Логин или email Регистрация Пароль Я забыл пароль


Войти при помощи:

Аналитика / Эффективная защита налогоплательщика / Как определить год проведения выездной проверки ?

Как определить год проведения выездной проверки ?

Статья 87 НК РФ устанавливает ограничения для проведения налогового контроля, а именно, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В данном случае встает вопрос о том, что такое год проведения проверки. Поскольку НК РФ не дает прямого ответа на этот вопрос, возникают споры.

29.08.2007

Статья 87 НК РФ устанавливает ограничения для проведения налогового контроля, а именно, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. В данном случае встает вопрос о том, что такое год проведения проверки. Поскольку НК РФ не дает прямого ответа на этот вопрос, возникают споры. В Постановлении ФАС Северо-западного округа от 30 августа 2004 года № А56-28463/03 пытались определить такую дату

"Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах за период с 01.01.1999 по 30.09.2002, в ходе которой выявлен ряд нарушений налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.

По результатам проверки составлен акт от 22.04.2003 N 383/43, на основании которого налоговым органом принято решение от 20.05.2003 N 01-43/332/383 о привлечении Общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за совершение налогового правонарушения в виде 102966 руб. штрафа за неуплату (неполную уплату) 312731 руб. налога на прибыль; 183539 руб. НДС; 1308 руб. налога на рекламу; 5223 руб. налога на имущество; 11641 руб. налога на пользователей автомобильных дорог, а также о начислении соответствующих сумм пеней. В требовании от 20.05.2003 N 1-43-12/55 Обществу предложено в срок до 25.05.2003 уплатить 972739 руб. суммы неуплаченных налогов и пеней за их несвоевременную уплату.

Считая решение и требование налогового органа незаконными, налогоплательщик обжаловал их в арбитражный суд.

По мнению заявителя, налоговой инспекцией неправомерно проведена проверка деятельности Общества за 1999 год, который находится за пределами установленного статьей 87 НК РФ трехгодичного срока, поскольку фактически проверка начата в январе 2003 года.

Налоговый орган считает обоснованным проведение проверки за 1999 год, поскольку копия решения о проведении выездной проверки от 11.12.2003 N 1501/43 вручена 20.12.2002 юристу организации Неверовской Н.Ю., которая до сих пор представляет интересы организации.

Суды подтвердили законность позиции налогоплательщика и кассационная инстанция считает такое решение правильным.

В соответствии со статьей 87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные выездные проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Согласно подпунктам 1.10.2 и 1.10 Инструкции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 10.04.2000 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" датой начала проверки является дата предъявления руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации решения (постановления) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки.

Как следует из статьи 89 НК РФ, налоговый орган обязан представить налогоплательщику решение о проведении выездной налоговой проверки с соблюдением требований Налогового кодекса Российской Федерации. Форма решения утверждена приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 08.10.1999 N АП-3-16/318.

Судебные инстанции сделали правомерный вывод о том, что дата вручения копии указанного решения о проведении проверки юристу Неверовской Н.Ю. - 20.12.2002 не может считаться датой начала проверки, поскольку она не обладает полномочиями руководителя или заместителя руководителя предприятия, а выданная генеральным директором Общества доверенность отозвана им 13.12.2002. Кроме того, приказом от 11.12.2002 Неверовская Н.Ю. уволена из организации, подлежащей проверке. Данный факт подтверждается имеющимся в материалах дела штатным расписанием Общества за декабрь 2002 года.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанный срок не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со статьей 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Согласно акту от 09.01.2003, составленному сотрудниками налоговой инспекции, фактически выездная проверка Общества начата 09.01.2003. О невозможности проведения проверки в декабре 2002 года свидетельствует акт от 26.12.2002, а также тот факт, что согласно приказу генерального директора от 20.12.2002 период с 24.12.2002 по 03.01.2003 объявлен в организации выходными днями - рождественскими каникулами.

Таким образом, судебные инстанции правомерно указали на то, что фактически проверка начата 09.01.2003, что исключает для налогового органа возможность проверять деятельность Общества за 1999 год.

Следовательно, решение и постановление судов по этому эпизоду являются законными и кассационная жалоба в этой части удовлетворению не подлежит."

Выводы:

Таким образом, дата решения о проведении налоговой проверки не может считаться надлежащей датой для определения года проведения проверки. В противном случае для преодоления трехлетнего ограничения статьи 87 НК РФ налоговым органам достаточно принять решение о проверки по всем налогоплательщикам, у которых еще не проверенные налоговые периоды скоро останутся за пределами трех лет. Очевидно, что в таком случае идет злоупотребление налоговыми органами своими правами.

На наш взгляд, годом проведения целесообразно рассматривать дату фактического выхода налогового органа на территорию налогоплательщика или дату решения об истребовании документов в рамках выездной проверки, то есть необходимо исходить их фактических оснований, а не формального критерия (даты решения о проведении выездной проверки).

Следует отметить, что такой позиции придерживается и ВАС РФ, который в своем Постановлении от 7 октября 2003 г. № 2203/03
указал, что из содержания статьи 87 НК РФ  видна взаимосвязь проверяемого трехлетнего срока деятельности налогоплательщика с годом проведения проверки, а не с годом принятия решения о ее проведении.

Разместить:

Вы также можете   зарегистрироваться  и/или  авторизоваться  

   

Налоговые проверки
Все новости по этой теме »

Год проведения налоговой проверки
Все новости по этой теме »

Права налоговых органов
Все новости по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
Все новости по этой теме »

Налоговые проверки
Все статьи по этой теме »

Права налоговых органов
Все статьи по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
Все статьи по этой теме »

Налоговые проверки
  • 16.05.2014  

    Как следует из материалов дела, экспертиза была назначена по вопросу установления (определения) рыночной цены арендной платы за пользование производственными мощностями по договорам аренды, заключенным между обществом и его контрагентом и действующим в 2010 - 2011 годах. Налоговое законодательство наделяет налоговый орган полномочиями проводить в ходе выездной проверки ряд контрольных мероприятий, к числу которых относится и экспертиза. При этом в стать

  • 08.04.2014  

    Признав недействительным решение налоговой инспекции от 20.06.2013 г. № 6053 о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке, а также переводов электронных денежных средств, суды правильно руководствовались статьями 23, 80, 346.26 НК РФ и исходили из того, что в 2012 году предприниматель находился на специальном налоговом режиме, уплачивал ЕНВД, не являлся плательщиком НДФЛ и надлежаще исполнил с

  • 19.03.2014  

    Суды правильно указали, что лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков (от приостановления инспекцией операций по счетам), должно доказать наступление вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинно-следственную связь между виновными (противоправными) действиями причинителя вреда и фактом причинения вреда, а также размер вреда, подтвержденный документально.


Вся судебная практика по этой теме »

Год проведения налоговой проверки
  • 21.12.2007   Суд, установив, что справка по результатам выездной проверки составлена 01.08.2006, в которой указана дата начала проверки - 26.12.2005 и дата окончания - 01.08.2006, не исследовал вопрос о том, в каком году началась проверка. Суд не привел в судебных актах обстоятельства, на основании которых отверг довод налоговой инспекции об обоснованном проведении проверки за 2002 год, и не сослался на доказательства, послужившие основанием для такого вывода.
  • 22.10.2007   Годом проведения проверки именуется год непосредственного проведения проверочных мероприятий, а не год принятия решения о проведении проверки.
  • 02.07.2007   Датой начала выездной налоговой проверки является дата предъявления налогоплательщику (его представителю) решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки

Вся судебная практика по этой теме »

Права налоговых органов
  • 07.09.2016  

    Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию). Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении ма

  • 29.10.2014  

    Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

  • 04.06.2014  

    Налоговый орган не обязан предоставлять сведения о бухгалтерской отчетности контрагента, потому что данные сведения составляют налоговую тайну.


Вся судебная практика по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
  • 10.09.2013   Согласно статье 13 Федерального закона от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
  • 31.03.2009   Данным постановлением КС РФ признал неконституционной ст.89 НК РФ, ограничив право налоговиков на повторные проверки.
  • 07.07.2008   При рассмотрении спора также установлено нарушение инспекцией ст. 89 НК РФ, в частности то, что выездная налоговая проверка согласно акту проводилась не по месту нахождения налогоплательщика, а по месту нахождения налогового органа

Вся судебная практика по этой теме »

Налоговые проверки
Все законодательство по этой теме »

Права налоговых органов
Все законодательство по этой теме »

Право проведения налоговых проверок
Все законодательство по этой теме »