Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства

Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства

12.08.2013
«КонсультантПлюс»
Автор: Керенский И.В.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий увеличение земельного налога для собственников и пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в случае неиспользования таких участков (далее – Законопроект). Это положение планируется распространять как на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, так и на земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Согласно Законопроекту налог будет исчисляться  по максимальной ставке (1,5 процента от кадастровой стоимости участка), если установлен факт неиспользования земельного участка. Налог по максимальной ставке в таком случае рассчитывается за весь налоговый период (календарный год), в котором обнаружено нарушение. Напомним, что по общему правилу максимальная налоговая ставка для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Неиспользование участка должно подтверждаться предписанием органа Росреестра об устранении соответствующего нарушения земельного законодательства. Сведения о таком нарушении будут доводиться данным ведомством до налоговых органов по месту нахождения участка в течение десяти рабочих дней с момента выдачи предписания. Если орган Росреестра установит факт устранения названного правонарушения, он обязан в течение десяти рабочих дней уведомить об этом налоговые органы. Напомним, что признаки неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности закреплены в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2012 N 369.

Отметим, что в Законопроекте предусматривается обязанность органов Росреестра сообщать в налоговые органы только о фактах неиспользования для сельхозпроизводства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В отношении участков, относящихся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, такой обязанности у ведомства не будет.

Стоит указать, что в судебной практике встречаются случаи начисления земельного налога по повышенной ставке, если установлено неиспользование участков для сельскохозяйственного производства. При этом существуют примеры согласия судов с выводами инспекции, несмотря на то что решение о начислении земельного налога принималось ей при отсутствии предписаний об устранении нарушений земельного законодательства (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2010 по делу N А66-10150/2009). В других случаях суды поддерживали позицию налогоплательщиков и указывали на отсутствие у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за землепользованием (см, например, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12).

В настоящее время законодательством предусмотрены негативные последствия для пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, если такие участки не используются в течение трех лет и более. Длительное неиспользование является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком , права пожизненного наследуемого владения земельным участком , аренды земельного участка  и собственности на него .

Кроме того, за длительное неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства предусмотрен административный штраф. Размер указанного штрафа для юридических лиц в настоящее время составляет от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), а за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения – от 80 до 100 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Следует обратить внимание на то, что в Госдуму был внесен проект Федерального закона N 325474-6, разработчики которого предлагают рассчитывать размер штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения в зависимости от кадастровой стоимости такого участка. В случае одобрения данного документа штрафы для юрлиц составят от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.

В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на землю
  • 15.11.2025  

    Основанием для выставления требования послужило неисполнение налогоплательщиком обязанности по уплате земельного налога за спорные земельные участки на основании налогового уведомления. 

    Итог: требование удовлетворено частично, поскольку документального обоснования права уплачивать земельный налог за спорные земельные участки по пониженной ставке, установленной для земельных участков, приобретенных (п

  • 11.10.2025  

    О признании незаконными действий налогового органа, выразившихся в применении повышающих коэффициентов при расчете земельного налога на земельные участки для индивидуального жилищного строительства. 

    Итог: дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не установлено, относятся ли оспариваемые обществом требования и решения налогового органа к исчислению и взысканию земельного налога в отношен

  • 28.09.2025  

    Налоговый орган начислил земельный налог, ссылаясь на неисчисление учреждением налога по земельным участкам, принадлежащим ему на праве постоянного бессрочного пользования. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что согласно сведениям, содержащимся в ЕГРН, спорные участки принадлежат учреждению на праве бессрочного пользования, изменения в ЕГРН не вносились. 


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 09.11.2025  

    В ходе проверки установлено, что обществом неправомерно предъявлен к вычету НДС и занижена база по налогу на прибыль в результате включения в состав затрат стоимости строительно-монтажных работ по договорам с заявленными контрагентами. 

    Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку спорные контрагенты не исполняли договоры подряда, фактически работы исполняло само общество; подтверждено создан

  • 10.08.2025  

    В адрес общества налоговым органом было направлено требование о предоставлении документации в отношении контрагента, которое обществом не исполнено. 

    Итог: требование удовлетворено, поскольку документация фактически запрошена в период проведения камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС, по причине чего требование налогового органа, предъявленное в отношении конкретной сделки, не подлежало

  • 16.07.2025  

    Налоговый орган доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил штраф, сделав вывод об искажении налогоплательщиком сведений о фактах хозяйственной деятельности в результате создания схемы ухода от налогообложения с участием контрагентов. 

    Итог: требование удовлетворено в части, касающейся доначисления налога на прибыль и НДС по взаимоотношениям с отдельными контрагентами, соответствующих сумм


Вся судебная практика по этой теме »