![](/images/gb/bg-box-sg1.png)
Аналитика / Налогообложение / Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства
Планируется увеличить земельный налог в случае неиспользования земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, предусматривающий увеличение земельного налога для собственников и пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, в случае неиспользования таких участков (далее – Законопроект). Это положение планируется распространять как на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, так и на земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах.
Согласно Законопроекту налог будет исчисляться по максимальной ставке (1,5 процента от кадастровой стоимости участка), если установлен факт неиспользования земельного участка. Налог по максимальной ставке в таком случае рассчитывается за весь налоговый период (календарный год), в котором обнаружено нарушение. Напомним, что по общему правилу максимальная налоговая ставка для земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, составляет 0,3 процента кадастровой стоимости (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Неиспользование участка должно подтверждаться предписанием органа Росреестра об устранении соответствующего нарушения земельного законодательства. Сведения о таком нарушении будут доводиться данным ведомством до налоговых органов по месту нахождения участка в течение десяти рабочих дней с момента выдачи предписания. Если орган Росреестра установит факт устранения названного правонарушения, он обязан в течение десяти рабочих дней уведомить об этом налоговые органы. Напомним, что признаки неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности закреплены в Постановлении Правительства РФ от 23.04.2012 N 369.
Отметим, что в Законопроекте предусматривается обязанность органов Росреестра сообщать в налоговые органы только о фактах неиспользования для сельхозпроизводства земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения. В отношении участков, относящихся к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, такой обязанности у ведомства не будет.
Стоит указать, что в судебной практике встречаются случаи начисления земельного налога по повышенной ставке, если установлено неиспользование участков для сельскохозяйственного производства. При этом существуют примеры согласия судов с выводами инспекции, несмотря на то что решение о начислении земельного налога принималось ей при отсутствии предписаний об устранении нарушений земельного законодательства (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.04.2010 по делу N А66-10150/2009). В других случаях суды поддерживали позицию налогоплательщиков и указывали на отсутствие у налогового органа полномочий по осуществлению контроля за землепользованием (см, например, Постановление ФАС Московского округа от 29.01.2013 по делу N А41-22248/12).
В настоящее время законодательством предусмотрены негативные последствия для пользователей земельных участков, предназначенных для сельскохозяйственного производства, если такие участки не используются в течение трех лет и более. Длительное неиспользование является основанием для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком , права пожизненного наследуемого владения земельным участком , аренды земельного участка и собственности на него .
Кроме того, за длительное неиспользование земельных участков для сельскохозяйственного производства предусмотрен административный штраф. Размер указанного штрафа для юридических лиц в настоящее время составляет от 40 до 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ), а за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения – от 80 до 100 тыс. руб. (ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Следует обратить внимание на то, что в Госдуму был внесен проект Федерального закона N 325474-6, разработчики которого предлагают рассчитывать размер штрафа за неиспользование земельного участка из земель сельхозназначения в зависимости от кадастровой стоимости такого участка. В случае одобрения данного документа штрафы для юрлиц составят от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб. и не более 500 тыс. руб.
В настоящее время идет подготовка Законопроекта к первому чтению.
Темы: Налог на землю  Налоговое право  
- 19.07.2024 Налоговая разъяснила, для каких владельцев участков увеличат земельный налог
- 16.07.2024 Минфин пояснил, как ИП учитывать сумму земельного налога за «рабочий» участок
- 14.05.2024 СП России нашла резервы для доходов в рамках администрирования земельного налога
- 15.05.2023 ФТС уменьшила за январь-апрель перечисления в бюджет РФ
- 15.02.2021 Ставропольский предприниматель попался на неуплате 23 млн рублей налогов
- 13.12.2016 Изменения в налогообложении и уплате страховых взносов с 1 января 2017 года: приглашаем на бесплатный вебинар
- 30.06.2023 С 1 января 2023 года перечисление сумм налогов (НДС, налога на прибыль, земельного, транспортного и налога на имущество) осуществляется в составе ЕНП вне зависимости от налогового периода, за который он начислен
- 20.04.2023 Пенсионерам назвали налоги, которые они могут не платить
- 17.11.2022 Налоги и страховые взносы: что изменится с 2023 года?
- 05.09.2013 Не храните тайны в банках
- 27.08.2013 Налог на недвижимость: зачем он нужен и чьи интересы затронет
- 16.08.2013 Изменения в НДС, банковских правилах и расширение полномочий налоговиков
- 25.07.2024
Налогоплательщику доначислен
земельный налог, исчислены пени и штраф за неуплату налога в отношении нескольких земельных участков.Итог: требование удовлетворено частично, так как участки не являются изъятыми из оборота, в целях обеспечения деятельности в области обороны они не используются; доначисление по одному из участков неправомерно.
- 21.07.2024
Налоговый орган
доначислил налог на прибыль, НДС, земельный и транспортный налоги, пени и штрафы, указав на неправомерное включение обществом в состав налоговых вычетов по НДС и расходов по налогу на прибыль стоимости нефтепродуктов по документам, оформленным от имени контрагентов, которые не выполняли обязательства по договорам, использованы в целях создания искусственного документооборота.Итог: в удовл
- 26.05.2024
Налоговый орган
указал на неправомерность применения налогоплательщиком пониженной ставки земельного налога в отношении участков сельскохозяйственного назначения.Итог: требование удовлетворено, так как подтверждено осуществление налогоплательщиком в спорный период деятельности по разделу и реализации земельных участков с целью извлечения прибыли, оснований для применения пониженной ставки не имеется.
- 09.08.2023
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль организаций, начислил пени и штраф, сделав вывод о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды по хозяйственным операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлена согласованность действий налогоплательщика и его контрагентов, а также направленность их действий на получение налоговой экономии в виде
- 26.10.2022
Налогоплательщик утверждает,
что бездействие налогового органа незаконно.Итог: дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не дал оценки доводам налогоплательщика об отнесении поступивших платежей к категории невыясненных, а также не оценил решения налогового органа об уточнении категории платежей и данные карточки "Расчеты с бюджетом".
- 24.10.2022
Определением приняты
обеспечительные меры по делу о признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения - в виде приостановления исполнения оспариваемого решения.Итог: определение оставлено без изменения.
- 23.07.2024 Письмо ФНС России от 16.07.2024 г. № БС-2-21/10241@
- 22.07.2024 Письмо ФНС России от 15.04.2024 г. № БС-4-21/4458@
- 22.07.2024 Письмо ФНС России от 18.04.2024 г. № БС-4-21/4561@
- 11.01.2024 Письмо Минфина России от 25.12.2023 г. № 03-02-07/125540
- 02.02.2023 Письмо Минфина России от 29 .12.2022 г. № 03-02-07/129648
- 28.10.2022 Письмо Минфина России от 26.09.2022 г. № 03-03-07/92723
Комментарии