
Законодательство / Письма / Письмо Минфина России от 07.06.2022 г. № 03-04-05/53707
Письмо Минфина России от 07.06.2022 г. № 03-04-05/53707
Вопрос: Об обеспечении жильем молодых семей в Республике Адыгея; об увеличении предельных размеров имущественных вычетов по НДФЛ; об НДФЛ при продаже жилого дома и земельного участка.
25.06.2022Российский налоговый порталОтвет:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 07.06.2022 г. № 03-04-05/53707
Департамент налоговой политики совместно с Департаментом бюджетной политики в сфере труда и социальной защиты в связи с письмом от 17.05.2022 рассмотрел обращение и сообщает следующее.
1. Мероприятие по обеспечению жильем молодых семей (далее - мероприятие) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 N 1710 (далее - Государственная программа).
Федеральным законом от 06.12.2021 N 390-ФЗ "О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" на финансовое обеспечение мероприятия в 2022 - 2024 гг. предусмотрены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в объеме 4 538,8 млн рублей ежегодно, из них бюджету Республики Адыгея:
на 2022 г. - 54,7 млн рублей;
на 2023 г. - 61,3 млн рублей;
на 2024 г. - 65,6 млн рублей.
Распределение и предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации вышеназванных субсидий осуществляется в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, утвержденными приложением N 5 к Государственной программе, на основании отбора заявок, поступивших от субъектов Российской Федерации в Минстрой России, являющийся в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038 федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, а также государственным заказчиком Государственной программы и главным распорядителем средств федерального бюджета на реализацию мероприятия.
Кроме того, согласно пункту 24 части второй статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Таким образом, решение об увеличении объема бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятия приведет к необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований не только из федерального бюджета, но и из региональных бюджетов на обеспечение своей доли софинансирования, что в условиях несбалансированности бюджетов большинства субъектов Российской Федерации представляется проблематичным.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время в рамках обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", реализуется ряд иных мероприятий, направленных на обеспечение жильем семей, имеющих детей, акцентированных на поддержку рождаемости, а именно:
- программа материнского (семейного) капитала;
- субсидирование процентной ставки до уровня 6 процентов годовых по ипотечным жилищным кредитам (займам), предоставленным семьям, у которых после 1 января 2018 года родился первый или последующий ребенок;
- выплата из федерального бюджета в размере 450 000 рублей в счет погашения ипотечного жилищного кредита (займа) в случае рождения после 1 января 2019 года третьего ребенка или последующих детей.
2. В соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении размера налоговых баз по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов соответственно:
в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них;
в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них, а также на погашение процентов по кредитам (займам), полученным от банков (либо организаций, если такие займы выданы в соответствии с программами помощи отдельным категориям заемщиков по ипотечным жилищным кредитам (займам), оказавшимся в сложной финансовой ситуации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации) в целях рефинансирования (перекредитования) кредитов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Предельный размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 3 пункта 1 статьи 220 НК РФ, - 2 млн рублей (подпункт 1 пункта 3 статьи 220 НК РФ), предельный размер имущественного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, - 3 млн рублей (пункт 4 статьи 220 НК РФ).
Предоставление указанных налоговых вычетов не ставится в зависимость от приобретения такого имущества на первичном или вторичном рынке жилья.
НДФЛ является одним из основных источников формирования доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Налоговые вычеты по НДФЛ не являются субсидией или иной социальной выплатой отдельным категориям граждан.
Увеличение предельных размеров имущественных налоговых вычетов приведет к формированию выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, за счет средств которых обеспечивается реализация обязательств, в том числе социальных, на уровне субъектов Российской Федерации и местном уровне, что негативно отразится на возможности исполнения соответствующих бюджетов и, как следствие, может сказаться на уровне социальной напряженности.
Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно определить категории граждан, наиболее нуждающихся в государственной социальной поддержке, и осуществлять такую поддержку.
Таким образом, увеличение предельных размеров имущественных налоговых вычетов, предусмотренных подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, не поддерживается.
3. С учетом положений подпункта 1 пункта 1, подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 220 НК РФ при продаже налогоплательщиком, в частности, жилого дома и земельного участка налогообложению подлежит не полная сумма полученного дохода от продажи соответствующего имущества, а сумма дохода, уменьшенная на размер имущественного налогового вычета, не превышающего в целом 1 млн рублей, или на сумму фактически произведенных налогоплательщиком и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением указанного имущества.
Для реализации своих прав налогоплательщиком могут быть представлены любые документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации и подтверждающие произведенные им расходы, в частности кассовый чек.
Так, отмечаем, что согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом.
Таким образом, в настоящее время физическим лицам при продаже жилого дома и земельного участка при определении налоговой базы по НДФЛ предоставлено право на уменьшение налогооблагаемых доходов на сумму произведенных и документально подтвержденных расходов на приобретение указанного имущества, а также при отсутствии документально подтвержденных расходов предоставлено право на налоговый вычет в размере 1 млн рублей за налоговый период.
Директор Департамента
Д.В.ВОЛКОВ
07.06.2022
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 16.06.2025 Минфин разъяснил: при продаже коммерческой недвижимости нужно платить НДФЛ
- 10.06.2025 Продавать свой урожай без уплаты налогов — можно, но с условиями
- 09.06.2025 Налоговики назвали частые ошибки при оформлении вычетов по НДФЛ
- 12.05.2023 Граждане РФ получили налоговые вычеты на общую сумму 2,7 трлн рублей в 2022 году
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 24.10.2022 Уехавшие за границу граждане РФ могут потерять право на налоговый вычет
- 07.10.2024 Промостраница поможет физическим лицам разобраться в налоговых уведомлениях, направленных в 2024 году
- 25.12.2023 Приглашаем к участию в XIX Всероссийском конкурсе «Правовая Россия»
- 26.09.2023 В Москве прошел VII Всероссийский юридический форум «Гражданско-правовое регулирование имущественного оборота: основные проблемы и практические рекомендации»
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 04.03.2025 Как не переплатить налог на вклады в 2025-м
- 20.02.2025 ФНС решила автоматизировать уплату НДФЛ с конца 2025 года
- 18.02.2025 ФНС готовится отказаться от большинства деклараций по НДФЛ
- 04.07.2023 Можно ли сократить доход от продажи квартиры на покупку нового жилья?
- 25.05.2023 Налоговый вычет за квартиру в 2023 году: условия, сумма, как оформить
- 05.04.2023 Названы случаи, когда самозанятые имеют право на налоговые вычеты
- 26.03.2025 Мишустин заявил о преодолении ВВП отметки в 200 трлн
- 06.10.2024 Договор с самозанятым – порядок бухгалтерского и налогового учета
- 14.02.2024 Переплата платежа по налогу на сверхприбыль – как зачесть, как вернуть?
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислен НДФЛ, начислены пени.Итог: требование удовлетворено, так как не подтвержден факт выплаты обществом дохода своим работникам.
- 01.06.2025
Налоговый орган
доначислил налогоплательщику НДФЛ и пени, установив факт создания последним противоправной схемы искусственного дробления бизнеса с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде сохранения права на применение УСН и уменьшения за счет этого размера налоговых обязательств посредством перераспределения полученных доходов между взаимозависимыми лицами.Итог: в удовлетворении требовани
- 28.05.2025
Проверкой выявлено
занижение налогооблагаемой базы в результате создания формального документооборота с контрагентом в отсутствие реальных правоотношений.Итог: требование частично удовлетворено, поскольку доначисление НДС по эпизоду несоблюдения трехлетнего периода заявления налоговых вычетов признано неправомерным, начисление пени в период действия моратория недопустимо, документы, за непредставление ко
- 12.10.2022
Определением должнику
отказано в исключении из конкурсной массы доли в праве собственности на квартиру-1, поскольку установлено, что должнику предоставлен имущественный иммунитет в отношении квартиры-2, в которой фактически проживает должник и его несовершеннолетний сын, и квартира-2 исключена из конкурсной массы, при этом она отвечает социальным нормам, в том числе учетной норме площади жилого помещения на одного человека, - 17.05.2017
Изменениями, внесенными
Федеральным законом от 08.06.2015 г. № 146-ФЗ в подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено право налогоплательщиков на получение имущественного налогового вычета при передаче средств (имущества) участнику в случае ликвидации общества. Данные изменения вступили в силу с 1 января 2016 года, законодатель им обратной силы не придал. - 23.03.2017
Суды пришли
к выводу о том, что предприниматель в нарушение ст. 210 НК РФ необоснованно уменьшил доход, полученный от распределяемого имущества ликвидируемых обществ, на стоимость оплаченных вкладов в уставные капиталы обществ, что привело к занижению дохода на сумму 11 млн руб. и занижению НДФЛ.
- 26.01.2025
СФР сделал
вывод, что пособие по временной нетрудоспособности работнику по представленным обществом электронным реестрам сведений по листкам нетрудоспособности выплачено неправомерно, поскольку работник в спорный период не работал в обществе.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку представление обществом в фонд недостоверных сведений не установлено.
- 26.01.2025
Уполномоченный орган
(ФНС РФ) полагает, что убытки, понесенные им как заявителем по делу о банкротстве в размере перечисленного арбитражному управляющему вознаграждения и судебных расходов, подлежат взысканию с бывшего руководителя должника.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку ФНС РФ не доказано, что отсутствие имущества у должника является следствием неправомерных действий его руководит
- 27.03.2024
Налоговый орган
ссылается на неполное исполнение предпринимателем (собственником транспортных средств) налоговых обязательств.Встречное требование: О признании недействительными требований об уплате транспортного налога и пеней, решения об отказе в зачете налога.
Итог: основное требование удовлетворено, в удовлетворении встречного требования отказано, так как в спорные периоды перевозка пассажиров и/и
Комментарии