Судебные дела / Постановления / Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июня 2003 года Дело N А05-15248/02-879/22
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23 июня 2003 года Дело N А05-15248/02-879/22
Налоговый орган при определении цены применил Порядок определения арендной платы за аренду движимого имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области, который утвержден решением Архангельского областного собрания депутатов от 09.10.98 N 477, а не использовал официальную информацию о рыночных ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках, что необходимо в силу положений пунктов 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
08.10.2007ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 июня 2003 года Дело N А05-15248/02-879/22
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Шевченко А.В., судей Абакумовой И.Д. и Кочеровой Л.И., рассмотрев 17.06.03 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.03 по делу N А05-15248/02-879/22 (судья Хромцов В.Н.),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Архангельское предприятие "Автотехтранс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании частично недействительными решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее - Инспекция) от 26.07.02 N 01/1-20-19/2208, а также требования от 26.07.02 N 01/1-20-19/846.
Решением арбитражного суда от 12.02.03 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить обжалуемый судебный акт и отказать в удовлетворении требований Общества. По мнению подателя жалобы, при вынесении решения налоговый орган правильно определил рыночную стоимость услуг по сдаче в аренду транспортных средств.
Стороны о времени и месте слушания дела извещены должным образом, однако представители в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения Обществом законодательства о налогах и сборах в период с 01.01.2000 по 31.12.01, о чем составлен акт от 14.06.02 N 01/1-20-19/1121ДСП. На основании данного акта Инспекцией принято решение от 26.07.02 N 01/1-20-19/2208, в частности о доначислении Обществу 70090 руб. налога на прибыль за 2000 год и начислении пеней. На указанную сумму в адрес Общества выставлено и направлено требование от 26.07.02 N 01/1-20-19/846.
Входе налоговой проверки выявлены нарушения, касающиеся определения цен при расчетах за аренду транспортных средств между взаимозависимыми лицами. Налоговый орган установил, что Общество заключило договоры аренды транспортных средств: на автомобили "Митсубиси Паджеро" с Родиным А.Ф., который является коммерческим директором и единственным учредителем Общества, а также на "УАЗ-452" с предпринимателем Родиным В.Ф. - родным братом учредителя и коммерческого директора Общества Родина А.Ф.
В 2000 году стоимость аренды автомобиля "Митсубиси Паджеро" составляла 50000 руб. в месяц, а автомобиля "УАЗ-452" - 20000 руб. в месяц. В акте проверки указано, что сумма арендной платы по договорам аренды в 2000 году отклоняется более чем на 20 процентов в сторону повышения по аналогичным договорам аренды автомобиля в 1999 году. На основании Порядка определения арендной платы за аренду движимого имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области, который утвержден решением Архангельского областного собрания депутатов от 09.10.98 N 477, налоговый орган определил плату за аренду транспортных средств в соответствии с частью 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно части 1 статьи 40 НК РФ для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам лишь в строго определенных случаях, а именно: между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, при совершении внешнеторговых сделок, при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Согласно пункту 3 статьи 40 НК РФ налоговые органы вправе доначислить налоги и начислить пени, рассчитанные таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы или услуги.
Как следует из пункта 9 статьи 40 НК РФ, при определении рыночных цен на товары, работы или услуги учитывается информация о заключенных на момент реализации этих товаров, работ или услуг сделках с идентичными (однородными) товарами, работами или услугами в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены.
При этом условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров, работ или услуг признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров, работ или услуг, либо может быть учтено с помощью поправок.
В силу положений пункта 1 статьи 40 НК РФ бремя доказывания несоответствия цен, применяемых при оказании услуг либо при реализации товара по рыночным ценам, возлагается на налоговый орган. Процедура определения рыночной цены на услуги или товары обязательна для налогового органа и установлена пунктами 4 - 11 данной статьи.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что сделки совершены между взаимозависимыми лицами. Однако, по мнению суда, Инспекция нарушила порядок определения рыночной цены услуг по сдаче транспортных средств в аренду, установленный пунктами 4 - 11 статьи 40 НК РФ. Налоговый орган при определении цены применил Порядок определения арендной платы за аренду движимого имущества, находящегося в государственной собственности Архангельской области, который утвержден решением Архангельского областного собрания депутатов от 09.10.98 N 477, а не использовал официальную информацию о рыночных ценах на товары, работы, услуги и биржевых котировках, что необходимо в силу положений пунктов 4 - 11 статьи 40 НК РФ.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав все представленные по делу доказательства, сделал правильный вывод о том, что расчет Инспекции не может служить надлежащим основанием для доначисления Обществу налогов и начисления пеней.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12.02.03 по делу N А05-15248/02-879/22 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий
ШЕВЧЕНКО А.В.
Судьи
АБАКУМОВА И.Д.
КОЧЕРОВА Л.И.
- 29.08.2023 В УФНС назвали основные ошибки в уведомлениях об исчисленных налогах
- 07.04.2014 Наличие просроченной задолженности у организации не является обстоятельством непреодолимой силы
- 03.06.2011 Уплату налога можно перенести на более поздний срок
- 09.06.2015 ФНС России и ОЭСР обсуждают вопросы администрирования трансфертного ценообразования
- 02.12.2013 Нормы по консолидированному налогообложению необходимо доработать
- 22.11.2013 Штраф за неуведомление о совершении контролируемых сделок повысится
- 20.07.2012 Договор аренды можно подписать до регистрации права собственности на объект
- 19.10.2011 Услуги по перевозке грузов и сдаче транспорта в аренду можно совмещать
- 09.09.2011 Для подтверждения аренды ежемесячно составлять акты не нужно
- 27.09.2021 ФНС разъяснила порядок возмещения налогов участниками налогового мониторинга
- 22.09.2007 Эффективная защита налогоплательщика №187 от 18.09.07
- 29.08.2007 Применение статьи 40 НК РФ. Отнесение в расходы процентов по векселям.
- 15.07.2013 Заполняем уведомление о контролируемых сделках
- 16.05.2013 Членство в ОЭСР – это «знак качества» для инвесторов
- 06.03.2013 Регулирование инвентаризационных разниц
- 18.03.2019 Судебные победы арендаторов
- 10.08.2018 Договор аренды: в каких случаях его можно заключить и как правильно составить
- 13.04.2016 Условия договора аренды
- 05.06.2023
Доначислен налог
по УСН ввиду необоснованного применения пониженной ставки, предусмотренной законом субъекта РФ.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной вид экономической деятельности налогоплательщика, сведения о котором отражены в реестре индивидуальных предпринимателей, не соответствует виду экономической деятельности, в отношении которого предусмотрена пониженная налоговая ставк
- 14.04.2014
В соответствии с п.
2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Принимая во внимание положения п. 7 ст. 396 НК РФ, суды обоснованно признали верным исчисление предпринимателем с 01.07.2012 г. з - 08.10.2007 Из содержания статьи 40 НК РФ следует, что налоговые органы вправе применять затратный метод только в случае невозможности использования иных методов определения рыночной цены (на основании информации от официальных источников о рыночных ценах, метода цены последующей реализации) на соответствующие товары (работы, услуги). Однако инспекция не представила доказательств в обоснование правомерности применения ею затратного метода.
- 07.08.2013
Суды сделали обоснованные выводы,
что налоговый орган не доказал правомерность применения им рыночной цены реализованного обществом в проверяемом периоде взаимозависимому лицу товара, поскольку данная цена определена с нарушением требований п. п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ, не доказал, что взаимозависимость компании и партнера повлияла на цены сделок. - 04.07.2013
Согласно п. 11 ст.
40 НК РФ при определении и признании рыночной цены товара, работы и услуги используются официальные источники информации о рыночных ценах на товары, работы или услуги и биржевых котировках. Суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, перечисленными в п. 4 – 11 ст. 40 НК РФ (п. 12 ст. 40 НК РФ). - 19.05.2013
Инспекция не доказала, что
цена реализации, примененная налогоплательщиком, отклоняется более чем на 20 процентов в сторону понижения от уровня цен, применяемых по идентичным (однородным) товарам в сопоставимых условиях с рассматриваемыми условиями сделок. Суды правомерно признали недействительным решение инспекции в части предложения уменьшить убыток за 2010 год в сумме 228 732 руб. Налогоплательщиком правомерно отражен убыток от реализации спорных тра
- 14.06.2023
Оспариваемыми решениями
было отказано в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и в возмещении частично суммы НДС в связи с тем, что совершение обществом сделки по передаче права аренды земельных участков, по которым были заявлены вычеты, не связано с использованием данного права в деятельности общества, облагаемой НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку на
- 15.05.2023
Арендодатель ссылался
на невнесение арендатором арендной платы в досудебном порядке.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку арендатор в пользу арендодателя как физического лица уплатил доход от сдачи последним в аренду спорного участка и в качестве налогового агента правомерно исчислил, удержал из его дохода НДФЛ и перечислил его в бюджет.
- 27.03.2023
Стороны заключили
договор аренды объектов движимого и недвижимого имущества, находящегося в залоге у банков. Арендатор ненадлежащим образом исполнил обязательство по внесению арендной платы и отказался уплатить НДС в размере, превышающем согласованный.Итог: требование о взыскании арендной платы удовлетворено, поскольку факт пользования объектами установлен и поскольку зачет встречных однородных требовани
- 21.03.2024 Письмо Минфина России Вопрос: Об определении размера совокупной обязанности по ЕНС.
- 01.12.2023 Письмо Минфина России от 15.11.2023 г. № 03-11-11/109538
- 05.06.2023 Письмо Минфина России от 16.05.2023 г. № 03-04-05/44452
- 08.05.2013 Проект «Основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»
- 29.03.2013 Письмо ФНС России от 15.01.2013 г. № ОА-4-13/146@
- 07.12.2012 Письмо ФНС России от 26.10.2012 № ОА-4-13/18182
- 05.03.2024 Письмо Минфина России от 18.01.2024 г. № 03-07-11/3227
- 30.01.2023 Письмо Минфина России от 26.12.2022 г. № 03-04-05/127841
- 12.08.2011 Письмо Минфина РФ от 5 августа 2011 г. N 03-03-06/4/90
Комментарии