
Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А67-5865/2009
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. по делу N А67-5865/2009
Налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, тем более в результате камеральной проверки налоговой декларации без истребования первичных документов
20.04.2010ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 апреля 2010 г. по делу N А67-5865/2009
резолютивная часть постановления объявлена 29 марта 2010 года
постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2010 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Комковой Н.М.,
судей Мартыновой С.А., Чапаевой Г.В.,
рассмотрев в судебном заседании при участии представителей сторон:
от заявителя: Новиков Б.Н. на основании решения от 12.01.2009 N 01;
от заинтересованное лицо: Должина А.Л. по доверенности от 11.01.2010;
кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску на решение от 21.10.2009 Арбитражного суда Томской области (судья О.А. Скачкова) и постановление от 18.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Бородулина И.И., Кривошеина С.В.) по делу N А67-5865/2009 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транссибирская Магистрально-Нефтяная Корпорация" Фирма "Трансмагистральнефть" к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску о признании частично незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Транссибирская Магистрально-Нефтяная Корпорация" фирма "Трансмагистральнефть" (далее - ООО "Трансмагистральнефть", налогоплательщик, Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган, Инспекция) с заявлением о признании незаконным решения от 08.12.2008 N 1563 в части пункта 2, подпунктов 2.1. 2.2, 2.3 (с учетом требований, уточненных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 21.10.2009 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 18.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
По мнению налогового органа, судами неправильно истолкованы нормы статей 101.2, 169, 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации, полагая, что суд не может подменять собой процедуру камеральной проверки и представление документов, подтверждающих правомерность налоговых вычетов, непосредственно в суд не может быть основанием для признания незаконным решения налогового органа.
В отзыве на кассационную жалобу Общество доводы кассационной жалобы считает несостоятельными.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела усматривается, что налоговым органом в отношении ООО "Трансмагистральнефть" проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2008 по вопросу обоснованности применения налоговых вычетов.
По результатам налоговой проверки вынесено решение от 08.12.2008 N 1563, которым уменьшен неправомерно предъявленный Обществом к возмещению из бюджета за 2 квартал 2008 НДС в размере 4 205 руб., предложено уплатить не уплаченный НДС за 2 квартал 2008 в размере 266 454 руб., внести исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для принятия указанного решения явилось непредставление налогоплательщиком документов по требованию от 31.07.2008 N 3466, в связи с чем налоговый орган пришел к выводу о недоказанности Обществом обоснованности заявленных вычетов по налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2008 и, как следствие, доначислил к уплате налог, уменьшенный налогоплательщиком в результате примененного вычета.
Несогласие с указанным решением налогового органа послужило основанием для обращения Общества с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные ООО "Трансмагистральнефть" требования, суды обеих инстанций исходили из недоказанности налоговым органом неправомерности применения налогоплательщиком налоговых вычетов, а равно доказательств, подтверждающих факт получения налогоплательщиком требования о предоставлении документов.
Суд кассационной инстанции, поддерживая позицию арбитражных судов обеих инстанций, исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьями 171, 172 Налогового кодекса Российской Федерации для применения налоговых вычетов по НДС налогоплательщику необходимо представить надлежаще оформленные счета-фактуры, подтвердить факт приобретения товаров и принятия их на учет.
В то же время налоговый орган вправе - в случае подачи налогоплательщиком декларации, в которой заявлено право на возмещение налога, - при проведении камеральной проверки этой декларации на основании пункта 8 статьи 88 и статьи 93 Налогового кодекса Российской Федерации истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации правильность применения налоговых вычетов, а налогоплательщик обязан представить эти документы.
Доказательств, получения требования как установлено судами, налоговый орган не представил.
Следовательно, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в возмещении НДС по мотиву недоказанности им правомерности применения налоговых вычетов, тем более в результате камеральной проверки налоговой декларации.
Содержащаяся в части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации норма также возлагает на орган или лиц, которые приняли ненормативный правовой акт, решение, обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту, законность принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения.
В нарушение приведенных положений налогового и арбитражного процессуального законодательства Инспекция не представила доказательства вручения Обществу в ходе камеральной проверки требования о представлении документов.
Поскольку нормы главы 21 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривают обязанность налогоплательщика вместе с налоговой декларацией, в которой заявлено право на возмещение НДС, представлять в налоговый орган документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 Налогового кодекса Российской Федерации правомерность применения налоговых вычетов, обязанность по представлению в налоговый орган необходимых для проверки документов возникает только с момента получения требования налогового органа. Этот вывод подтверждается и пунктом 2.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 266-О.
Следовательно, в данном случае в рамках камеральной налоговой проверки документов налогоплательщика, подтверждающих его право на налоговые вычеты, у налогового органа отсутствовали законные основания для вывода о неправомерном предъявлении налогоплательщиком к возмещению из бюджета спорной суммы НДС.
Кроме того, Общество представило в суд первой инстанции документы (налоговую декларацию за 2 квартал 2008 года, счета-фактуры, книгу покупок, товарные накладные, договоры, оборотно-сальдовые ведомости), подтверждающие обоснованность применения им налоговых вычетов, при отсутствии возражений по ним со стороны налогового органа, суд дал им надлежащую оценку.
Таким образом, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о непринятии достаточных мер для вручения налогоплательщику требования о предоставлении документов, поскольку располагал всеми необходимыми сведениями о местонахождении общества, что подтверждено материалами дела.
Довод кассационной жалобы о несоблюдении налогоплательщиком досудебного порядка отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку решение налогового органа принято 08.12.2008, то есть до вступления в законную силу Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования". Данному доводу арбитражными судами также дана оценка.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы налогового органа.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 21.10.2009 Арбитражного суда Томской области и постановление от 18.12.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5865/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Н.М.КОМКОВА
Судьи
С.А.МАРТЫНОВА
Г.В.ЧАПАЕВА
Темы: Камеральные проверки  Налоговые вычеты  Порядок возмещения НДС  
- 30.07.2024 В ФНС сообщили, какие документы могут запросить для камеральной проверки по НДС
- 10.03.2022 Уточнить платеж можно в любой налоговой инспекции
- 22.10.2020 Налоговики вдвое уменьшили размер претензий к бизнесу
- 22.11.2022 Глава ФНС рассказал о последствиях уменьшения сроков получения налоговых вычетов
- 05.10.2021 В ХМАО суд отказал нефтегазовой компании в вычете 79,9 млн рублей НДС
- 12.04.2021 Нюансы применения вычетов по НДС для зарубежных филиалов российских компаний
- 29.06.2023 Путин поторопил кабмин с возвратом НДС туроператорам
- 23.08.2022 Как получить ускоренное возмещение НДС в заявительном порядке?
- 21.07.2022 В Крыму коммунальная компания незаконно возместила 400 млн рублей НДС
- 11.05.2023 Касается ли мораторий на проверки налоговых мероприятий?
- 11.10.2022 Вправе ли налоговая запрашивать личные данные сотрудников?
- 10.08.2022 Налоговая требует документы вне рамок проверок – что делать?
- 21.11.2022 Схема с цепочкой фиктивных продавцов: какие расходы и вычеты можно отстоять в суде
- 12.10.2022 Перенос вычета по НДС: не забываем про нюансы
- 20.04.2022 Принятие НДС к вычету в более поздних периодах
- 10.08.2022 Ремонт имущества и восстановительные работы. Нужно ли восстановить НДС?
- 23.03.2022 ФНС ускорила предоставление налоговых вычетов для россиян
- 26.12.2019 Вновь созданная компания с «нулевой» деятельностью – порядок возмещения НДС
- 20.04.2025
Налогоплательщик ссылался
на то, что при проведении проверки были использованы документы, полученные налоговым органом до момента начала соответствующей налоговой проверки.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку при проведении камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по НДС нарушений налогового законодательства и прав налогоплательщика не допущено.
- 12.02.2025
По результатам
камеральной проверки обществу были начислены налог на добычу полезных ископаемых, пени и штраф в связи с неправомерным применением способа оценки добытых полезных ископаемых из расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.Итог: требование удовлетворено в части, поскольку установлено наличие у налогового органа оснований для применения расчетного метода определения налога, обществом д
- 18.08.2024
По результатам
камеральной проверки обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с искажением сведений о фактах хозяйственной жизни и созданием формального документооборота, направленного на минимизацию налоговых обязательств в результате необоснованного применения налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны обстоятельства, свидетельствующие о фиктивном харак
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, начислил пени и штраф, сделав вывод о неправомерном применении налогоплательщиком налоговой льготы по НДС в отношении операций, связанных с оказанием услуг по обеспечению деятельности скорой помощи.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что действия сотрудников (водители) налогоплательщика были направлены на создание условий, благоприятству
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу были доначислены НДС, налог на прибыль и пени в связи с необоснованным уменьшением обществом налоговой базы по налогам на сумму вычетов по взаимоотношениям с контрагентом.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказано, что обществом были совершены действия, направленные на получение необоснованной налоговой выгоды и уклонение от налогообложения путем со
- 03.07.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС, пени и штраф в связи с необоснованным применением налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказана направленность действий общества и его контрагентов на получение необоснованной налоговой выгоды путем создания искусственного документооборота без осуществления реальной экономической деятельности.
- 16.07.2025
Налоговый орган
доначислил НДС, отказал в возмещении суммы НДС, сделав вывод о необоснованном уменьшении налогоплательщиком сумм налога к уплате в результате искажения сведений о хозяйственной деятельности.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку подтвержден факт искажения налогоплательщиком сведений налоговой отчетности по сделкам с контрагентом, приобретенные у данного контрагента тов
- 10.07.2025
Определением взысканы
судебные расходы на оплату услуг представителя и уплату государственной пошлины.Итог: определение отменено в части взыскания государственной пошлины. В удовлетворении требования в данной части отказано, поскольку государственная пошлина взыскана в федеральный бюджет с лица, освобожденного в силу закона от ее уплаты.
- 06.04.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены налог на прибыль, НДС, соответствующие пени и штрафы в связи с получением необоснованной налоговой выгоды путем создания схемы минимизации налогового бремени с использованием технических организаций (контрагентов).Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что контрагентами общества не был исчислен и уплачен налог, принятый к вычету общес
- 25.07.2024 Письмо ФНС России от 12.07.2024 г. № ЕА-2-15/10152
- 23.06.2023 Письмо Минфина России от 26.05.2023 г. № 02-09-10/48295
- 13.03.2023 Письмо Минфина России от 23.01.2023 г. № 03-13-05/4481
- 08.07.2025 Письмо ФНС России от 21.04.2023 г. № ЕА-3-15/5626@
- 20.05.2025 Письмо Минфина России от 10.04.2025 г. № 03-07-10/35615
- 14.02.2025 Письмо Минфина России от 28.12.2024 г. № 03-07-11/133174
- 11.09.2024 Письмо ФНС России от 03.09.2024 г. № СД-17-3/2581@
- 16.08.2024 Письмо Минфина России от 21.06.2024 г. № 03-07-08/57623
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 23.10.2023 г. № 03-07-11/100562
Комментарии