Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Налогообложение / Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства

Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства

12.08.2013
«КонсультантПлюс»
Автор: Керенский И.В.

Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий увеличение земельного налога для собственников и пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в случае неиспользования таких участков (далее – Законопроект). Это положение планируется распространять как на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, так и на земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.

Согласно Законопроекту налог будет исчисляться  по максимальной ставке (1,5 процента от кадастровой стоимости участка), если установлен факт неиспользования земельного участка. Налог по максимальной ставке в таком случае рассчитывается за весь налоговый период (календарный год), в котором обнаружено нарушение. Напомним, что по общему правилу максимальная налоговая ставка для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Неиспользование участка должно подтверждаться предписанием органа Росреестра об устранении соответствующего нарушения земельного законодательства. Сведения о таком нарушении будут доводиться данным ведомством до налоговых органов по месту нахождения участка в течение десяти рабочих дней с момента выдачи предписания. Если орган Росреестра установит факт устранения названного правонарушения, он обязан в течение десяти рабочих дней уведомить об этом налоговые органы. Напомним, что признаки неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности закреплены в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2012 N 369.

Отметим, что в Законопроекте предусматривается обязанность органов Росреестра сообщать в налоговые органы только о фактах неиспользования для сельхозпроизводства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В отношении участков, относящихся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, такой обязанности у ведомства не будет.

Стоит указать, что в судебной практике встречаются случаи начисления земельного налога по повышенной ставке, если установлено неиспользование участков для сельскохозяйственного производства. При этом существуют примеры согласия судов с выводами инспекции, несмотря на то что решение о начислении земельного налога принималось ей при отсутствии предписаний об устранении нарушений земельного законодательства (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2010 по делу N А66-10150/2009). В других случаях суды поддерживали позицию налогоплательщиков и указывали на отсутствие у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за землепользованием (см, например, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12).

В настоящее время законодательством предусмотрены негативные последствия для пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, если такие участки не используются в течение трех лет и более. Длительное неиспользование является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком , права пожизненного наследуемого владения земельным участком , аренды земельного участка  и собственности на него .

Кроме того, за длительное неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства предусмотрен административный штраф. Размер указанного штрафа для юридических лиц в настоящее время составляет от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), а за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения – от 80 до 100 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Следует обратить внимание на то, что в Госдуму был внесен проект Федерального закона N 325474-6, разработчики которого предлагают рассчитывать размер штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения в зависимости от кадастровой стоимости такого участка. В случае одобрения данного документа штрафы для юрлиц составят от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.

В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налог на землю
  • 16.07.2018  

    Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка. Посчитав, что данный земельный участок относится к участкам, занятыми объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, общество при исчислении земельного налога применило налоговую ставку в размере 0,3 процента. Исследовав представленные в дело доказательства, суды установили, что спорный земельный участок имеет вид разреш

  • 11.07.2018  

    Нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования. Суды пришли к верному выводу о законности решения налогового органа от 18.07.2016 N 9090, которым обществу доначислен земельный налог исходя из кадас

  • 11.07.2018  

    По мнению компании, инспекция при исчислении земельного налога применила неверную кадастровую стоимость земельного участка, что повлекло завышение исчисленного земельного налога. Налоговый орган провел камеральную налоговую проверку уточненной налоговой декларации общества по земельному налогу за 2014 год, по результатам которой составил акт камеральной налоговой проверки. Инспекция установила, что налогоплательщик занизил н


Вся судебная практика по этой теме »

Налоговое право
  • 30.08.2013  

    Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

  • 29.08.2013  

    О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации

  • 21.08.2012  

    «Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года»


Вся судебная практика по этой теме »