
ФНС предлагает ввести обязательное досудебное урегулирование для всех налоговых споров

Федеральная налоговая служба выработала новую концепцию развития и дальнейшего совершенствования методов досудебного урегулирования споров. О грядущих изменениях "РБГ" рассказал Сергей Аракелов, заместитель руководителя ФНС России
29.03.2012«Российская Газета»- Какие споры сегодня рассматривает служба в обязательном порядке? В чем преимущество досудебного порядка рассмотрения споров?
- Обязательный порядок заключается в том, что налогоплательщик перед обращением в суд должен обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. Сегодня такой порядок предусмотрен для обжалования решений, принятых налоговым органом по результатам налоговых проверок.
Для налогоплательщика институт досудебного рассмотрения споров имеет ряд преимуществ. В частности, процесс порядка оформления и подачи жалобы менее формализован по сравнению с судопроизводством. Он менее затратный, поскольку пошлины платить не надо. Требует меньше времени, плюс решение по жалобам имеет более короткий срок исполнения, чем процедура исполнения судебного акта.
- Когда институт обязательного досудебного урегулирования споров вводился, мало кто верил, что налоговая служба сможет обеспечить независимость и объективность рассмотрения жалоб. Оправдала себя система?
- На начальном этапе многие не верили, что служба будет пересматривать свои решения. И действительно, система была не готова к этому, жалобы во многом рассматривались формально. Да и сами налогоплательщики считали эту процедуру формальной, соблюдение которой дает возможность начать судебное разбирательство. В 2011 году служба концептуально изменила подход к оценке качества работы налоговых органов. Главным стал критерий эффективности взыскания доначисленных налогов. За счет снижения количества проверок улучшается их качество. В результате работы системы досудебного разрешения споров до суда стали доводиться обоснованные решения, имеющие судебную перспективу.
Качественное рассмотрение жалоб, комплекс мер по устранению фактов вынесения необоснованных решений, признаваемых судами недействительными - все это не только помогло сократить налоговые споры и добиться высоких показателей в судебной работе, но и позволяет вырабатывать правовую определенность в применении норм налогового законодательства в целом по России.
Сегодня большинство налогоплательщиков понимают, что это действенный и эффективный механизм защиты их прав. Благодаря более тщательному сбору доказательственной базы в ходе налоговых проверок и повышению качества досудебной работы удалось сократить количество судебных споров, оставив для судебного разбирательства дела только с перспективой рассмотрения в пользу налогового органа. Анализ результатов рассмотрения налоговых споров за 2011 год показал, что количество жалоб ежегодно снижается в среднем на 10%. Ежегодно на 15-20% снижается количество налоговых споров. Эти показатели дают нам основание полагать, что обязательная досудебная процедура урегулирования является эффективным способом защиты налогоплательщиками своих нарушенных прав и действенным механизмом повышения качества работы налоговых органов.
- ФНС подготовила поправки в Налоговый кодекс РФ. Чем вызвана необходимость внесения изменений в законодательство и использовался ли при разработке документа опыт других стран?
- Процедура обязательного досудебного обжалования имеет огромный потенциал. Сейчас анализ судебной практики показывает, что около 40% споров составляют дела по незаконным действиям (бездействию) должностных лиц налоговых органов. Подобные споры налоговая система может пересматривать самостоятельно и более оперативно устранять нарушения прав налогоплательщиков.
Это предложение было во многом обусловлено изучением мирового опыта по урегулированию споров в налоговой сфере. Сегодня в законодательстве многих стран ОЭСР условием возникновения у налогоплательщика права на судебное обжалование является предварительное обжалование актов налоговых властей в административном порядке.
На необходимость активного использования всех способов для урегулирования споров между административными органами и частными сторонами, в том числе и внутренних пересмотров, указывают Рекомендации Комитета министров Совета Европы государствам-членам об альтернативах судебному разбирательству между административными органами и частными сторонами. Правовой механизм внесудебного рассмотрения налоговых споров довольно распространен в мировой практике, поэтому при подготовке законопроекта был принят во внимание опыт Франции, Нидерландов, Германии, Польши, в которых существует процедура обязательного досудебного обжалования.
В рамках международного сотрудничества 16-19 мая на II Международном юридическом форуме, который пройдет в Сакт-Петербурге с участием наших иностранных коллег, Службой будет проведена сессия по вопросу "Внутренние пересмотры в налоговых правоотношениях. Перспективы развития административных процедур разрешения споров".
- Что конкретно предлагается изменить?
- Одним из концептуальных изменений является введение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц. Более того, мы предлагаем изменить срок на подачу апелляционных жалоб. На сегодняшний день для налогоплательщиков срок подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган на еще не вступившее решение по проверке в законную силу - 10 дней. Практика показала, что налогоплательщикам данного времени на подачу качественной, мотивированной апелляционной жалобы иногда не хватает. Они часто подают нам дополнения к ранее поданной формальной жалобе. Мы предлагаем увеличить срок до 1 месяца.
В предлагаемых изменениях предусмотрена также еще возможность дополнительно обжаловать решения по проверкам в Федеральную налоговую службу России. Это не только дополнительная возможность пересмотреть решение, которое признано нижестоящими налоговыми органами обоснованными, но и самой службе оперативно реагировать в целом по стране на изменяющуюся правоприменительную практику и быстро принимать превентивные меры для не повторения случаев вынесения необоснованных решений в дальнейшем. Важно, что этот порядок для налогоплательщиков добровольный. Таким образом, для решений по налоговым проверкам предусматривается двухступенчатая система обжалования - обязательно в вышестоящий налоговый орган (территориальное управление) и в Федеральную налоговую службу России (в добровольном порядке).
- В чем преимущество новых законодательных инициатив для налогоплательщика?
- Ведение обязательной досудебной процедуры для всех налоговых споров позволит максимальное количество споров урегулировать внутри государственного органа, улучшить качество налогового администрирования, а также значительно разгрузить судебную систему РФ. Введение подобной процедуры может сократить налоговые споры в судах в 2 раза.
Для налогоплательщика это означает экономию времени - более быстрый способ урегулирования конфликтов, ведь срок судебного разбирательства с учетом обжалования в среднем составляет от трех месяцев до года, а иногда и больше. Мы же предлагаем ускоренную процедуру рассмотрения таких споров - 15 дней. Все предложения учитывают выявленные пробелы и противоречия в правовом регулировании досудебного разрешения налоговых споров, предусматривают механизмы упрощения порядка рассмотрения налоговых споров, в связи с чем нововведения позволят расширить возможности налогоплательщиков по реализации права на защиту своих интересов.
- Бизнес опасается, что инициативы ограничат их доступ к правосудию. Так ли это?
- Конечно, нет. Право налогоплательщиков на судебную защиту при введении обязательной процедуры досудебного обжалования всех налоговых споров не будет ограничено. Сегодня при отсутствии обязательности обжалования спора налогоплательщики не используют возможность урегулировать спор в административном порядке, поскольку могут пропустить трехмесячный срок на подачу иска в суд.
Законопроект исправляет эту ситуацию - три месяца на обращение в суд будут отсчитываться с момента завершения процедуры досудебного разбирательства (с момента получения "последнего" решения налогового органа по жалобе (территориального Управления или ФНС России). В законопроекте реализованы положения, которые дают возможность урегулировать спор до суда в течение года. При этом после обращения в налоговые органы у налогоплательщиков всегда есть возможность реализовать свое право на судебную защиту.
- Обсуждается ли вопрос о личном присутствии ответчика при рассмотрении споров?
- При подготовке предложений также обсуждался вопрос о необходимости участия налогоплательщика при рассмотрении его жалобы вышестоящим налоговым органом. В НК отсутствуют положения об обязательности такого участия. Эту позицию подтвердил в 2010 году ВАС. Вопрос, как мне кажется, заключается именно в необходимости участия. Ведь налогоплательщик излагает доводы, по которым считает те или иные акты и действия незаконными, ссылается на документы, и если налоговый орган имеет возможность по имеющимся материалам оценить обоснованность решений и действий налогового органа, он может не приглашать налогоплательщика на рассмотрение жалобы. Введение такой обязанности налоговых органов может привести к затягиванию сроков досудебного обжалования. Мы понимаем, что в ряде случаев для более качественного рассмотрения жалоб участие налогоплательщиков необходимо.
При подготовке предложений мы также учитывали мировой опыт. Анализ зарубежного законодательства показал, что оптимальным в данном случае является не обязательный, а заявительный порядок участия налогоплательщика в процедуре ее рассмотрения. Данная практика существует во многих государствах ОЭСР. ФНС предложила предусмотреть в качестве условия, при котором необходимо приглашать налогоплательщика по его заявлению на рассмотрение жалобы - представление дополнительных документов, в случае когда они не были представлены ранее. В целях правильной и объективной оценки таких доказательств у налогоплательщика будет возможность участвовать в рассмотрении материалов жалобы.
- Справится ли ФНС с новым объемом?
- Мы готовы к увеличению количества жалоб после введения новых правил. Ежегодно рассматривается более 50 тысяч жалоб, и, конечно, их увеличение будет большой нагрузкой на налоговую систему, но реформирование данной системы, тот уровень развития информационных технологий, которого мы сегодня достигли, а также те шаги в части повышения качества налогового администрирования, которые сделаны ФНС, позволят нам справиться с этим объемом.
- Каких конечных результатов вы хотели бы достичь?
- Сейчас до судов доходит около 60% споров. Мы бы хотели снизить этот показатель до 10%,такая доля налоговых споров доводится, например, до судов в США. В судах должны остаться лишь споры по налоговым схемам и вопросам методологического характера.
- Будет ли ФНС обобщать результаты споров и доводить их до широкой публики, как это делает ВАС?
- Вопрос информационной открытости обсуждается, у нас есть ограничения по сохранению налоговой тайны и закону о персональных данных. Но мы регулярно анализируем решения, принимаемые ФНС по итогам рассмотрения жалоб, и готовим обзоры наиболее значимых решений.
Хотелось бы также рассказать, что мы планируем на сайте ФНС России, а в дальнейшем и на сайтах УФНС ввести сервис "Узнать о жалобе" и сделать доступной и открытой информацию о стадиях прохождения жалобы.
- Как вы считаете, можно ли распространить порядок досудебного рассмотрения споров и на другие государственные сферы?
- Система досудебного рассмотрения налоговых споров уже показала свою эффективность. Внедрение обязательных внесудебных процедур в других видах госрегулирования могло бы способствовать разрешению общегосударственой задачи по снижению конфликтных ситуаций между обществом и государством.
- 27.05.2014 Проведение почерковедческой экспертизы по копиям является незаконным
- 25.03.2014 Когда от направления материалов в следственные органы не спасут обеспечительные меры суда?
- 19.03.2014 Причинение убытков от заморозки счетов должен доказать налогоплательщик
- 03.03.2021 В Нижегородской области зарегистрировались 33 тысячи самозанятых
- 02.03.2021 Упрощенный налоговый режим для владельцев КИК не стал массовым
- 26.02.2021 Количество жалоб налогоплательщиков к ФНС уменьшилось на 17,4%
- 05.03.2021 ФНС создаст цифровую платформу для обмена сведениями о налогоплательщиках
- 05.03.2021 В Сочи налоговые поступления выросли на 13%
- 04.03.2021 Саратовский налоговик задержан за взятку в 40 тысяч рублей
- 16.11.2016 Правительство сегодня рассмотрит изменения в КоАП и НК РФ
- 29.05.2014 Мировым соглашением утверждена договоренность компенсировать убытки: когда признавать расход по налогу на прибыль?
- 07.03.2014 Проведение оценки стало эффективным средством для утверждения рыночной цены участка
- 16.07.2013 Прерывается ли срок представления документов, истребованных в порядке ст. 93 НК РФ, на период приостановления выездной проверки?
- 12.07.2013 Если сумма выручки отличается от показателей ККТ, запросят пояснения
- 05.07.2013 Инспектор не оштрафует компанию, если на чеке стоит не точное время
- 01.03.2021 Налоговая хочет знать, что вы ели на завтрак
- 16.12.2020 Государство выиграло почти 80% дел о необоснованной налоговой выгоде
- 10.12.2020 Счетная палата предложила варианты улучшения налога для самозанятых
- 05.03.2021 ФНС объявила о нововведениях в 2021 году
- 24.02.2021 Как ФНС изменит подход к взысканию сборов?
- 23.11.2020 Глава ФНС Даниил Егоров о продолжающихся и новых проектах службы
- 24.09.2015 Обзор позиций Конституционного Суда РФ по налогам с 1 января 2015 г.
- 13.09.2013 Новый порядок обжалования решений налоговиков
- 21.06.2013 «Никакие вопросы внутри судебной системы не должны решаться без мнения высшего суда»
- 16.05.2014
Как следует из материалов
дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать - 08.04.2014
Признав недействительным решение налоговой
инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с - 19.03.2014
Суды правильно указали, что
лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.
- 21.02.2018
Законодательство о
налогах и сборах не содержит запрета подачи повторной жалобы в вышестоящий налоговый орган на решение нижестоящего налогового органа, если для этого имеются обстоятельства, которые ранее не были предметом исследования и оценки вышестоящего налогового органа. - 20.12.2014
Неверное указание предпринимателем кода
бюджетной классификации в платежном поручении на перечисление налога не является основанием считать его неисполнившим или ненадлежаще исполнившим обязанность по уплате налога. Суд указал, что исполнение обязанности по уплате налогов не может зависеть от правильности указания КБК в платежном поручении. - 26.10.2014
Установив, что истребованная обществом
бухгалтерская отчетность должника в указанный перечень не входит, суды пришли к выводу об отсутствии у налогового органа нормативно предусмотренной обязанности по представлению взыскателю запрашиваемой информации и налоговой отчетности, составляющих согласно ст. 102 Налогового кодекса Российской Федерации налоговую тайну.
- 07.12.2016
Когда налогоплательщик
обнаруживает ошибки в прошлых налоговых периодах, которые не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, обязанность подавать уточненные налоговые декларации за предыдущие периоды отсутствует; корректировка налоговой базы текущего периода исключает подачу уточненных налоговых деклараций за период совершения ошибки, поскольку необходимая информация о налоговых обязательствах будет зафи - 05.05.2016 Налоговый орган должен представить бесспорные доказательства, подтверждающие, что непринятие обеспечительных мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение решения инспекции о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
- 14.05.2014
- 28.04.2014
ВАС РФ в п.
67 Постановления Пленума от 30.07.2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть оспорено в суде только в той части, в которой оно было обжаловано в вышестоящий налоговый орган. При этом названное решение считается обжалованным в вышесто - 23.04.2014
Право физических и юридических
лиц оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, том числе в суде предусмотрено в статье 24.19 ФЗ от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 г. № 167-ФЗ). При этом согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае установления судом рыночной стоимости земельного участка, такие сведения подл - 10.04.2014
В определении от 16.11.2006
г. № 467-О Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что арбитражные суды не должны ограничиваться установлением только формальных условий применения норм законодательства о налогах и сборах и в случае сомнений в правомерности применения налогового вычета обязаны установить, исследовать и оценить всю совокупность имеющих значение для правильного разрешения дела обстоятельств (оплата покупателем товаров (работ, услуг
- 11.07.2013 О внесении изменений в статью 87 части первой Налогового кодекса Российской Федерации
- 07.03.2012 Письмо Минфина России от 02.03.2012 г. № 03-01-10/1-24
- 17.01.2012 Постановление Правительства РФ от 30.12.2011 г. № 1248
- 26.08.2019 Приказ Минэкономразвития России от 26.06.2019 № 382
- 04.07.2019 Письмо Федеральной налоговой службы от 26 июня 2019 г. № БС-4-11/12435@
- 10.04.2019 Письмо ФНС России от 14 марта 2019 г. № АС-17-3/56
- 07.05.2019 Письмо ФНС России от 29 марта 2019 г. N СА-4-7/5804
- 12.03.2019 Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-8/683@
- 01.02.2019 Письмо ФНС России от 29 декабря 2018 г. № ЕД-4-2/25984
- 22.07.2013 Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»
- 20.06.2013 О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации
- 22.05.2013 Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
Комментарии