Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Не храните тайны в банках

Не храните тайны в банках

На саммите G-20 в Санкт-Петербурге одним из главных вопросов станет упразднение тайны банковских вкладов и финансовых операций. В России уже принят закон, по которому в следующем году банки обяжут передавать Федеральной налоговой службе информацию о движении средств физлиц. Правда, сами банкиры просят отсрочить начало действия закона на год, поскольку к обмену таким объемом информации не готовы ни они, ни налоговики

05.09.2013
«Коммерсантъ»
Автор: Екатерина Аликина

Этим летом Госдума утвердила закон "О противодействии незаконным финансовым операциям", который должен вступить в силу 1 июля 2014 года. Самое обсуждаемое положение документа касается открытия для налоговых служб доступа к информации о счетах физических лиц. С середины следующего года банки должны будут передавать в налоговую службу данные об открытии и закрытии всех счетов граждан. Также по запросу налоговики смогут получать выписки о движении средств, сведения о суммах вкладов. Правда, возможен столь подробный запрос только в том случае, если в отношении отдельно взятого гражданина осуществляется проверка. Напомним, сегодня налоговики получают информацию только по счетам и вкладам юрлиц и индивидуальных предпринимателей. 

Изменения коснутся и правоохранительных органов: в рамках расследования тяжких и особо тяжких преступлений органы оперативно-разыскной службы смогут запрашивать у банков информацию о счетах компаний и граждан. Для такого запроса понадобится санкция суда. Сейчас эта информация предоставляется только органам следствия при расследовании конкретного уголовного дела. Таким образом, полномочия и налоговиков, и правоохранительных органов расширяются. 

"Еще в процессе рассмотрения законопроекта мы выступали против этой нормы, поскольку она расширяет пределы понятия "банковская тайна", фактически размывает его,— рассказывает ведущий специалист правового департамента Ассоциации российских банков Вероника Кинсбурская.— Несмотря на наличие в документе положения, что информация может быть запрошена только по решению суда, все это может впоследствии отпугнуть клиентов банков. Учитывая наши реалии (например, случаи коррупции), граждане могут начать бояться открывать новые вклады и вести счета". 

Триумфальная свалка

Что касается банков, в целом они не против уточнения порядка запроса информации со стороны госорганов. Банкиры в связи с этим вспоминают поправки в закон "О банках и банковской деятельности", давшие органам внутренних дел право получать в кредитных организациях справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тогда банковское сообщество ожидало волну "пустых" запросов в свой адрес со ссылкой на необходимость выявления налоговых преступлений. Однако, к всеобщему удивлению, такой волны не последовало. "В целом список лиц, обладающих правом доступа к банковской тайне, периодически расширяется,— говорит начальник юридической службы КБ "Московское ипотечное агентство" Максим Князев.— Но ни одно из таких изменений, на мой взгляд, не создало для банковской системы России серьезных проблем, связанных с нежеланием клиентов продолжать работать в предлагаемом правовом поле. Поэтому изменения в части доступа к банковской тайне налоговых органов не будут особым образом отмечены со стороны клиентов кредитных организаций. Законопослушным гражданам, не имеющим долгов перед государством и не скрывающим свои доходы от налогов, бояться рассматриваемой законодательной инициативы не стоит". 

Если изменение доступа к банковской тайне кредитные организации в общем встретили спокойно и с пониманием, то предполагаемое начало реализации новшеств (с 1 июля 2014 года) вызывает у них вопросы. Дело в том, что банки пока не успевают нужным образом доработать информационные технологии. Президент Национального платежного совета Андрей Емелин уже подготовил соответствующее письмо председателю Центробанка Эльвире Набиуллиной, где банковское сообщество просит отложить начало применения закона "О противодействии незаконным финансовым операциям" до 1 января 2015 года. По словам Емелина, кредитным организациям необходимо время на коррекцию существующих правил внутреннего контроля, разработку дополнительных локальных документов. Также необходимо привести автоматизированные системы контроля в согласие с новыми требованиями. "Банки, да и сами налоговые органы вскоре столкнутся с серьезной организационной проблемой,— продолжает тему Максим Князев.— Открытие счетов физических лиц — это потоковый продукт, основанный на публичных отношениях. Теоретически банки могут автоматизировать у себя эти процессы. Но вот что будет с самой ФНС, когда к ней попадет весь тот безумный поток информации об открытых физическими лицами счетах, пока не ясно". 

Как бы то ни было, принятие закона "О противодействии незаконным финансовым операциям" — событие в русле мировых тенденций. "Мы движемся по западному пути,— говорит генеральный директор Центра антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл — Россия" Елена Панфилова.— Так как мы остаемся членами "восьмерки" и "двадцатки", то раз за разом подписываем все новые международные документы. Если мы хотим хоть как-то навести порядок с выведением средств из незаконной налоговой оптимизации, нам придется жить по новым правилам. Если же мы из этой системы выпадем, то неизбежно понесем глобальные экономические потери". 

Как отмечают эксперты, новый закон принят, чтобы прежде всего привести российское законодательства в соответствие с требованиями ФАТФ — межправительственной организации, созданной для борьбы с отмыванием денег. Если в России не будут появляться подобные законы, ее внесут в черный список стран, которые с отмыванием не борются. Что может повлечь серьезные санкции, вплоть до приостановки всех зарубежных финансовых операций. 

Перемены на западном фронте

Во всем мире тайна банковских вкладов все в большей степени становится условной. Так, Швейцария уже предоставила США полную информацию по нескольким тысячам американских вкладчиках в банках страны. Впервые система, защищавшая тайну банковских сбережений, пошатнулась в 2009 году, когда швейцарский банк UBS раскрыл американским властям данные по 4500 клиентам—гражданам США. После чего ему пришлось выплатить $780 млн штрафа, а подозрительные вкладчики были вынуждены забрать из него деньги. Немного позднее, в 2011 году, банк Credit Suisse также согласился предоставить США информацию о своих клиентах, подозреваемых в уклонении от уплаты налогов. В 2012 году брешь в банковской тайне страны пробил документ под неофициальным названием "закон Дювалье", который позволил замораживать активы членов правительств иностранных государств. 

Наконец, летом 2013 года правительство Швейцарии официально разрешило нескольким банкам сотрудничать с американскими властями. Согласно новой схеме раскрытия банковской тайны, властям США будут предоставляться детали счетов американских вкладчиков. Речь идет прежде всего о клиентах, уклоняющихся от уплаты налогов. Вслед за США желание получать аналогичную информацию о своих гражданах изъявили Великобритания, Франция и Германия. 

Евросоюз в целом движется в том же направлении. Так, Европейская комиссия готовит глобальный документ, который позволит создать единую базу данных компаний и частных вкладчиков, что даст возможность государственным чиновникам следить в том числе за деятельностью инвестиционных фондов. На данный момент активно поддерживают отказ от соблюдения банковской тайны власти Германии, Франции, Великобритании, Италии и Испании. Постепенно меняют свою позицию Австрия и Люксембург, которые раньше блокировали введение новых правил. Власти Люксембурга, например, со следующего года намерены предоставлять информацию о счетах иностранных компаний, а не только частных лиц. Вместе с тем строгую банковскую тайну все еще сохраняют Гибралтар, Монако, Андорра и Лихтенштейн. 

В отличие от Европы, где идут серьезные дебаты о банковской тайне, в США эти вопросы давно решены. Формально закон о тайне вкладов, существует там с 1970 года, однако информацию он практически не защищает. Банки обязаны предоставлять властям данные, которые могут быть необходимы в рамках расследования уголовных дел и при решении вопросов, связанных с налогами. Кроме того, данные о подозрительных денежных переводах сразу же поступают в центральный электронный архив, к которому имеют доступ ЦРУ, ФБР, налоговое ведомство, Агентство по борьбе с наркотиками. Клиентам банков о передаче в соответствующие службы такой информации при этом не сообщается. 

Таким образом, сегодня Россия делает решительные шаги на пути к отказу от банковской тайны, что соответствует мировой практике. 

"Законопослушным клиентам, которые не попадают под меры специального регулирования, новый закон не принесет никаких дополнительных трудностей. Документ вводится для повышения прозрачности и чтобы раскрывать движение незаконных активов. Беда наша заключается лишь в том, что в силу коррупционных тенденций даже такие правильные решения могут оказаться болезненными для обычных людей",— говорит Елена Панфилова. 

Осложняется ситуация техническими проблемами, которые не позволяют банкам качественно и вовремя перестроиться согласно принятым Думой положениям. Если сроки вступления в силу закона "О противодействии незаконным финансовым операциям" не будут отодвинуты на 2015 год, банки ожидает череда сбоев в работе. С другой стороны, Россия в случае отсрочки может не вписаться в имидж страны, которая отвечает требованиям, предъявляемым международным сообществом. Какое из зол меньшее, будет решать Центробанк.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все новости по этой теме »

Банки и финансовые институты
Все новости по этой теме »

Налоговое право
Все новости по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все новости по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все новости по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
Все статьи по этой теме »

Банки и финансовые институты
Все статьи по этой теме »

Налоговое право
Все статьи по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
Все статьи по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
Все статьи по этой теме »

Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы
  • 30.11.2016  

    Судами правильно применили нормы права, а также учли разъяснения Высшего арбитражного суда Российской Федерации, и пришли к обоснованному выводу, что общество в проверенном периоде получило необоснованную налоговую выгоду в виде применения УСН и освобождения от уплаты налогов по общей системе налогообложения.

  • 30.11.2016  

    Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности налоговым органом факта получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, поскольку реальность хозяйственных операций с поставщиком не подтверждена, сведения в представленных документах налогоплательщика недостоверны.

  • 29.11.2016  

    Как отмечено судами, из обжалуемых решений инспекции не следует, какие из выявленных фактов, якобы свидетельствующих о недостоверности и неполноте сведений, содержащихся в первичных документах и неудовлетворяющих требованиям статьи 169 Кодекса, действительно не соответствуют требованиям названной статьи Кодекса и приводят к искажению реквизитов счет-фактур. При этом инспекция не оспаривает, что приобретаемый товар был необхо


Вся судебная практика по этой теме »

Банки и финансовые институты
  • 01.05.2013   Договоры страхования грузов (денежных средств), транспортируемых при инкассации, заключены в целях исполнения обязательств, возникающих при осуществлении основной деятельности банка. Как следует из содержания договоров, они заключены с целью минимизации возможных убытков, причиненных утратой имущества в процессе транспортировки. Следовательно, указанные расходы, как связанные с основной деятельностью банка, направленной на получение дохода, являются эконо
  • 19.01.2013   Суд кассационной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции, обратив внимание на то, что помимо сведений о наличии расчетных документов текущих требований четвертой очереди банк обладал информацией о том, что к должнику имеются текущие требования первой и второй очередей. При таких обстоятельствах, производя контроль за соблюдением предусмотренной ст. 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника, банк был
  • 13.01.2013   Президиум ВАС РФ обозначил правовую позицию, согласно которой банк обязан осуществлять выплату по банковской гарантии при любом нарушении обеспеченного гарантией обязательства. Исключение составляют случаи, когда из текста гарантии прямо следует, что банк ограничил свою ответственность и принял на себя обязательство отвечать только за определенные нарушения принципалом обеспеченного обязательства.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
  • 20.12.2014  

    Неверное указание предпринимателем кода бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении.

  • 26.10.2014  

    Установив, что истребованная обществом бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.

  • 13.05.2014  

    Поскольку в силу п. 6 ст. 22 ФЗ от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ, положений ст. 48, 49, ст. 61, п. 8 ст. 63 ГК РФ незарегистрированная в установленном законом порядке организация, а равно и исключенная из ЕГРЮЛ, не признается участником гражданских правоотношений, налоговый орган пришел к обоснованному выводу, что представленные налогоплательщиком в обоснование расходов и налоговых вычетов документы не подтверждают реальность хозяйственных операций, поскольку


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
  • 05.05.2016   Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
  • 14.05.2014  
В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза (ч. 3 ст. 52 ТК ТС). Суд апелляционной инстанции установил, что решение от 30.01.2013 г. о вне
  • 27.02.2014  

    При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций налоговый орган обосновал необходимость участия сотрудников управления в мероприятиях налогового контроля, проводимых в ходе выездной налоговой проверки, тем, что требовалось проведение конкретных действий по розыску и опросу руководителей и сотрудников контрагентов общества - закрытого акционерного общества «Межрегионсоюзэнерго», общества «Санаторий Каширские роднички&raqu


  • Вся судебная практика по этой теме »

    Оптимизация налогообложения. Уклонение от уплаты налогов. Схемы

    Все законодательство по этой теме »

    Банки и финансовые институты
    Все законодательство по этой теме »

    Налоговое право

    Все законодательство по этой теме »

    Налогоплательщики. Все о правах и обязанностях
    Все законодательство по этой теме »

    Налоговые органы, милиция и т.п. Права и обязанности
    Все законодательство по этой теме »