
Определение КС РФ №100-O от 17.11.1997
Согласно статье 44 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обращение в Конституционный Суд Российской Федерации может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Конституционного Суда Российской Федерации. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается.
Постановление Конституционного суда РФ от 11 ноября 1997 г. № 16-П
Постановление КС РФ №16-П от 11.11.1997
Наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия. Вместе с тем, поскольку Правительство Российской Федерации, с одной стороны, в рамках своей компетенции обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, в том числе налоговой, политики (статья 114, пункт "б" части 1, Конституции Российской Федерации), а с другой стороны, осуществляет иные полномочия, возложенные на него федеральным законом (статья 114, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации), оно вправе на основании федерального закона установить порядок взимания сбора за пограничное оформление и конкретизировать установленные законодателем нормативные положения, определяющие существенные элементы налогового обязательства.
Определение КС РФ №111-O от 06.11.1997
Вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации положений статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", по существу, разрешен Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции".
Определение КС РФ №132-O от 06.11.1997
По смыслу части первой статьи 85 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", запрос о проверке конституционности нормативного акта органа государственной власти допустим, если заявитель считает его не подлежащим действию из-за его не конституционности, т.е. если запрос касается действующего нормативного акта.
Постановление КС РФ №13-П от 08.10.1997
В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" налог на городские (поселковые) земли определяется на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Устанавливаемая федеральным законом средняя ставка земельного налога представляет собой важную гарантию прав налогоплательщиков, однако она способна выполнять такую функцию только тогда, когда созданы определенные условия, реально ограничивающие свободу усмотрения законодательных органов субъектов Российской Федерации при исчислении ставок земельного налога. Это предполагает наличие единых правил использования средней ставки налога на земли городов и поселков, в частности при их дифференциации по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории.
Определение КС РФ №90-O от 01.10.1997
Из содержания статьи 13 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" следует, что она регламентирует ответственность налогоплательщиков только за нарушение налогового законодательства, закрепляя меры такой ответственности, в том числе штрафы, основания и порядок их применения. Санкции за превышение установленных лимитов наличных расчетов в статье 13 не предусматриваются и не могут быть предусмотрены, поскольку данное нарушение не относится к нарушениям налогового законодательства. Расчеты не являются элементом налоговой системы - предмета налогового законодательства, поэтому и санкции за несоблюдение порядка их осуществления также не могут быть отнесены к финансовым санкциям, указанным в статье 13 Закона.
Определение КС РФ №109-O от 01.10.1997
Установление налогов и сборов субъектами Российской Федерации "должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами". К общим принципам налогообложения отнесен и исчерпывающий перечень налогов и сборов. Указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу и является обязательным для всех субъектов Российской Федерации.
Письмо КС РФ от 11.07.1997
ограничительное толкование Постановления от 17 декабря 1996 года органами Государственной налоговой службы Российской Федерации, в частности разъяснение заместителя руководителя Государственной налоговой службы, данное в письме от 6 февраля 1997 г. No. ВК-4-11/5н "О взыскании государственными налоговыми инспекциями штрафов с организаций", о том, что данное Постановление Конституционного Суда касается только органов налоговой полиции и не ограничивает право государственных налоговых инспекций производить взыскание с организаций всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) и штрафов, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в бесспорном порядке, не соответствует смыслу и содержанию названного Постановления.
Определение КС РФ №84-O от 03.07.1997
Освобождение от обязанности платить законно установленные налоги является льготой. Решение вопроса об установлении налоговых льгот, о расширении или сужении круга лиц, на которых они распространяются, относится к исключительной компетенции законодателя.
Постановление КС РФ №10-П от 02.07.1997
Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации, вводя собственные налоги и сборы, должны учитывать, что согласно статье 75 (часть 3) Конституции Российской Федерации система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом, а потому они вправе устанавливать налоги и сборы лишь в рамках того перечня региональных налогов и сборов, который содержится в Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"
Постановление КС РФ №8-П от 20.05.1997
В случае таможенного правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы. В этом смысле конфискация как способ защиты публичных интересов выступает в качестве санкции за противоправное деяние, субъектами которого согласно статье 380 Таможенного кодекса Российской Федерации являются не только собственники имущества, но и иные лица.
Определение КС РФ №39-O от 10.04.1997
21 марта 1997 года Конституционным Судом Российской Федерации было вынесено Постановление, которым положения части второй статьи 18 и статьи 20 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" признаны соответствующими Конституции Российской Федерации с учетом вытекающего из части первой статьи 1 данного Закона права органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать и отменять налоги и сборы, а также льготы налогоплательщикам в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов. Таким образом, Конституционным Судом Российской Федерации по предмету, заявленному в запросе Администрации Хабаровского края, было принято решение, сохраняющее свою силу.
Постановление КС РФ №6-П от 01.04.1997
Введя своим Постановлением сбор за электроэнергию, отпускаемую предприятиям сферы материального производства, являющийся фактически новым федеральным налогом, Правительство Российской Федерации превысило свои полномочия, вмешалось в компетенцию федерального органа законодательной власти, нарушив тем самым конституционный принцип разделения властей и предусмотренный Конституцией Российской Федерации и федеральными законами порядок установления федеральных налогов и сборов. Кроме того, получение в результате взимания указанного сбора денежных средств, не предусмотренных доходной частью бюджета, ставит под сомнение правомерность их расходования Правительством Российской Федерации.
Постановление КС РФ №5-П от 21.03.1997
Применительно к субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления понятие "установление налогов и сборов" имеет иной юридический смысл. Вопрос об установлении местных налогов выходит за рамки предмета рассмотрения по данному делу. Что касается установления налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации, то оно должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в федеральном законе. При этом право субъектов Российской Федерации на установление налогов всегда носит производный характер, поскольку субъекты Российской Федерации связаны этими общими принципами.
Определение КС РФ №28-O от 19.03.1997
Решение Комиссии по этому вопросу не является актом привлечения к ответственности и как таковое не имеет самостоятельного юридического значения. Оно выступает лишь в качестве повода для принятия Президентом или Правительством соответствующих актов, применения ими установленных мер ответственности.
Определение КС РФ №56-O от 19.03.1997
Из сопоставления статей 46 (часть 2), 118 (часть 2), 120 (часть 2) и 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации следует, что иные акты, кроме законов, подлежат обжалованию в других судах в соответствии с их компетенцией, установленной Конституцией Российской Федерации и законами. Из этого исходит статья 3 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан", согласно которой суды рассматривают жалобы на любые действия (решения), нарушающие права и свободы граждан, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, и действий (решений), в отношении которых законодательством предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
Постановление КС РФ №4-П от 04.03.1997
Поскольку в статье 3 Закона "О рекламе" речь идет о нормативно - правовых актах, которые регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского законодательства, данная статья соответствует Конституции Российской Федерации с точки зрения разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.
Постановление КС РФ №3-П от 18.02.1997
Федеральные налоги и сборы следует считать "законно установленными", если они установлены федеральным законодательным органом, в надлежащей форме, то есть федеральным законом, в предусмотренном законом порядке и введены в действие в соответствии с действующим законодательством. Поскольку установленные оспариваемым Постановлением Правительства Российской Федерации лицензионные сборы за производство, розлив и хранение алкогольной продукции и за оптовую продажу алкогольной продукции по своей природе и содержанию являются федеральными, право на их установление принадлежит федеральному законодателю, который с этой целью должен принять федеральный закон в установленной Конституцией Российской Федерации процедуре.
Определение КС РФ №23-O от 04.02.1997
Указы Президента Российской Федерации, безусловно, должны соответствовать законам - таково требование статьи 90 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Проверка соответствия акта государственного или иного органа закону отнесена статьей 120 Конституции Российской Федерации к компетенции судов общей юрисдикции или арбитражных судов, и Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственна.
В разделе представлена наиболее интересная судебная практика по налоговым спорам. Каждый месяц в разделе Аналитика мы делаем обзор по этим решениям. Для более удобного поиска по решениям рекомендуем воспользоваться Рубрикатором
- Налоговый орган произвел доначисление земельного налога в отношении земельного участка, являющегося коллективной совместной собственностью членов садоводческого некоммерческого товарищества. Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку действующим правовым регулированием на СНТ возложена обязанность по уплате земельного налога, начисленного за земли общего пользования, принадлежащие его членам. ...
- Обществу доначислены НДС, штраф, пени ввиду неправомерного применения пониженной ставки НДС при реализации продовольственных и медицинских товаров. Общество не оспаривает доначисление НДС, но не согласно с начислением штрафа и пеней, поскольку при применении пониженной налоговой ставки оно фактически выполняло разъяснения уполномоченных органов. Итог: в удовлетворении требования отказано, так как ответы налогового органа на обращения нельзя признать р...
- Оспариваемым решением обществу доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем неправомерного учета расходов при налогообложении прибыли и принятия к вычету НДС по взаимоотношениям с контрагентом. Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды в рамках фиктивных финансово-хозяйственных отношений со спор...