
Судебные дела / Постановления / Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.10.2014 г. № А09-8522/2013
Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 24.10.2014 г. № А09-8522/2013
Мотивируя вывод о недействительности оспариваемого решения в части, касающейся НДС, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что в счета-фактуры в которых предпринимателем не выделялась сумма НДС при реализации товаров, были в последующем внесены изменения, а электронная база данных Предпринимателя по предложению суда исследовалась налоговым органом. Однако, суды не учли, что по результатам исследования этой электронной базы сторонами был составлен акт, в котором отражено, что в электронной базе данных ИП отражены только даты изменений, но не существо изменений, внесенные в спорные счета-фактуры.
16.11.2014Российский налоговый порталАРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24.10.2014 г. № А09-8522/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2014 года г. Калуга
Арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ермакова М.Н.
судей Радюгиной Е.А., Чаусовой Е.Н.
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Гусаковой Светланы Николаевны 243240, Брянская обл., Стародубский р-н, п.Кирпичики ОГРНИП 3043253181001661 не явились, извещены надлежаще
от МИФНС России N 8 по Брянской области 243300, Брянская обл., г. Унеча, ул. Октябрьская, д. 15 ОГРН 1043257500000 Молодьковой С.А. - представитель, дов. от 12.03.14 г. N 7 Ляховой Л.М. - представитель, дов. от 09.06.14 г. N 28
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МИФНС России N 8 по Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 26.03.14 г. (судья Н.С.Гоманюк) и "постановление" Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.14 г. (судьи Е.В.Мордасов, К.А.Федин, Н.В.Еремичева) по делу N А09-8522/2013,
установил:
индивидуальный предприниматель Гусакова Светлана Николаевна (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным решение МИФНС России N 8 по Брянской области (далее - налоговый орган) от 05.07.13 г. N 03 (с учетом уточнений в порядке "ст. 49" АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 26.03.14 г. заявление в части признания недействительным оспариваемого ненормативного правового акта в части доначисления налогов и штрафов удовлетворено, в части взыскания пени по НДФЛ (2011 год), по НДС за 1,2,4 кварталы 2010 года и за 3 и 4 кварталы 2011 года выделено в отдельное производство.
"Постановлением" суда апелляционной инстанции от 01.07.14 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Предприниматель в отзыве на жалобу просит оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с "ч. 1 ст. 286" АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим "Кодексом".
Рассмотрев доводы жалобы и отзыва, выслушав представителей налогового органа, поддержавших доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судами, оспариваемый ненормативный правовой акт принят налоговым органом по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки (акт от 04.06.13 г. N 03).
Основанием для начисления налога на добавленную стоимость, соответствующей пени и привлечения Предпринимателя к налоговой ответственности по "п. 1 ст. 122" НК РФ за неполную уплату налога, уменьшения сумм НДС, заявленных к вычету явился вывод налогового органа о занижении Предпринимателем налогооблагаемой базы вследствие невключения в нее сумм налога при реализации товаров ряду контрагентов и о завышении налоговых вычетов, поскольку к вычету заявлялись суммы налога, уплаченные при приобретении товаров, реализация которых впоследствии осуществлялась в рамках розничной торговли, по которой применялся специальный налоговый режим - единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Основанием для начисления НДФЛ явился вывод налогового органа о необоснованном включении Предпринимателем в состав профессиональных налоговых вычетов сумм заработной платы, выплаченной продавцу, осуществлявшей продажу товаров в розницу, т.е. по деятельности, по которой применялся специальный налоговый режим в виде ЕНВД, а также включении в состав профессиональных налоговых вычетов в полном объеме расходов по приобретению товаров, часть из который впоследствии реализовывалась в рамках розничной торговли.
Решением УФНС России по Брянской области от 02.09.13 г. решение налогового органа было изменено - исключены частично начисленные суммы НДФЛ, пени и штрафа, в остальной части решение было оставлено в силе, после чего Предприниматель обратилась с настоящим заявлением в суд.
Удовлетворяя заявление Предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что акт выездной налоговой проверки не соответствует Требованиям к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.06 г. N САЭ-3-06/892@, поскольку не содержит систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушения "законодательства" и иных обстоятельств.
Суд апелляционной инстанции данный вывод поддержал.
Между тем, судами не учтено следующее.
Акт выездной налоговой проверки не является ненормативным правовым актом, который может быть обжалован заинтересованных лицом в порядке, установленном "главой 24" АПК РФ. Он является документом, оформляющим результаты налоговой проверки, на основании которого соответствующим должностным лицом налогового органа может быть принято решение в порядке "ст. 101" НК РФ. Несоответствие акта выездной налоговой проверки положениям "ст. 100" НК РФ либо ведомственного нормативного правового акта само себе не может являться основанием для признания недействительным решения, принятого по результатам рассмотрения данного акта.
В связи с этим при рассмотрении дела об оспаривании решения налогового органа, принятого по результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, судами следует в первую очередь оценивать соответствие требованиям "п. 8 ст. 101" НК РФ именно решения, а не акта.
Между тем, каких-либо выводов судов о том, что решение налогового органа 05.07.13 г. N 03 не соответствует требованиям "п. 8 ст. 101" НК РФ, обжалуемые судебные акты не содержат.
Мотивируя вывод о недействительности оспариваемого решения в части, касающейся налога на добавленную стоимость, суды первой и апелляционной инстанций сослались на то, что в счета-фактуры в которых Предпринимателем не выделялась сумма НДС при реализации товаров, были в последующем внесены изменения, а электронная база данных Предпринимателя по предложению суда исследовалась налоговым органом.
Однако, суды не учли, что по результатам исследования этой электронной базы сторонами был составлен акт от 30.01.14 г. (т. 5 л.д. 4-7), в котором отражено, что в электронной базе данных Предпринимателя отражены только даты изменений, но не существо изменений, внесенные в спорные счета-фактуры.
Кроме того, ссылаясь на внесенные в счета-фактуры Предпринимателем изменения, суды не исследовали вопрос о том, произведены ли данные изменения в соответствии с "Правилами" ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (действовавшими в проверяемый период).
Согласно "п. 16" Правил при необходимости внесения изменений в книгу продаж регистрация счета-фактуры производится в дополнительном листе книги продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений.
Дополнительные листы книги продаж являются ее неотъемлемой частью.
Согласно "п. 28" Правил допускается ведение книги покупок и книги продаж в электронном виде. В этом случае по истечении налогового периода, но не позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, книга покупок и книга продаж распечатываются, страницы пронумеровываются, прошнуровываются и скрепляются печатью.
Допускается оформление дополнительных листов книги покупок и дополнительных листов книги продаж в электронном виде. В этом случае указанные дополнительные листы распечатываются, прикладываются соответственно к книге покупок или книге продаж за налоговый период, в котором был зарегистрирован счет-фактура до внесения в него исправлений, пронумеровываются с продолжением сквозной нумерации страниц книги покупок или книги продаж за указанный налоговый период, прошнуровываются и скрепляются печатью.
Таким образом, суд кассационной инстанции находит, что выводы судов в этой части не соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Кроме того, судом первой инстанции допущено грубое нарушение норм процессуального права.
В силу "ч. 3 ст. 130" АПК РФ арбитражный суд первой инстанции вправе выделить одно или несколько соединенных требований в отдельное производство, если признает раздельное рассмотрение требований соответствующим целям эффективного правосудия
В рамках настоящего дела Предпринимателем оспаривался один ненормативный правовой акт - решение налогового органа от 05.07.13 г. N 03. Оспаривание начисленных данных решением сумм налогов и пеней не являются самостоятельными требованиями, поскольку суммы начисленных пеней являются производными от начисленных сумм налогов и неразрывно связаны между собой. Лишь оспаривание размера налоговых санкций может производиться отдельно от начисленных сумм налогов, если налогоплательщик полагает отсутствие своей вины либо наличие обстоятельств, смягчающих его ответственность.
В связи с этим немотивированное выделение в отдельное производство оспаривания сумм начисленных указанным решением налогового органа сумм пеней не соответствует целям эффективного правосудия, является грубым нарушением норм процессуального права, которое может привести к принятию неправильного решения.
Судом апелляционной инстанции данное нарушение устранено не было.
При таких обстоятельства суд кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемых судебных актов в полном объеме и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения отмеченных нарушений и недостатков.
Руководствуясь "п. 3 ч. 1 ст. 287", "ст. 288", "ст. 289" АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 26 марта 2014 года и "постановление" Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2014 года по делу N А09-8522/2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Брянской области.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия, и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке кассационного производства.
Председательствующий
М.Н.ЕРМАКОВ
Судьи
Е.А.РАДЮГИНА
Е.Н.ЧАУСОВА
Темы: Объект налогообложения  Порядок определения налоговой базы  Оформление счетов-фактур  
- 01.03.2022 Утверждены изменения в форму декларации по НДС, порядок ее заполнения, а также форматы представления в электронном виде
- 25.10.2021 Просроченные подарочные сертификаты и НДС: разъяснения Минфина
- 25.10.2021 Налогоплательщик может не учитывать в налоговой базе по НДС полученную бюджетную субсидию
- 04.02.2022 Прочерки в счетах-фактурах: право или обязанность
- 07.09.2020 Физлицо сдает нежилое помещение в аренду. Надо ли платить НДС?
- 22.01.2020 Отмена НДС для микропредприятий: миф или реальность
- 24.06.2022 Особенности выставления счетов-фактур при ежедневных отгрузках одному и тому же покупателю
- 11.05.2021 Новые реквизиты счета-фактуры
- 08.02.2021 Порядок исправления технических ошибок в счетах-фактурах
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 04.10.2023 Командировка в Республику Беларусь: как учесть «иностранные» ГСМ?
- 25.08.2023 Как учитывается НДС, уплаченный поставщикам и подрядчикам за счет бюджетных инвестиций, полученных в 2018 году?
- 04.07.2023 Возврат денег от иностранной компании – как отразить операцию в декларации по НДС?
- 21.11.2022 Подлежат ли обложению НДС консультационные услуги, выполняемые на территории иностранного государства?
- 11.11.2022 Счет-фактура на основании решения суда – основание для признания выручки
- 04.07.2023 Порядок выставления счета-фактуры на аванс для компании-посредника
- 08.06.2023 Порядок выставления счета-фактуры при заключении договора аренды с доверительным управляющим
- 16.03.2023 Строка УПД «Товар (груз) передал/услуги, результаты работ, права сдал» в электронном документе
- 28.06.2023
Заказчик отказал
подрядчику в приемке и оплате части работ, заявив, что вместо выделения суммы НДС подрядчик применил коэффициент, не соответствующий условиям контракта.Итог: требование удовлетворено, поскольку отсутствие у подрядчика обязанности начислить НДС не исключает обязанности заказчика оплатить работы по цене, установленной контрактом, факт применения подрядчиком поправочного коэффициента не под
- 31.05.2023
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику (банкроту) НДС, пени и штраф, выявив, что он неправомерно заявил налоговый вычет по НДС по товарам (работам, услугам), приобретаемым для выполнения работ (оказания услуг), не признаваемых объектом налогообложения НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что с момента признания налогоплательщика банкротом его хозяйственная деятельн
- 16.10.2022
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, пени и штраф, указав на предоставление обществом документов, содержащих недостоверные сведения и не подтверждающих реальность хозяйственных операций по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано наличие недостоверной информации в представленных на проверку первичных документах, реальность сделок с заявле
- 02.02.2025
Налоговый орган
начислил НДС, пени, штраф в связи с неотражением реализации в адрес контрагентов, расходов на приобретение имущественных прав.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как на счет налогоплательщика поступили средства в счет погашения долга по договору займа, данные средства использованы им в своей деятельности, при этом по расчетному счету предоставление налогоплательщиком займа не
- 05.05.2024
Проверкой выявлено
получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по неподтвержденным сделкам.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку у заявленных контрагентов отсутствуют необходимые для исполнения договоров движимое и недвижимое имущество, персонал, транспортные средства, налоговая отчетность ими не представлялась либо представлялась с минимальными показателями, по месту гос
- 21.04.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны факты занижения обществом налоговой базы по НДС на сумму реализации строительных материалов, некорректного отражения спорных хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
- 08.09.2024
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДС и пени, выявив, что он неправомерно применил налоговые вычеты по НДС по счетам-фактурам, выставленным контрагентами.Итог: требование удовлетворено, поскольку установлено, что поставка контрагентами товаров налогоплательщику носила реальный характер и что при заключении договоров поставки налогоплательщик не преследовал цель уклониться от налогообложения.
- 23.08.2024
Налоговым органом
отказано в возмещении НДС, поскольку установлено наличие недостоверной информации, содержащейся в представленных обществом на проверку первичных документах, нереальности хозяйственных операций с заявленными контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом доказано получение обществом необоснованной налоговой выгоды.
- 18.08.2024
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДС, начислены пени и штраф в связи с неправомерным включением обществом в состав налоговых вычетов суммы НДС по счетам-фактурам, выставленным от имени контрагентов.Итог: в удовлетворении требования частично отказано, так как подтверждено создание обществом формального документооборота со спорными контрагентами с целью получения необоснованной налоговой выгоды в
- 21.10.2024 Письмо Минфина России от 27.09.2024 г. № 03-04-05/93981
- 21.05.2024 Письмо Минфина России от 23.04.2024 г. № 03-03-06/1/37822
- 27.02.2024 Письмо Минфина России от 25.01.2024 г. № 03-07-11/5724
- 28.03.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-07-11/132238
- 31.01.2025 Письмо Минфина России от 17.12.2024 г. № 03-07-11/127325
- 02.04.2024 Письмо Минфина России от 01.02.2024 г. № 03-07-03/8119
- 11.02.2025 Письмо Минфина России от 20.01.2025 г. № 03-07-09/4132
- 26.12.2024 Письмо Минфина России от 13.11.2024 г. № 03-07-11/111805
- 19.12.2024 Письмо Минфина России от 10.09.2024 г. № 03-07-11/86150
Комментарии