Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства

Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства

12.08.2013
«КонсультантПлюс»
Автор: Керенский И.В.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий увеличение земельного налога для собственников и пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в случае неиспользования таких участков (далее – Законопроект). Это положение планируется распространять как на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, так и на земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Согласно Законопроекту налог будет исчисляться  по максимальной ставке (1,5 процента от кадастровой стоимости участка), если установлен факт неиспользования земельного участка. Налог по максимальной ставке в таком случае рассчитывается за весь налоговый период (календарный год), в котором обнаружено нарушение. Напомним, что по общему правилу максимальная налоговая ставка для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Неиспользование участка должно подтверждаться предписанием органа Росреестра об устранении соответствующего нарушения земельного законодательства. Сведения о таком нарушении будут доводиться данным ведомством до налоговых органов по месту нахождения участка в течение десяти рабочих дней с момента выдачи предписания. Если орган Росреестра установит факт устранения названного правонарушения, он обязан в течение десяти рабочих дней уведомить об этом налоговые органы. Напомним, что признаки неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности закреплены в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2012 N 369.

Отметим, что в Законопроекте предусматривается обязанность органов Росреестра сообщать в налоговые органы только о фактах неиспользования для сельхозпроизводства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В отношении участков, относящихся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, такой обязанности у ведомства не будет.

Стоит указать, что в судебной практике встречаются случаи начисления земельного налога по повышенной ставке, если установлено неиспользование участков для сельскохозяйственного производства. При этом существуют примеры согласия судов с выводами инспекции, несмотря на то что решение о начислении земельного налога принималось ей при отсутствии предписаний об устранении нарушений земельного законодательства (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2010 по делу N А66-10150/2009). В других случаях суды поддерживали позицию налогоплательщиков и указывали на отсутствие у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за землепользованием (см, например, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12).

В настоящее время законодательством предусмотрены негативные последствия для пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, если такие участки не используются в течение трех лет и более. Длительное неиспользование является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком , права пожизненного наследуемого владения земельным участком , аренды земельного участка  и собственности на него .

Кроме того, за длительное неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства предусмотрен административный штраф. Размер указанного штрафа для юридических лиц в настоящее время составляет от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), а за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения – от 80 до 100 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Следует обратить внимание на то, что в Госдуму был внесен проект Федерального закона N 325474-6, разработчики которого предлагают рассчитывать размер штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения в зависимости от кадастровой стоимости такого участка. В случае одобрения данного документа штрафы для юрлиц составят от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.

В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на землю
  • 19.07.2017  

    Обстоятельства: Налоговый орган доначислил земельный налог в связи с занижением налоговой базы в связи с использованием при исчислении налога по земельному участку ставки в размере 0,3 процента, так как общество отнесло данный участок к землям, ограниченным в обороте, предоставленным для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

    Решение: В удовлетворении части требования отказано, поскольку спорный земельный участок находится в собствен

  • 12.06.2017  

    В случае установления судом рыночной стоимости земельного участка такие сведения подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости с момента вступления решения суда в законную силу и подлежат использованию для целей налогообложения с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости (статья 24.20 Закона об оценочной деятельности).

  • 05.04.2017   Судами правильно указано, что спорный земельный участок не относится к жилой зоне; помещения, расположенные на территории оздоровительного лагеря не могут рассматриваться ни как объекты жилищного фонда, ни как объекты инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, поскольку используются для оказания услуг, связанных с временным пребыванием граждан, соответственно они имеют иное функциональное назначение.

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »

Налог на землю
Все законодательство по этой теме »

Налоговое право

Все законодательство по этой теме »