Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа 26 февраля 2008 г. по делу N А26-4808/2007
Постановление ФАС Северо-Западного округа 26 февраля 2008 г. по делу N А26-4808/2007
Суд обоснованно признал незаконным отказ Инспекции в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в счет недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии.
14.04.2008ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2008 г. по делу N А26-4808/2007
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Клириковой Т.В., Матлиной Е.О., рассмотрев 19.02.2008 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2007 по делу N А26-4808/2007 (судья Подкопаев А.В.),
установил:
федеральное государственное учреждение "Беломорско-Онежское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия (далее - Инспекция) в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании налогового органа произвести зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов.
Решением суда от 22.10.2007 заявление удовлетворено.
В апелляционном порядке дело не пересматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение арбитражного суда. По мнению подателя жалобы, действующее законодательство обязанность по возврату (зачету) излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возлагает на органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Наличие у органов Пенсионного фонда Российской Федерации полномочий на возврат страховых взносов следует из пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит решение суда оставить в силе, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Учреждение платежными поручениями от 08.02.2007 N 8, от 07.03.2007 N 34, от 05.04.2007 N 52 уплатило 44 028 руб. 66 коп. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, за I квартал 2007 года, ошибочно указав код бюджетной классификации, предназначенный для уплаты страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, - 18210202020061000160.
Учреждение направило в адрес Инспекции письма от 20.04.2007 N 38 и от 27.06.2007 N 85, в которых просило налоговый орган произвести зачет ошибочно уплаченной суммы страховых взносов с кода 18210202020061000160 на код бюджетной классификации 18210202010061000160, предназначенный для зачисления страховых взносов, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Инспекция отказала в проведении зачета (возврата), сославшись на неналоговый характер данного платежа, а также на отсутствие у налоговых органов полномочий по проведению зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письма от 04.07.2007 N 08-18/14040, от 13.07.2007 N 20-09/07594).
Общество, считая отказ Инспекции в проведении зачета незаконным, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд удовлетворил заявление Общества.
Кассационная инстанция считает обжалуемый судебный акт законным и обоснованным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ) и приложением 11.1 к этому закону Федеральная налоговая служба является администратором поступлений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на финансирование страховой части трудовой пенсии и накопительной части трудовой пенсии, включая страховые взносы в виде фиксированных платежей. На нее как администратора возложены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, по начислению, учету, принятию решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н, утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (далее - Порядок). Пунктом 18 Порядка установлено, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести зачет излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
В соответствии со статьей 2 Закона N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку Законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что у Учреждения имеется переплата в размере 45 590 руб. 38 коп. по коду бюджетной классификации 18210202020061000160, предназначенному для зачисления страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
При таких обстоятельствах суд обоснованно признал незаконным отказ Инспекции в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии, в счет недоимки по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии.
Суд правомерно обязал Инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Учреждения путем принятия решения о зачете 44 028 руб. 66 коп. ошибочно уплаченных страховых взносов в порядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Кассационная инстанция отклоняет доводы кассационной жалобы, поскольку они противоречат действующему законодательству.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 22.10.2007 по делу N А26-4808/2007 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А.МИХАЙЛОВСКАЯ
Судьи
Т.В.КЛИРИКОВА
Е.О.МАТЛИНА



