
Аналитика / Налогообложение / Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
О поправках, внесенных «антиотмывочным» Законом, с которыми нужно ознакомиться уже сейчас
16.08.2013«Главная книга»Закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ (далее - Закон № 134-ФЗ)
30 июня на интернет-портале pravo.gov.ru официально опубликован Закон № 134-ФЗ <1>. Он содержит много поправок, и все они имеют одну цель: усилить противодействие незаконным финансовым операциям и борьбу с однодневками. Однако затронут они не только тех, кто обманывает государство. Подстраиваться под новые правила придется практически всем организациям. Причем часть изменений вносится в Налоговый кодекс - коснутся они в числе прочего и порядка представления деклараций.
Сроки вступления в силу у различных поправок разные. Одни вступают в силу со дня официального опубликования Закона № 134-ФЗ. Другие - по истечении 30 дней или 1 месяца с этого дня. Третьи - с 1 января 2014 г. Есть еще поправки, которые "ждут" 1 июля 2014 г. и 1 января 2015 г. О последних мы пока говорить не будем - это сейчас слишком отдаленная перспектива. Мы остановимся только на тех изменениях, к которым большинству организаций надо готовиться уже сейчас.
Изменения во взаимоотношениях с налоговыми органами
С 30.06.2013
(-) Налоговая будет получать компромат от полицейских "оперативников", если в ходе оперативно-разыскной деятельности они найдут что-то, говорящее о нарушении налогового законодательства <2>.
С 31.07.2013
(-) Инспекция будет писать письма только на юридический адрес организации, который указан в ЕГРЮЛ <3>. Следовательно, организациям придется подавать в ЕГРЮЛ данные о своих реальных адресах.
А вот индивидуальные предприниматели (нотариусы и иные самозанятые лица), а также простые граждане могут получать корреспонденцию от ФНС либо по месту своей регистрации, либо по любому другому адресу. Но этот адрес должен быть указан в госреестре налогоплательщиков (ЕГРН), для чего надо будет написать в инспекцию заявление (его форму должна утвердить налоговая служба).
(!) У налоговиков появится право вне рамок налоговых проверок требовать документы (а не просто информацию) по конкретной сделке у ее участников или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке <4>. Однако инспекторы должны обосновать необходимость получения документов и информации.
(!) У недобросовестных налогоплательщиков станет меньше способов скрыть деньги от бюджета. Налоговая служба сможет взыскивать недоимку (возникшую по итогам проверки и числящуюся более 3 месяцев) не только с проверяемого лица <5>:
<если> после проверки у фирмы ее выручка стала поступать в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, то в пределах этой выручки недоимку возьмут с этой материнской (дочерней или зависимой) компании. Теперь это правило будет распространяться и на ситуации, когда выручка поступает на счета нескольких компаний, а также если выручка идет не напрямую, а через промежуточные компании (даже если они не являются зависимыми по отношению к проверяемой фирме);
<если> после сообщения о назначении проверки из проверяемой фирмы вывели имущество в материнскую (дочернюю или иную зависимую) компанию, из-за чего недоимку с проверяемой фирмы инспекция не может взыскать, она снимет деньги с материнской (дочерней или зависимой) компании. Разумеется, недоимка будет взыскиваться только в пределах денег (имущества), выведенных из проверяемой компании.
При этом стоимость выведенного имущества будет определяться как его остаточная стоимость по данным бухучета на тот момент, когда проверяемая организация узнала (должна была узнать) о грядущей налоговой проверке.
С 01.01.2014
(-) При подаче налогоплательщиком уточненных деклараций с уменьшенной суммой налога, подлежащей уплате в бюджет, инспекция в ходе камеральной проверки может потребовать пояснения о причинах таких изменений. В течение 5 рабочих дней налогоплательщик должен будет такие объяснения представить <6>.
Аналогичных запросов стоит ждать и тем, кто будет подавать уточненную декларацию, в которой заявлена бОльшая сумма убытка, чем прежде. А налогоплательщик в течение тех же 5 рабочих дней должен будет обосновать размер полученного убытка. При этом можно представлять в инспекцию выписки из регистров налогового, бухгалтерского учета, иные документы, обосновывающие показатели уточненных деклараций <7>.
(!) Если же уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога или увеличенной суммой заявленного убытка налогоплательщик подаст в инспекцию по истечении 2 лет со дня, установленного для подачи первоначальной декларации, то налоговая в рамках камеральной проверки может потребовать <8>:
- первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в налоговой декларации;
- аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
С 01.01.2014
(!) Штраф за просрочку подачи декларации будет рассчитываться иначе: в одних ситуациях он может быть меньше, а в других - больше <9>. С нового года его будут считать так:
- по-прежнему штраф рассчитывается в размере 5% за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления. Только вот эти проценты будут считаться строго от не уплаченной в срок суммы налога;
- максимальная сумма штрафа будет ограничена 30% от суммы не уплаченного в срок налога;
- минимальная сумма штрафа по-прежнему 1000 руб.
Таким образом, если налог уплачен вовремя, то максимум, что ждет организацию за просрочку подачи декларации, - это штраф 1000 руб. И это справедливо, ведь деньги в бюджет перечислены.
Примечание. Сейчас есть несколько точек зрения относительно того, от какой суммы брать указанные 5% или 30% штрафа:
<или> от заявленной к уплате суммы налога в декларации - независимо от того, перечислена она в бюджет на дату подачи декларации или вынесения решения о наложении штрафа. Этот самый выгодный для бюджета вариант часто применяют инспекторы, игнорируя то, что в ст. 119 НК речь идет о неуплаченных суммах налога;
<или> от суммы налога, не уплаченной в срок по декларации (то есть следует рассчитывать штраф так, как это нужно будет делать с 1 января будущего года);
<или> от суммы налога, не уплаченной по декларации на дату вынесения налоговой инспекцией решения о привлечении к ответственности (так предлагала считать штраф в 2010 г. налоговая служба <10>).
Новое в НДС-учете и отчетности
С 01.01.2014
(-) Декларации по НДС все организации и предприниматели должны будут сдавать только в электронном виде. Причем независимо от численности работников <11>. Срок их подачи остался прежним - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом <12>.
Электронные НДС-декларации надо будет сдавать всем, кто выставит хотя бы один счет-фактуру с ненулевой суммой НДС <13>. К ним относятся в том числе:
- налоговые агенты по НДС, не являющиеся плательщиками этого налога;
- спецрежимники и другие компании, которые не должны платить НДС (к примеру, если они освобождены от этого налога).
В бумажном виде НДС-декларации в 2014 г. смогут сдавать только налоговые агенты, которые либо не являются плательщиками НДС, либо получили освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по ст. 145 НК РФ. Разумеется, при условии, что они не выставляли счета-фактуры с выделенным НДС другим организациям или предпринимателям.
СОВЕТ
Если вам в 2014 г. надо будет сдавать в инспекцию НДС-декларации, позаботьтесь заранее о заключении договора со спецоператором о сдаче отчетности в электронном виде.
Если же вместо электронной декларации организация или предприниматель сдаст бумажную, инспекция должна ее принять. Но может оштрафовать за неправильную форму декларации на 200 руб. <14> Правда, если за год надо представить всего одну декларацию (к примеру, упрощенцу, выставившему счет-фактуру с НДС), выгоднее заплатить этот штраф, чем оплачивать годовое обслуживание передачи электронной отчетности спецоператору.
(-) Посредники, которые сами плательщиками НДС не являются, но выставляют и/или получают счета-фактуры (в рамках договоров поручения, комиссии или агентских договоров), должны будут вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур в рамках данной деятельности <15>.
Примечание. В дальнейшем (с 2015 г.) такие посредники - неплательщики НДС будут представлять в электронном виде журналы учета в инспекцию до 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.
Новое во взаимоотношениях с банками
С 30.06.2013
(!) В определенных Законом № 134-ФЗ случаях банк может расторгнуть договор банковского счета со своим клиентом. За 60 дней до этого он должен письменно уведомить клиента <16>. А в течение 60 дней с даты направления банком такого уведомления почти все операции по счету будут запрещены. Исключения такие:
- банк сможет начислять проценты, предусмотренные договором;
- можно будет перечислять обязательные платежи (налоги, страховые взносы и т.д.);
- клиент сможет либо забрать остаток денег, либо перевести его на другой свой банковский счет.
Если же в течение этих 60 дней клиент не явится за деньгами, то банк их оставить у себя не сможет - он должен будет переслать деньги в Центробанк (который, кстати, устанавливает порядок возврата клиенту его денег) <17>.
Изменения в порядке госрегистрации юридических лиц
С 30.06.2013
(!) К регистрации юридических лиц и к сведениям, содержащимся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ), надо будет относиться серьезнее, в том числе и налоговой службе <18>:
- если из-за непредставления компанией данных о себе в ЕГРЮЛ, несвоевременного их представления либо представления недостоверных данных кому-то будет причинен убыток, то компания должна будет такой убыток возместить <19>. А если кто-то получит убытки из-за ошибок налоговой службы в госрегистрации юридического лица или из-за незаконного отказа в такой регистрации, такие убытки будет возмещать госказна <20>;
- прежде чем внести какие-то данные в ЕГРЮЛ, налоговая служба должна сообщить заинтересованным лицам о предстоящей регистрации изменений устава юридического лица <21>. Они могут быть против регистрации таких изменений, и ФНС должна будет учитывать это, прежде чем решиться на дальнейшие действия <22>. Эти поправки помогут, в частности, защитить компании от недружественных захватов;
- если компания зарегистрирована с грубыми нарушениями закона, которые нельзя исправить, то суд может признать госрегистрацию юридического лица недействительной <23>. Кстати, ранее у налоговой службы уже были полномочия при схожих обстоятельствах обратиться в суд с заявлением о ликвидации юридического лица <24>. Теперь же может получиться так, что как будто и вовсе не было неправильно зарегистрированной фирмы. И какие последствия это может иметь для тех, кто с ней в том или ином качестве сотрудничал, еще только предстоит узнать всем нам.
* * *
В заключение хотим упомянуть еще о том, что теперь:
- органы, занимающиеся оперативно-разыскной деятельностью, могут получить доступ к банковской тайне физических лиц - для этого им нужно получить судебное решение <25>;
- внесены изменения и в Уголовный кодекс <26>. В частности, касающиеся ответственности за нарушение валютного законодательства о зачислении на счета компании денег от иностранных контрагентов, а также за вывод денег из России под предлогом оплаты фиктивных услуг, работ или непоставленных товаров <27>.
-------------------------------
<1> ст. 4 Закона от 14.06.94 № 5-ФЗ
<2> п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 24 Закона № 134-ФЗ; ст. 11 Закона от 12.08.95 № 144-ФЗ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<3> п. 3 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона № 134-ФЗ; п. 5 ст. 31 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<4> п. 2 ст. 93.1 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 11 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<5> п. 4 ст. 10, п. 2 ст. 24 Закона № 134-ФЗ; подп. 2 п. 2 ст. 45 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<6> п. 3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); подп. "а" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<7> п. 4 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); подп. "б" п. 8 ст. 10 Закона № 134-ФЗ
<8> п. 8.3 ст. 88 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); подп. "д" п. 8 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<9> п. 1 ст. 119 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 13 ст. 10, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<10> Письмо ФНС от 26.11.2010 № ШС-37-7/16376@
<11> п. 3 ст. 80 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 6 ст. 10 Закона № 134-ФЗ
<12> п. 5 ст. 174 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 2 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<13> п. 5 ст. 173 НК РФ; подп. "а" п. 2 ст. 12 Закона № 134-ФЗ
<14> ст. 119.1 НК РФ
<15> п. 3.1 ст. 169 НК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ); п. 1 ст. 12, п. 3 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<16> ст. 6, п. 1 ст. 24 Закона № 134-ФЗ; п. 1.2 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<17> п. 3 ст. 859 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<18> ст. 4, п. 1 ст. 24 Закона № 134-ФЗ; ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<19> п. 2 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<20> п. 7 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<21> п. 3 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<22> п. 4 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<23> п. 6 ст. 51 ГК РФ (в ред. Закона № 134-ФЗ)
<24> п. 2 ст. 25 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ
<25> п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 24 Закона № 134-ФЗ; ч. 5, 6 ст. 26 Закона от 02.12.90 № 395-1
<26> п. 5 ст. 8, п. 1 ст. 24 Закона № 134-ФЗ
<27> ст. 193 УК РФ
Темы: НДС  Банки и финансовые институты  Налоговое право  Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности  Экономика  
- 08.06.2023 В правительстве поддержали отмену двойного взимания НДС при продаже автомобиля с пробегом
- 01.06.2023 Правительство внесло в Госдуму законопроект об НДС на апартаменты
- 31.05.2023 Путин обещал обсудить обнуление НДС для производителей спецэффектов
- 20.03.2023 Набиуллина: единовременный налог должны платить не использующие регуляторные послабления банки
- 18.01.2023 Сбербанк начал работать в Крыму
- 12.01.2023 ВТБ и Альфа-банк продают инвестиционные бриллианты без НДС
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 06.06.2023 ФНС банкротит птицефабрику «Лебяжье» в Ленобласти
- 06.06.2023 ФНС собирается полностью отказаться от бумажной отчетности
- 05.06.2023 Руководитель ФНС рассказал о списках блогеров в ответ на вопрос о проверках
- 03.11.2022 Для трансграничных расчетов российский SWIFT состыкуют с его аналогами
- 09.12.2019 Круглый стол «Криптоэкономика в России и в мире: последние тренды развития и регулирования»
- 06.09.2019 Банк России снизил ключевую ставку с 7,25 до 7%
- 27.04.2023 Как может измениться спрос на недвижимость в случае возвращения НДС на апартаменты
- 02.03.2023 Обнародованы критерии для самостоятельной проверки отчетности по НДФЛ, НДС и УСН
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.08.2022 Попавшие под санкции банки смогут приостанавливать операции в иностранной валюте
- 07.12.2021 Кредиты, заморозки, компенсации: чем обернутся банковские новшества
- 06.07.2021 Эксперты: новый налоговый режим для малого бизнеса может увеличить цены на услуги банков
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 12.08.2013 Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства
- 25.05.2023 В ФНС раскрыли, как изменят схему удержания налогов с работающих за рубежом
- 17.05.2023 Деньги с ЕНС будут списывать по новым правилам
- 15.05.2023 Налоговые риски: ФНС обновила критерии для назначения выездных проверок
- 08.05.2021 Прежде чем продавать свои услуги в Instagram убедись, что делаешь это законно
- 04.04.2017 Что говорят эксперты по последней новости о «Золотых парашютах»?
- 05.09.2013 Подоходный налог рассчитают сразу на всю семью
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штраф ввиду фиктивности сделок со спорными контрагентами, учета затрат по ним.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как подтверждено создание формального документооборота, не доказана реальность осуществления хозяйственных операций со спорными контрагентами, налогоплательщиком создана схема ухода от налогообложения с целью незаконной минимиз
- 05.06.2023
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, пени, штрафы ввиду получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по сделкам с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, так как спорные контрагенты обладают признаками анонимных структур, реальность хозяйственных отношений с ними не доказана, подтверждено выполнение работ по перевозке грузов силами налогоплательщика, установле
- 05.06.2023
Начислены налог
на прибыль, НДС, пени, штрафы исходя из того, что посредник в сделках по предоставлению в аренду имущества налогоплательщика участия не принимал, создан фиктивный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды.Итог: требование удовлетворено в части, так как при определении налоговых обязательств допущены арифметические ошибки. В иной части дело направлено на новое рассмотре
- 01.05.2013 Договоры страхования грузов (денежных средств), транспортируемых при инкассации, заключены в целях исполнения обязательств, возникающих при осуществлении основной деятельности банка. Как следует из содержания договоров, они заключены с целью минимизации возможных убытков, причиненных утратой имущества в процессе транспортировки. Следовательно, указанные расходы, как связанные с основной деятельностью банка, направленной на получение дохода, являются эконо
- 19.01.2013 Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, обратив внимание на то, что помимо сведений о наличии расчетных документов текущих требований четвертой очереди банк обладал информацией о том, что к должнику имеются текущие требования первой и второй очередей. При таких обстоятельствах, производя контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника, банк был
- 13.01.2013 Президиум ВАС РФ обозначил правовую позицию, согласно которой банк обязан осуществлять выплату по банковской гарантии при любом нарушении обеспеченного гарантией обязательства. Исключение составляют случаи, когда из текста гарантии прямо следует, что банк ограничил свою ответственность и принял на себя обязательство отвечать только за определенные нарушения принципалом обеспеченного обязательства.
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 30.08.2013
Система налогового учета организуется
налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.
- 14.11.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения, а также решения о приостановлении операций по всем расчетным счетам налогоплательщика.Итог: определение отменено в части приостановления исполнения решения о приостановлении опе
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи
- 07.11.2022
Клиент указывает
на то, что действия банка по блокировке работы в системе бизнес-онлайн являются необоснованными, нарушающими его права в сфере экономической деятельности и серьезно подрывающими его деловую репутацию.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку договор банковского счета расторгнут по заявлению клиента, что свидетельствует об отсутствии нарушения права клиента, связанного со снят
- 26.10.2022
Антимонопольный орган
признал обоснованной жалобу общества на действия заказчика при проведении открытого конкурса на оказание услуг по модернизации системы электронного документооборота аппарата правительства субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку требование заказчика о представлении контрактов за период ранее пяти календарных лет с даты объявления конкурса не отвечает целям в
- 02.10.2017
Выявив тот
факт, что уполномоченный орган предоставил обществу без документального подтверждения расходов на приобретение оборудования для создания производства субсидию из федерального бюджета на возмещение указанных расходов, управление выдало уполномоченному органу предписание предпринять меры по устранению выявленных нарушений. Требование удовлетворено. Факт поставки обществу оборудования доказан документально.
- 08.06.2023 Письмо Минфина России от 11.05.2023 г. № 03-07-08/42672
- 26.05.2023 Письмо Минфина России от 06.04.2023 г. № 03-07-08/30643
- 24.05.2023 Письмо Минфина России от 04.04.2023 г. № 03-07-13/1/29612
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 22.06.2016 Письмо ЦБ РФ от 31.05.2016 № 12-1-11/1229
- 10.10.2014 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
- 28.10.2022 Письмо ФНС России от 25.10.2022 г. № ПА-3-24/11714@.
- 15.11.2022 Приказ ФНС России от 27.06.2022 N ЕД-7-14/517@
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 16.08.2022 Письмо Минфина России от 25.07.2022 г. № 03-03-06/3/71408
- 18.09.2013 Проект Указания ЦБ РФ «Об осуществлении наличных расчетов»
- 29.08.2013 О внесении изменений в часть 2 статьи 6 и часть 1 статьи 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Комментарии