
Судебные дела / Определения / Определение КС РФ №115-O от 08.04.2003
Определение КС РФ №115-O от 08.04.2003
Правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в этом Определении, в том числе по вопросу взимания дополнительных платежей, не может рассматриваться как основание для взыскания таких платежей в случаях, когда предприятию предоставлялась отсрочка по уплате налога по основанию задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа
08.04.2003КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 апреля 2003 года № 115-О
ПО ХОДАТАЙСТВУ ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО
ПРЕДПРИЯТИЯ "123 АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД"
ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ РАЗЪЯСНЕНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО
СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 13 НОЯБРЯ 2001 Г. N 225-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ "АРКТИКМОРНЕФТЕГАЗРАЗВЕДКА" И "123
АВИАЦИОННЫЙ РЕМОНТНЫЙ ЗАВОД", ОАО "ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ
КОМБИНАТ "ПЕЧЕНГАНИКЕЛЬ", "САЛАВАТНЕФТЕОРГСИНТЕЗ"
И "ТАЙМЫРЭНЕРГО" НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД ПОЛОЖЕНИЯМИ ПУНКТА 2 СТАТЬИ 8 ЗАКОНА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ
ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи Г.А. Гаджиева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное изучение ходатайства государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод",
установил:
1. В Определении от 13 ноября 2001 г. N 225-О об отказе в принятии к рассмотрению жалоб государственных унитарных предприятий "Арктикморнефтегазразведка" и "123 Авиационный ремонтный завод", ОАО "Горно-металлургический комбинат "Печенганикель", "Салаватнефтеоргсинтез" и "Таймырэнерго" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского процента), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту; проценты на сумму налога являются доплатой в бюджет фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый).
Государственное унитарное предприятие "123 Авиационный ремонтный завод" в своем ходатайстве просит дать официальное разъяснение указанного Определения, ответив на следующий вопрос:
возникают ли кредитные отношения по уплате разницы между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал, уточненной на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале, при отсутствии у налогоплательщика законной обязанности в течение отчетного периода уплачивать текущие авансовые платежи налога на прибыль?
2. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" государственное унитарное предприятие "123 Авиационный ремонтный завод" просило признать не соответствующим статьям 55 и 57 Конституции Российской Федерации положение, согласно которому разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога на прибыль за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале. Из приложенных к жалобе решений правоприменительных органов следовало, что фактически заявителем оспаривалась конституционность пункта 2 в части, допускающей взимание дополнительных платежей в случаях предоставления в установленном порядке отсрочки по уплате налога на прибыль в местный бюджет.
Поскольку заявитель ставил только вопрос о конституционности положения пункта 2 статьи 8 Закона, в силу которого предусматривается начисление в размере ставки рефинансирования, установленной Банком России (которое, по мнению заявителя, выходит за рамки налогового обязательства), в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2001 г. N 225-О предмет и был сформулирован в рамках заявленного требования. Проверка же законности состоявшихся по делу судебных решений, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в названном Определении, входит в компетенцию вышестоящих арбитражных судов.
Вместе с тем правоприменительные решения, как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации, должны приниматься на основе конституционно-правового смысла применяемой нормы, в данном случае - пункта 2 статьи 8 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в части, касающейся возможности взимания дополнительных платежей, который был выявлен в Определении, о разъяснении которого ходатайствует заявитель.
Правовая позиция, сформулированная Конституционным Судом Российской Федерации в этом Определении, в том числе по вопросу взимания дополнительных платежей, не может рассматриваться как основание для взыскания таких платежей в случаях, когда предприятию предоставлялась отсрочка по уплате налога по основанию задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного государственного заказа. Поэтому дело государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" по иску о признании недействительным пункта 2 решения налогового органа N 02-12/44 от 27 декабря 2000 года об уплате в бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1997 - 1998 годы и об уменьшении налога на прибыль за 1997 год подлежит пересмотру в установленном порядке.
3. В соответствии со статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации при осуществлении конституционного судопроизводства воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов, а потому какие-либо конкретные предписания в Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 2001 г. N 225-О включены быть не могли.
Расширение содержания данного Определения (на чем, по сути, настаивает заявитель в своем ходатайстве), предполагающее изложение Конституционным Судом Российской Федерации новых правовых позиций, не соответствовало бы сущности предусмотренного статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" института официального разъяснения решения, поскольку в процессе разъяснения Конституционный Суд Российской Федерации не вправе формулировать правовые позиции, не нашедшие отражения в самом разъясняемом решении. Указанные же Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 13 ноября 2001 г. N 225-О присущие кредиту признаки, касающиеся порядка исчисления и уплаты налога на прибыль, были основаны на нормах Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций", действовавших во время вынесения Определения и в соответствующей части утративших силу с 1 января 2002 года.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью первой статьи 79 и статьей 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению ходатайства государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод".
2. Дело государственного унитарного предприятия "123 Авиационный ремонтный завод" по иску о признании недействительным пункта 2 решения налогового органа N 02-12/44 от 27 декабря 2000 года об уплате в бюджет дополнительных платежей по налогу на прибыль за 1997 - 1998 годы и об уменьшении налога на прибыль за 1997 год подлежит пересмотру в установленном законом порядке.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д.ЗОРЬКИН
Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Ю.М.ДАНИЛОВ
Темы: Налоги  Налог на прибыль  Дополнительные платежи  
- 28.10.2019 Экстремальное повышение штрафов-2019: изменения в Экологическом сборе
- 13.03.2014 Единая ставка НДФЛ в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности
- 22.01.2013 Проверять «сомнительность» в отношении покупателей не требуется
- 17.06.2025 Принят законопроект о новых правилах налогообложения международных холдинговых компаний
- 09.06.2025 Разъяснено, когда обеспечительный платеж облагается налогом на прибыль
- 26.05.2025 Минфин: в 2025 году запрещено учитывать старые расходы для уменьшения прибыли
- 22.01.2007 Списание дополнительных платежей при досрочном выполнении условий реструктуризации
- 05.10.2005 Что собой представляют дополнительные платежи по налогу на прибыль?
- 29.03.2016 Специальные налоговые режимы РФ
- 25.03.2016 Зачем платить налоги
- 18.03.2016 Налогообложение. Что такое косвенные налоги
- 05.10.2023 Как правильно учесть расходы в виде безвозмездного пожертвования имущества участникам СВО?
- 18.07.2023 Как новой организации платить авансы по налогу на прибыль
- 06.07.2023 Налоговики рассказали, как отразить в декларации авансы по налогу на прибыль
- 29.08.2007 Дополнительные платежи по налогу на прибыль
- 05.05.2024
Налоговый орган
доначислил НДС, налог на прибыль, налог по УСН, страховые взносы, пени и штрафы ввиду неправомерного освобождения от уплаты НДС, применения пониженных ставок и тарифов по итогам формальной передачи обществом исключительных прав на использование базы данных взаимозависимым и подконтрольным лицам, а также ввиду занижения доходов до реорганизации общества в форме присоединения.Итог: в удовле
- 07.04.2024
Оспариваемым актом
обществу доначислены НДС, налог на прибыль, начислены пени, поскольку основными поставщиками и покупателями общества являлись взаимозависимые с ним организации, входящие в единый холдинг, которые также были зависимы между собой.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку налоговым органом подтверждено то, что общество исказило сведения о фактах хозяйственной жизни, в том числ
- 14.11.2022
Налоговый орган
начислил НДС, налог на прибыль, штраф по п. п. 1 и 3 ст. 122 НК РФ, ссылаясь на создание обществом мнимых хозяйственных операций с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказаны отсутствие реальных хозяйственных операций между обществом и спорными контрагентами, создание фиктивного документооборота с целью получения необоснованной налоговой выгоды в виде увел
- 18.06.2025
Оспариваемым решением
обществу доначислены НДС и налог на прибыль, пени и штраф в связи с неполной уплатой налогов в бюджет.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт получения обществом необоснованной налоговой выгоды, установленные в ходе налоговой проверки обстоятельства свидетельствуют о нереальности хозяйственных операций общества с контрагентами.
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о получении ООО необоснованной налоговой выгоды по операциям с контрагентами.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку основной целью привлечения ООО сомнительного контрагента являлись умышленное уменьшение налоговых обязательств и получение необоснованной налоговой выгоды, формирование необоснован
- 18.06.2025
Налоговым органом
принято решение о доначислении НДС и налога на прибыль в связи с выводом о нарушении обществом пп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ по взаимоотношениям с контрагентом, выразившемся в уменьшении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и неправомерном применении налоговых вычетов по НДС.Итог: в удовлетворении требования отказано, поскольку документы по сделкам общества и его контрагента
- 06.09.2007 Постановление ВАС РФ от 6 сентября 2005 г. N 4231/05
- 08.04.2003
Содержащиеся в ходатайстве
требования фактически сводятся к требованию о выработке конкретных предписаний арбитражным судам и о решении вопроса об устранении противоречий между нормами налогового законодательства, что не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, определенную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального констит - 10.01.2002
- 30.05.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-05-04-06/34958
- 29.05.2025 Письмо Минфина России от 04.04.2025 г. № 02-01-06/33918
- 28.02.2025 Письмо Минфина России от 27.12.2024 г. № 03-05-08/132437
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 09.04.2025 г. № 03-03-06/1/35054
- 16.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/1/36990
- 11.06.2025 Письмо Минфина России от 14.04.2025 г. № 03-03-06/2/36720
Комментарии