Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 07.06.2022 г. № 03-04-05/53707
Письмо Минфина России от 07.06.2022 г. № 03-04-05/53707
Вопрос: Об обеспечении жильем молодых семей в Республике Адыгея; об увеличении предельных размеров имущественных вычетов по НДФЛ; об НДФЛ при продаже жилого дома и земельного участка.
25.06.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 07.06.2022 г. № 03-04-05/53707
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты в связи с письмом от 17.05.2022 рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. Мероприятие по обеспечению жильем молодых семей (далее - мероприятие) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Государственная программа).
Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на финансовое обеспечение мероприятия в 2022 - 2024 гг. предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 4 538,8 млн рублей ежегодно, из них бюджету Республики Адыгея:
на 2022 г. - 54,7 млн рублей;
на 2023 г. - 61,3 млн рублей;
на 2024 г. - 65,6 млн рублей.
Распределение и предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации вышеназванных субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденными приложением N 5 к Государственной программе, на основании отбора заявок, поступивших от субъектов Российской Федерации в Минстрой России, являющийся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, а также государственным заказчиком Государственной программы и главным распорядителем средств федерального бюджета на реализацию мероприятия.
Кроме того, согласно пункту 24 части второй статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, решение об увеличении объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятия приведет к необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований не только из федерального бюджета, но и из региональных бюджетов на обеспечение своей доли софинансирования, что в условиях несбалансированности бюджетов большинства субъектов Российской Федерации представляется проблематичным.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время в рамках обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализуется ряд иных мероприятий, направленных на обеспечение жильем семей, имеющих детей, акцентированных на поддержку рождаемости, а именно:
- программа материнского (семейного) капитала;
- субсидирование процентной ставки до уровня 6 процентов годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным семьям, у которых после 1 января 2018 года родился первый или последующий ребенок;
- выплата из федерального бюджета в размере 450 000 рублей в счет погашения ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения после 1 января 2019 года третьего ребенка или последующих детей.
2. В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении размера налоговых баз по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов соответственно:
в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;
в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Предельный размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ, - 2 млн рублей (подпункт 1 пункта 3 статьи 220 НК РФ), предельный размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, - 3 млн рублей (пункт 4 статьи 220 НК РФ).
Предоставление указанных налоговых вычетов не ставится в зависимость от приобретения такого имущества на первичном или вторичном рынке жилья.
НДФЛ является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Налоговые вычеты по НДФЛ не являются субсидией или иной социальной выплатой отдельным категориям граждан.
Увеличение предельных размеров имущественных налоговых вычетов приведет к формированию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за счет средств которых обеспечивается реализация обязательств, в том числе социальных, на уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне, что негативно отразится на возможности исполнения соответствующих бюджетов и, как следствие, может сказаться на уровне социальной напряженности.
Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определить категории граждан, наиболее нуждающихся в государственной социальной поддержке, и осуществлять такую поддержку.
Таким образом, увеличение предельных размеров имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не поддерживается.
3. С учетом положений подпункта 1 пункта 1, подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ при продаже налогоплательщиком, в частности, жилого дома и земельного участка налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи соответствующего имущества, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 1 млн рублей, или на сумму фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанного имущества.
Для реализации своих прав налогоплательщиком могут быть представлены любые документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждающие произведенные им расходы, в частности кассовый чек.
Так, отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Таким образом, в настоящее время физическим лицам при продаже жилого дома и земельного участка при определении налоговой базы по НДФЛ предоставлено право на уменьшение налогооблагаемых доходов на сумму произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение указанного имущества, а также при отсутствии документально подтвержденных расходов предоставлено право на налоговый вычет в размере 1 млн рублей за налоговый период.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
07.06.2022



