от 25.10.2024 г. № 03-02-08/103734
- 16.07.2024 Письмо Минфина России от 24.04.2024 г. № 03-02-08/38517
- 25.06.2024 Письмо Минфина России от 20.05.2024 г. № 03-04-05/45535
- 23.02.2008 Письмо Минфина РФ от 13 февраля 2008 г. N 03-02-07/1-58
- 26.07.2007 Письмо Минфина РФ от 26 июля 2007 года N 03-02-07/1-348
Комментарии
Следует руководствоваться практикой ЕСПЧ, которая определяет, что налогоплательщик имеет право не свидетельствовать против себя. Конституция РФ ст. 51., т.е. не предоставлять налоговикам документы.